Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в храме в Белгородской области из-за падения дрона ВСУ
Мир
СМИ сообщили об ужесточении требования к ввозу домашних животных из России в ЕС
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Петербурге ликвидировали открытое горение в цехе с полиэтиленом
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Общество
Синоптики пообещали москвичам ясную и теплую погоду без осадков 19 мая

Предприниматель городского типа

0
Фото: Экономика некоторых регионов может расти только за счет малого бизнеса | РИА Новости/Антон Денисов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По данным Росстата, в 2018 году ко­личество предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) в России выросло на 6,9% и составило более 6 млн. Впрочем, цифры лукавы. Доля МСП в экономике по-прежнему низка — всего 20%, а количество заня­тых в этой сфере работников не до­росло до 20 млн человек. Кроме того, практически весь малый бизнес сосре­доточен в городах, и лишь мизерная его часть — в сельских поселениях. Од­нако, несмотря на сегодняшние скром­ные цифры, эксперты уже видят точки роста МСП в ближайшие годы.

Структура МСП отличается от ре­гиона к региону. Традиционно ма­лый и средний бизнес лучше всего развит в Центральном федеральном округе. Согласно Единому реестру субъектов МСП, сегодня там дей­ствуют 1 807 744 предприятия. Сле­дом идет Приволжский ФО, где рабо­тают 1 064 083 предприятия, Южный ФО — 714 024 предприятия, Северо- Западный ФО — 684 296, Сибирский ФО — 687 574. В списке отстающих уже много лет находятся два регио­на — Дальневосточный, где работают 295 197 субъектов МСП, и Северо-Кав­казский с 198 493 предприятиями.

В округах МСП также распределе­ны неоднородно. К примеру, основная масса предприятий МСП в Дальнево­сточном ФО приходится на Республику Саха, Магаданскую область и Камчатку, а в более населенных Ев­рейской и Чукотской АО их в два раза меньше.

— Малый и средний бизнес в России развивается неравномерно, — гово­рит заместитель исполнительного ди­ректора общероссийской обществен­ной организации «Опора России» Иван Ефременков. — Он сосредоточен пре­имущественно в крупных агломера­циях — Москве, Санкт-Петербурге, других городах-миллионниках. В ре­гионах, где нет миллионников, — про­сто в крупных городах. Например, в Тверской области половина всего малого бизнеса — 23 тыс. субъектов из 47 тыс. — приходится на Тверь.

Основную долю в малом и среднем бизнесе занимает по-прежнему опто­вая и розничная торговля. В поселках следующими по популярности после торговли видами деятельности явля­ются фермерство и развитие туристи­ческой инфраструктуры. Любопытно, что абсолютным лидером по числу вы­сокотехнологичных малых предпри­ятий является Сибирский федераль­ный округ.

— Безусловно, малые города име­ют свою специфику с точки зрения развития малого бизнеса, — счита­ет руководитель департамента су­веренных и региональных рейтингов Национального рейтингового агент­ства Александр Пахалов. — Развивать­ся МСП в малых населенных пунктах значительно сложнее из-за отсут­ствия платежеспособного спроса и не­благоприятной институциональной среды. Власти малых городов часто относятся к задачам развития мало­го бизнеса исключительно формаль­но, не создавая комфортных условий для предпринимателей. Представи­тели малого бизнеса из небольших городов регулярно указывают на то, что местные администрации не толь­ко не помогают преодолевать адми­нистративные барьеры, но и создают избыточное регулирование. Напри­мер, согласование установки вывески или рекламной конструкции в малых городах занимает порой больше вре­мени, чем в Москве или Петербурге. Однако стоит отметить, что у МСП в небольших населенных пунктах есть свои преимущества — это низкий уро­вень конкуренции.

Насчет эффективности предпри­ятий МСП мнения экспертов расхо­дятся: кто-то считает, что отрасль находится в стагнации, а кто-то уже видит рост, который происходит в от­дельных отраслях промышленности. Так, в последний год наблюдался зна­чительный рост выручки предприя­тий МСП в самых отстающих регио­нах страны — Ингушетии, Чеченской Республике, Еврейской АО — на 50, 13 и 20% соответственно. По мнению Ивана Ефременкова, высокие показа­тели обусловлены легализацией ра­боты предприятий малого и среднего бизнеса в результате мер господдерж­ки. По другим оценкам, такой рост стал возможен благодаря вводу в экс­плуатацию новых производств и мо­дернизации существующих за счет вливания в отстающие регионы круп­ных инвестиций. Кроме того, некото­рые производства из большого биз­неса переходят в категорию малого и среднего. Такая ситуация характер­на, например, для станкостроения: со­ветские предприятия-гиганты, при­спосабливаясь к новой рыночной среде, дробятся на малые предприя­тия, занимающие небольшую, но ис­ключительно свою рыночную нишу.

