Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД Белоруссии выразили надежду на возобновление переговоров РФ и Украины
Мир
Политолог Вароли рассказал о давнем участии солдат НАТО в конфликте на Украине
Армия
«Уралвагонзавод» отправил ВС РФ эшелоны танков Т-90М
Происшествия
В Ярославской области в ДТП погибли трое взрослых и один подросток
Общество
Психолог рассказала о вреде четырехдневной рабочей недели
Мир
В КНДР заявили о превращении британского оружия ВСУ в «горящий металлолом»
Общество
Правоохранители провели обыск у журналистки Надежды Кеворковой
Армия
В парке «Патриот» открыли памятник письмоносице времен Великой Отечественной войны
Армия
Артрасчет «Гиацинт-Б» ВДВ уничтожил самоходку и буксируемую гаубицу ВСУ
Мир
СМИ сообщили о начале эвакуации ЦАХАЛ мирных жителей из Рафаха в секторе Газа
Армия
Российский снайпер рассказал о ликвидации боевика ВСУ в каске с эмблемой СС
Происшествия
При пожаре в частном жилом доме в Пензенской области погибли три человека
Мир
В Италии предрекли обрушение обороны Украины после взятия силами РФ Очеретино
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Марк Захаров готовит очередную премьеру — «Фальстаф и принц Уэльский». Художественный руководитель «Ленкома» неимоверно занят, но нашел время, чтобы встретиться с обозревателем «Известий».

— Марк Анатольевич, о чем спектакль?

Готовится наша собственная версия некоторых шекспировских трагедийных и комедийных мотивов. Это сценическая фантазия-фарс в двух частях. Должен быть, в общем, забавный и смешной спектакль. Премьера в середине апреля.

— А кто играет?

— Певцов Дмитрий Анатольевич, Степанченко Сергей Юрьевич, Захарова, Гизбрехт, Игорь Миркурбанов.

— Вы дружите с актерами или держите дистанцию?

— В основном стараюсь держать дистанцию. Но у меня остаются дружеские отношения с Ширвиндтом, с Джигарханяном, были близкие отношения с Андреем Мироновым. А так я предпочитаю быть в товарищеских отношениях.

Художественный руководитель Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров и художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин (слева направо) 

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Помню, когда я уходил из Театра сатиры (меня назначили главным режиссером в «Ленком»), Плучек Валентин Николаевич, который был главным режиссером, дал мне несколько напутствий. Например, советовал не связываться с бухгалтерией и еще сказал: «У тебя появится много единомышленниц, с ними будь очень аккуратен и осторожен».

— Какие запреты существуют для вас на театральной сцене? Обнаженное тело, нецензурная лексика?

— Если режиссер талантлив и зритель сопереживает тому, что он делает, то допустимо многое. Конечно, у меня есть какие-то собственные тормоза. Несколько лет назад была пьеса, которую предложили сыграть ныне уже покойному Игорю Кваше. Она о том, как герой полюбил козу. Кваша отказался. Такую пьесу и я никогда не смогу поставить, потому что мне это не нравится: противно.

А вот к обнаженному телу на сцене я отношусь спокойно. В живописи, в скульптуре тоже одно время были споры — допустимо или нет? Если это сделано убедительно, талантливо, оправданно по существу, то почему нет? Что касается нецензурной лексики, то очень уважаемые нами литераторы пользовались такой лексикой. И в этом случае многое зависит от таланта. Кстати, для меня большая грубость в русском языке слоган: «Не тормози — сникерсни». Это надругательство над языком.

— Как быть с курением на сцене?

— Есть такие запреты, которые мне очень не нравятся. Я считаю, в этом отношении здравый смысл подвергается нападкам и ограничениям.

— У свободы художника есть границы?

Тему своих раздумий и сочинений, конечно, определяет только автор. Ну нельзя было сказать Пушкину: «Знаешь, братец, сочини что-нибудь про цыган, которые по Бессарабии кочуют, потому что у нас совершенно отсутствует цыганская тема». Вот не надо ничего диктовать и не надо ничего заказывать скрупулезно и буквально: «Давай, сделай что-нибудь патриотическое».

