Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Политика
Лавров исключил раскаяние Кэмерона за оправдание ударов по РФ
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Мир
Си Цзиньпин заявил о намерении совместно с Францией искать решение украинского кризиса
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
Пожар на заводе Diehl в Берлине не смогли потушить за три дня
Мир
В Палестине рассказали о нападениях израильских поселенцев
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
ЕК не увидела дискриминации россиян в поправках к миграционному закону в Латвии
Мир
Консерваторы потеряли почти половину мест в советах Великобритании после выборов
Мир
Генерал НАТО предположил конец поставок оружия ВСУ в случае недостатка мобилизованных
Мир
МВД России объявило в розыск экс-главу СНБО Украины Данилова
Общество
Семь мощных вспышек зафиксировали на солнце 5 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Малый театр открыл 263-й сезон. О том, какие подарки зрителям приготовят артисты к Новому году, как надо бороться за великие пьесы и может ли актер быть скромным, «Известиям» рассказал художественный руководитель коллектива народный артист СССР Юрий Соломин.

— Юрий Мефодьевич, чем порадуете в новом сезоне?

— Владимир Бейлис возьмется за постановку «Перед заходом солнца» по Герхарту Гауптману с Борисом Клюевым в главной роли. Мне как режиссеру предложили сделать спектакль «Дальше — тишина», и я не отказался. Еще давно в Театре Моссовета была такая известная постановка Анатолия Эфроса по американскому фильму 1930-х годов («Уступи место завтрашнему дню» режиссера Лео Маккэри. — «Известия»), на сцене блистали Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Но история очень современная — про семью, в которой старики становятся никому не нужны. Для нашей труппы это будет хорошая история. На сцену выйдут разные поколения артистов — от ветеранов до молодежи.

Далее планируем Островского. Куда ж мы без него? Пьесу «Красавец-мужчина» поставит Василий Федоров. Она давно не шла в Малом театре. А на Камерной сцене можно будет увидеть «Царь, или Государственный переворот» по драме Святослава Рыбаса в режиссуре Елены Олениной. Мы немного опоздали с этой темой, хотели ее сделать к 100-летию со дня гибели Николая II.

Премьера комедии "Красавец-мужчина"

4 января 1980 года. Премьера комедии «Красавец-мужчина» А.Н. Островского в Государственном академическом Малом театре Союза ССР

Фото: ТАСС/Михаил Строков

— Говорят, в репертуаре Малого театра появится детский спектакль, чего давно не было.

— Мы должны вернуться к детям с хорошим репертуаром. Это очень красивая постановка Виталия Иванова по «Сказке о Царе Салтане» Пушкина. Она уже была в репертуаре. Многие актеры, игравшие в ней, постарели. Теперь репетировать спектакль будут два состава нашей молодежи. Премьера намечена на 25 декабря. Для маленьких зрителей эта сказка станет прекрасным подарком к Новому году. Играть ее планируем все зимние каникулы.

— В прошлом сезоне у вас состоялась премьера спектакля «Смута» режиссера Владимира Бейлиса по книге, написанной министром культуры Владимиром Мединским. Критика отнеслась к этой постановке крайне скептически...

— ...чего не скажешь про зрителей. Все билеты были проданы. Людям нравится актерская работа, визуальная составляющая. Книга, кстати, написана давно, по ней спектакли поставлены и во Владивостоке, и в Смоленске. Познакомился я с книгой, когда она только появилась в продаже. Мне понравилось, что исторические события там описаны, как в детективе.

Это вообще очень актуальное произведение, несмотря на то что повествует про события XVI века. Оно про отношения России с Западом. Вы посмотрите, что сейчас происходит в Европе и Америке. Сфабриковали и раздули «дело Скрипалей». Подключился ко этому всему Трамп... Он-то тут при чем? Я никому не верю. Покажите мне Скрипалей!

Спектакль «Смута»

Спектакль «Смута»

Фото Государственного академического Малого театра/maly.ru

— Вы человек старой формации...

— Я человек старого воспитания. Меня это шокирует.

— На презентации в Минкультуры летом этого года вы не получили финансирования на фильм «Скучная история» по Чехову?

— В итоге что-то дали. Я никогда ничего не просил. Но у меня многое связано с именем Антона Павловича. Я за него даже подраться могу. Несколько лет назад мы хотели поставить в Малом театре «Скучную историю». За режиссуру взялся Сергей Женовач. Но спектакль не случился. Так бывает.

— После той презентации вы стали звездой соцсетей: людей поразило видео, на котором вы защищаете Чехова.

— И я очень благодарен тем, кто снял и распространил мое выступление. С их помощью нас все-таки заметили. Я там, конечно, сказал всё, что думаю... о Чехове. И вообще, я много ругаюсь. Жена говорит, что разведется со мной. Но мне ничего уже не страшно (смеется).

— Что вас радует в повседневной жизни?

— Обожаю котят и щенят. С удовольствием смотрю по Discovery фильмы о них. У меня три собаки и четыре кошки. Когда я уезжаю от них с дачи, закрываю калитку — в горле комок. Потому что им без меня плохо, а мне без них еще хуже. Они мне очень помогают в жизни.

Недавно прочел книгу о собаках на фронтах Великой Отечественной войны. В ней рассказывается об их подвигах. Легендарный Джульбарс, обнаруживший тысячи мин, был удостоен медали «За боевые заслуги». С его помощью разминировали важные объекты не только на территории СССР, но и в боях за европейские города. Почему бы не снять фильм об этом героическом животном? Хорошая история. И наверняка понравится детям.

— Видимо, не без вашего совета в спектакле «Смута» на сцену выходит пара русских борзых.