— После упадка отрасли в 90-е за­воды нуждались в модернизации соб­ственных производственных мощ­ностей, чтобы наладить серийный выпуск высокотехнологичных стан­ков, которые могли бы конкуриро­вать с продукцией мировых лиде­ров, — рассказывает председатель комитета по тяжелому машиностро­ению и станкостроению Общероссий­ской общественной организации «Де­ловая Россия», председатель совета директоров компании СТАН Максим Гущин. — Существенную помощь ока­зали такие институты, как Фонд раз­вития промышленности (ФРП), Корпо­рация МСП. Несколько наших заводов реализуют сейчас проекты модерни­зации, частично профинансирован­ные ФРП при гарантийной поддержке Корпорации МСП. Заем на 7 лет под 5% в существующей финансовой системе РФ, которая в целом не обеспечивает отечественные машиностроительные предприятия доступными кредит­ными средствами, — очень серьезная поддержка, которая позволила нам оснастить заводы новым оборудова­нием.

По мнению экспертов, малый и средний бизнес лучше развивает­ся там, где его активно поддерживает региональная власть. На федеральном уровне предусмотрены стандартные меры поддержки МСП: создание ин­фраструктуры — бизнес-инкубато­ров и технопарков, финансовая под­держка по линии гарантийных фондов, институтов развития, АО «Корпора­ция МСП», субсидирование процент­ной ставки, льготное кредитование, лизинговая поддержка, уменьшение обязательного сбора в пенсионный фонд.

На региональном уровне суще­ствуют свои налоговые преферен­ции. Так, регионы могут снижать став­ку по налогу в упрощенной системе налогообложения (УСН) в шесть раз по приоритетным для региона видам деятельности. По отдельным видам деятельности регионы могут вводить налоговые каникулы для индивиду­альных предпринимателей в течение первых двух лет. Лучшими на сегод­ня в плане поддержки МСП считают­ся такие регионы, как Татарстан, Баш­кирия, Калужская, Калининградская, Новосибирская, Томская, Иркутская, Магаданская области, Республика Саха, Красноярский край, Хабаров­ский край.

Развиваются в регионах и формы нефинансовой поддержки бизнеса — образовательно-консультационные программы, семинары, школы и фо­румы.

— Сейчас много программ под­держки на уровне фондов и госу­дарства разной степени эффектив­ности: от ГБУ «Малый и средний бизнес» до грантовых программ раз­ных фондов, — считает руководитель образовательного проекта «Больше, чем покупка» Лена Карин. — Я счи­таю, что предпринимателя надо ве­сти за руку в течение нескольких лет, пока он не встанет на ноги, а не да­вать ему единичные формальные кон­сультации.

— Для поддержки МСП в малых го­родах нужны, безусловно, налоговые льготы и отсутствие проверок, — счи­тает доцент кафедры корпоративного управления Высшей школы корпора­тивного управления (ВШКУ) РАНХиГС Виктор Солнцев. — Самое главное для малого бизнеса заключается в том, чтобы не мешать его развитию. Все предприниматели просят, чтобы их оставили в покое. Кроме того, ин­фраструктура поддержки МСП только декларирована. А в реальности пред­принимателей просто информируют о наличии тех или иных льгот для МСП. А обещанных льготных кредитов, как правило, в банках им не выдают.

Тем не менее работа по улучшению делового климата для бизнеса в реги­онах началась. Идет поиск форм под­держки МСП, создаются площадки для обмена опытом, улучшается ин­вестиционная инфраструктура, про­рабатываются меры поддержки МСП. И если еще несколько лет назад ре­гиональные и местные власти могли относиться к потенциальному инве­стору равнодушно, то сегодня они го­товы встретить его с распростертыми объятиями. Главное, чтобы это было не только на словах.

Прямой эфир