Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские танкисты продолжили вытеснять ВСУ под Старомайорским
Мир
Французы высказались за упразднение несовершеннолетия как смягчающего обстоятельства
Мир
Страны G7 договорились продолжить работу в направлении отказа от российского газа
Мир
AstraZeneca признала провоцирование тромбоза ее вакциной от COVID
Мир
Глава МИД Венгрии обвинил западных политиков в одержимости ядерной войной
Происшествия
В ДНР сообщили о минировании ВСУ окраин Донецка немецкими минами
Мир
Украина вышла из соглашения по здравоохранению в рамках СНГ
Интернет и технологии
В России кибератаки на сервисы покупки билетов выросли в два раза с начала апреля
Общество
Суд в Москве арестовал обвиняемых в поджоге вертолета на московском аэродроме
Общество
В Херсонской области задержали участницу украинского нацбатальона
Мир
Митингующие против закона об иноагентах в Тбилиси перекрыли проспект
Мир
Министр цифрового развития Казахстана Мусин освобожден от должности
Армия
ВС России поразили ангар для сборки ударных беспилотных самолетов ВСУ
Мир
Конгрессмен Биггс призвал не давать больше денег Украине
Происшествия
Несколько пожаров возникло в частном секторе Улан-Удэ
Общество
Бастрыкин взял на контроль дело о гибели ребенка после падения дерева в КЧР
Общество
Пожар в окрестностях Улан-Удэ локализован на площади 10 тыс. кв. м

Возвращение «Одиссеи»

В российском прокате — отреставрированная версия главного шедевра Стэнли Кубрика
0
Фото: Getty Images/Corbis/Sunset Boulevard
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат через 50 лет после создания выходит один из ключевых фильмов XX века — «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. К юбилею картину отреставрировали под руководством Кристофера Нолана («Интерстеллар») с оригинальной 70-миллиметровой пленки и перевели в формат IMAX. Не зря: огромный экран идеален для безупречного визуального ряда и соразмерен философскому масштабу произведения.

Удивительно, но фантастическая лента полувековой давности сегодня не кажется устаревшей. Напротив, ее форма по-прежнему поражает (много ли мы вспомним блокбастеров, где за первые полчаса не звучит ни одного слова?), каждый кадр воспринимается как произведение искусства, а идеи, заложенные Кубриком и соавтором сценария Артуром Кларком, сохраняют актуальность. И вряд ли когда-то ее потеряют.

«Космическая одиссея» — это не про 2001 год, в котором разворачивается действие основной части фильма, и даже не про будущее в целом. Это — про вечное. Почему происходит эволюция? Существует ли во Вселенной разум, превосходящий человеческий? Что есть первооснова жизни? В отличие от Нолана, иллюстрировавшего в «Интерстелларе» реальную научную гипотезу, Кубрик не дает ответов. Вместо физики у него — метафизика, вместо гимна познанию — декларация принципиальной непознаваемости мира.

Можно усматривать в «Космической одиссее» связь с реальными событиями (фильм предвосхитил высадку первого человека на Луну), можно — дискутировать о религиозных мотивах, на что намекнул сам Кубрик в одном из интервью. Но буквальной трактовке картина не поддается. «Космическая одиссея» — цепочка символов, художественных метафор, большинство из которых оказались столь емкими и выразительными, что давно уже начали жить отдельно от фильма.

Монолит в пустыне и младенец в космосе, красный «глаз» компьютера HAL9000 и космический корабль, «танцующий» под вальс Иоганна Штрауса... Бесконечные цитаты, пародии, реклама и клипы «по мотивам» сделали образы «Одиссеи» поистине народными, хотя сама картина народной никогда не была.

Первые зрители были смущены непонятностью происходящего на экране. И своим мировым успехом в прокате фильм был обязан не новаторскому содержанию и экспериментальной киноформе, выстроенной по оперным принципам, а невиданным в те годы спецэффектам. За них Кубрик и получил единственный в своей карьере «Оскар» (по сути, глубоко второстепенная номинация), а вовсе не за режиссуру или сценарий.

Впрочем, влияние картины на кинематограф оказалось столь сильным, что никакие премии не смогли бы стать его адекватным отражением. «Космическая одиссея» проложила дорогу «Солярису» Тарковского и «Звездным войнам» Лукаса, франшизе про Чужого и всей кинофантастике Стивена Спилберга (включая «Искусственный разум», задуманный самим Кубриком и переданный им младшему товарищу «по наследству»). В последнее десятилетие эстафету подхватили Дени Вильнев («Прибытие») и уже упомянутый Нолан.

Но годы идут, а кубриковский шедевр по-прежнему возвышается, как загадочный монолит, на фоне более или менее удачных попыток создать нечто сопоставимое. Дело в том, что остальных режиссеров интересует человеческое, Кубрика же — сверхчеловеческое. Недаром тема из симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса так хорошо подошла к начальным и финальным кадрам фильма. Правда, искать ключи к сюжету в ницшеанстве, да и в любых других философских, научных, теософских концепциях — столь же бессмысленно, как пытаться объяснить магию черной стелы. Остается только завороженно наблюдать за открывающим новые горизонты полетом «Одиссеи» и — радоваться очередному ее возвращению на нашу орбиту.

 

Прямой эфир