— Конечно. Ведь такие собаки всегда были при дворе королей. Когда я прихожу в театр, всегда с ними здороваюсь, а уходя — прощаюсь. Это тоже наши артисты.

Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Все больше разговоров о том, кто придет на смену художественному руководству известных театров...

— Отлично понимаю, о чем вы. Представьте, худруку Ленкома Марку Захарову — 84, Галине Волчек из «Современника» — тоже, Татьяне Дорониной, руководящей МХАТ имени Горького, уже 85. Я тоже еще жив. А кого найдете на замену? Такие есть? Ну, не будет меня, назначат какого-нибудь Пупкина. А меня ведь театр выбирал художественным руководителем. И вот уже 30 лет я держу наш дом после моего учителя Михаила Ивановича Царева.

— Малый театр издал книгу о народном артисте РСФСР Викторе Борцове «Виктор Андреевич, выйдите на первый план». Как сделать, чтобы люди не забывали легендарных актеров?

— Это огромная работа нашего музея, авторов Галины Полтавской и Наталии Пашкиной. Я даже не ожидал, что этот труд будет издан. Книга получилась увесистой! Ею можно убить врага. В ней не только рассказано о Вите, но и охвачена история Малого театра.

Я читал ее и плакал. Вспоминал друга. Мы с Виктором Борцовым вместе учились в Щепкинском училище. А в этом году уже 10 лет, как его не стало. В книге есть его воспоминания. И они больше не о себе, а о своих учителях и коллегах. Витя был преданным театру артистом. Еще со студенчества стремился увидеть всё самое лучшее.

Мы жили в общежитии, денег едва хватало. А он покупал билеты в Ленинград и ехал смотреть спектакли Товстоногова. А когда ночным поездом возвращался, мы его расспрашивали: «Витька, ну, как там Товстоногов?» Он рассказывал. Например, как побывал на спектакле «Идиот», в котором дебютировал Иннокентий Смоктуновский и блестяще играл Евгений Лебедев...

Через Борцова мы, его однокашники, заинтересовались работами Бориса Ливанова во МХАТе. Витя обожал этого артиста, лауреата пяти Сталинских премий. Столько, кажется, не было ни у кого. Однажды ночью пришел со спектакля и давай всех будить в комнате. Нас там жило семеро. Все ребята его послали, один я культурный оказался. И Витя до утра восхищался Ливановым.

Спектакль "Берег" Виктор Борцов в роли Меженина, Виктор Коршунов в роли Никитина и Юрий Соломин в роли Княжко

Государственный академический Малый театр Союза ССР. Спектакль «Берег». Виктор Борцов в роли Меженина, Виктор Коршунов в роли Никитина и Юрий Соломин в роли Княжко (слева направо)

Фото: ТАСС/Валентин Соболев

— Зрителям Виктор Борцов в основном известен по «Покровским воротам». «Яволь, Маргарита Павловна», — говорил его герой Савва Игнатьевич.

— Есть и другие роли. Витя был скромный человек и никогда не афишировал свой успех. Он просто много работал. Мы с ним и Романом Филипповым впервые вышли на сцену еще студентами, в постановке Андрея Гончарова «Когда горит сердце». После чего нас троих взяли в Малый театр.

— Скромность — нетипичное качество для вашей профессии. Большинство актеров рвутся к славе.

— А я рвусь? Это вы рветесь ко мне (смеется). И то потому, что я в последнее время всё больше ругаться стал. Тем и интересен. А не рвались за славой те, кто были скромнейшими людьми. Тот же Виктор Борцов. А ведь он после Дмитрия Николаевича Журавлева — лучший чтец. Раньше Малый театр часто ездил с концертами по стране. Нас любили и знали еще и за прекрасных рассказчиков — это Ильинский, Любезнов, Весник... А потом они умерли, и Витя продолжил начатое ими. Сейчас уж таких мастеров нет.

— В метро появился поезд Малого театра. Кадры спектаклей, цитаты... Вы таким образом решили стать ближе к народу?

— Это, если хотите, такой музей на колесах. Есть реклама спектаклей нынешних и напоминание о прошлых постановках. Заместитель директора театра Юрий Александрович Архипов горел этим. Помогло руководство метро и Следственный комитет России (Юрий Соломин — почетный член общественного совета СК. — «Известия»).

Поскольку про нас мало пишут и не показывают по телевидению, родилась мысль отрекламировать Малый театр таким образом. Больно, что на экране стало мало культуры. Даже одноименный канал перестал показывать запись архивных спектаклей. Нынешние постановки в театрах тоже не торопятся снимать. Слава Богу, я был умным и 12 спектаклей из репертуара Малого театра все-таки успел снять. А что дальше? Олега Табакова уже нет, и снимать некого. Опоздали. Но еще есть Александр Анатольевич Ширвиндт, жив Валентин Гафт, есть Вера Васильева, Владимир Андреев...

Многие теперь спрашивают меня, а почему только состав вашего театра курсирует по Москве? Ну, уж так получилось. Зато в этом поезде перечислены все актеры и режиссеры Малого театра — от его создания до наших дней. А чтобы действительно стать к нам ближе, просто приходите в театр.

Справка «Известий»

Юрий Соломин окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (курс Веры Пашенной), в 1957 году вошел в труппу Малого театра. В кинематографе дебютировал в 1960-м, сыграв главную роль в фильме «Бессонная ночь».

Всесоюзную известность актеру принесла роль Павла Кольцова в телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства». Снимался в картинах «Дерсу Узала», «Блокада», «Летучая мышь», «ТАСС уполномочен заявить…» и др. С 1988 года — художественный руководитель Малого театра. В 1990–1991 годах занимал должность министра культуры РСФСР. Народный артист СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Прямой эфир