Я думаю, все нормальные законопослушные люди, любящие свою страну, — патриоты, и не обязательно бить себя в грудь. То же и с темой православия. Я православный, но не воцерковленный человек. Иногда посещаю церковь, порой беседую со священниками. Но не перебарщиваю, фанатизма нет.

— В какой период вам легче всего работалось?

 Было страшное давление, а потом наступили 1960-е годы. Стало возможно что-то сказать, появились наши знаменитые поэты, которые собирали целые стадионы и читали стихи. Сейчас многие вздыхают: «Как же так — поэзия не может собрать в залах так много людей». А ушло время. Зато мы стали конкурировать со всем миром, открылись границы, мы знаем, что происходит в других странах, чем живет мировое искусство. Да, сейчас поэт уже не может собрать стадион, и это естественно.

— Поэт собирает своих поклонников в интернете.

 Интернет — это совсем другой способ контакта с интеллектом человека. К нему я отношусь с интересом, но без стопроцентного доверия. Там не все соответствует истине, и есть некоторые завиральные идеи, которые порой очень давят на сознание людей.

— Многие говорят, что сегодня меньше читают, меньше молодых людей ходит в театр. Молодежь деградирует?

 Нет, новое поколение стало умней. Я не имею сведений по поводу всего поколения, сужу по своим студентам — появились юноши и девушки, которые много читают, интересуются мировыми событиями, и у них нет такого слепого восторга по поводу театральных мастеров — преподавателей, который был у нас.

Молодые требуют: «Вы давайте нас учите, рассказывайте о секретах мастерства, рассказывайте обо всех сложностях театральной жизни». И это деловое отношение мне нравится. Кажется, те люди, которым сейчас по 19–20 лет, умнее людей моего поколения в этом возрасте, умнее меня самого в то время.

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

— Вы всегда понимаете сегодняшнюю молодежь?

— Когда я учился в театральном институте, ректор прочел нам, студентам, отрывок. Не помню его дословно, но смысл в том, что молодежь стала развратной, поверхностной и грубой. Говорилось также, что молодые люди очень высокомерно относятся к старшим, они их раздражают и это недопустимо. Подпись — Сократ. Вероятно, есть такой закон несогласия поколений.

Я, например, долго привыкал к увлечению молодых пирсингом, к мужчинам с кольцами в ушах. Но сейчас почти изжил в себе этот предрассудок и отношусь к таким вещам спокойно, с пониманием. Новая мода всегда вызывает определенное раздражение. И ее, кстати, трудно запрограммировать. Если бы мне кто-то сказал в 1960-е, что в моду войдут рваные джинсы, я бы не поверил. Сейчас привык. Если уж они совсем рваные, это вызывает во мне некоторую оторопь, но если в меру, я отношусь спокойно. Во всяком случае, стараюсь относиться к этому как к новому веянию.

— Легко отпускаете артистов сниматься в кино?

— Отпускаю. Потому что после удачного кинематографического опыта актеры приобретают важные качества, они встречаются с новыми людьми, партнерами, наконец, с новой режиссурой, которая у меня лично, впрочем, порой под сомнением. И тем не менее есть еще люди, которые могут интересно работать с актерами, после встречи с ними артист приходит в театр обогащенным, осмелевшим, внимательнее относится к себе. Начинает себя беречь, ценить, понимает, что за каждый спектакль он несет большую ответственность. Ну и популярный артист, конечно, интересует зрителей и воздействует на театральную кассу, простите за подробность. Так называемые медийные лица привлекают публику.

— Но сериал может испортить молодого актера.

 Конечно, может. Мне вот дочь жаловалась недавно, ее приглашали работать в 30-серийном фильме. Знаю такие проекты. Режиссеры говорят: «Вот сейчас мы снимем из первой серии с вами план, а потом здесь же сыграем встречу с любимым человеком из четвертой серии, и потом вы прибежите сюда к десятой серии». Это такой поток, конвейер, который очень далек от искусства. Бывают, конечно, исключения, как в каждом деле, но очень редко.

— Вы с дочерью близки, обсуждаете разные темы?

— Иногда да. Но лучше все-таки это в театре делать, а не дома. Если еще и дома продолжать репетиционный процесс или даже о нем думать, то с ума можно сойти. Необходимо все-таки придумывать какой-то отдых и какую-то разгрузку. Мне в этом помогают две собаки, эрдельтерьеры, которые со временем, я заметил, умнеют.

Художественный руководитель московского театра «Ленком» Марк Захаров (на снимке слева) и его дочь актриса театра «Ленком» Александра Захарова

Фото: ТАСС/Олег Булдаков

Мы часто играем с ними за городом: вот я раньше бросал мяч, собака бежала, с удовольствием мне мяч приносила, а потом она начала смотреть, далеко ли я бросил. И если ей казалось, что расстояние большое, она шла в дом и приносила мне новый мяч. Мол, если ты такой маньяк, то на тебе мяч и не швыряй больше, я не побегу.

Я считаю, что большие собаки представляют особый интерес и ценность, они воздействуют на человека, лечат. Видел фото в интернете — больной солдат лежит в реанимации, а рядом с ним пристроилась его собака: врачи разрешили, видя, что она несет некую целебную энергию. Уверен, крупные собаки помогают выздороветь.

— Эх, разрешили бы собак в российских больницах.

— Они там есть, в хосписы, например, их приводят, животные облегчают страдания человеку. Собака — воистину друг, я отношусь с большим пиететом к крупным собакам.

— А может, правы буддисты, которые говорят, что после земной жизни душа может вселиться в животное, растение?

Это не наша православная вера, но я отношусь к этому мнению с уважением и интересом. Интересно об этом думать, хотя у меня нет убеждения, что я после смерти окажусь каким-то там сусликом, соколом или кенгуру.

— Культуре сегодня придается гораздо меньшее значение, чем спорту или политике. Это не тревожно?

Вы правы. Один умный человек сказал: «Когда разрушается государство, исчезает империя, остается только культура» (парафраз высказывания Эдуарда Эррио «Культура — это то, что остается, когда всё остальное забыто». — «Известия»). Это театр, драматургия, кинематограф, литература. Вот это остается, а технические достижения отступают на второй план. Когда мы говорим о русской культуре, литературе, мы вспоминаем Тютчева, Пушкина, Достоевского, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, который, кстати, был вице-губернатором.

— Худрук — руководитель театра. Его власть абсолютна?

Не всякого худрука. Есть люди, которые создают авторский театр, как это было с Товстоноговым. Мне кажется, дух авторского театра существует и у Додина в Санкт-Петербурге. Там коллектив во многом определяет творческий путь и влияет на формирование эстетических ценностей, которые свойственны только этому театру и отличают его от других театральных коллективов. Это, на мой взгляд, очень важно.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Я пытался способствовать тому, чтобы в «Ленкоме», в этих намоленных стенах, тоже была эта аура. А стены, кстати, помогают, я заметил это. Если выехать на другую площадку, ее нужно долго осваивать. Я прошу, чтобы артисты ходили, осматривали новые пространства, новые закономерности. Да, стены всё помнят. Я убежден, что наши, ленкомовские, помнят Пельтцер, Леонова, Броневого и еще многих других артистов, которые были до нашего поколения, тех, кто пришел в театр вместе с моим предшественником, художественным руководителем Иваном Николаевичем Берсеневым…

Справка «Известий»

Марк Захаров в 1955 году окончил актерский факультет ГИТИСа.

 

С 1965 года — режиссер Московского театра сатиры, с 1973 года служит в Московском театре Ленинского комсомола (Ленком). Народный артист СССР. Лауреат Государственных премий. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

 

 

Прямой эфир