Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Роспотребнадзор разрешил купаться в трех московских водоемах
Происшествия
В ДНР из-за обстрела ВСУ пострадали четверо сотрудников МЧС России
Общество
Певица Алсу подала на развод с мужем после 18 лет брака
Мир
РФ и Узбекистан подготовили пакет соглашений более чем на $5 млрд
Мир
Эксперт назвал формальностью разрешение пребывания на Украине инструкторов из Франции
Экономика
Индекс Московской биржи упал ниже 3300 пунктов
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Спорт
Сборная России по хоккею обошла Финляндию в рейтинге IIHF
Мир
Суд в Турции оправдал подозреваемого в убийстве россиянки сирийца
Мир
Макрон заявил об отсутствии войны с Россией
Мир
Боррель осудил удары Израиля по Рафаху
Мир
Хуситы сообщили об атаке на два американских эсминца в Красном море
Мир
Протестующие в Армении снова требуют отставки премьер-министра Пашиняна. Что это означает
Мир
Лавров ответил на слова президента Эстонии о намерении поставить РФ на колени
Мир
ЕС не смог утвердить решение о покупке оружия Киеву за счет прибыли от активов РФ
Мир
Главком ВСУ утвердил пребывание французских военных инструкторов на Украине
Мир
Spiegel сообщил об отказе Германии от возврата обязательного воинского призыва

Ремесло в Сети

Выживут те, кто найдет свою нишу
0
Фото: Формула «спрос определяет предложение» наиболее актуальна именно для малого бизнеса | ТАСС/Виталий Невар
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Коммерческий успех будут иметь те виды малого и среднего бизнеса, которые смогут органично встроиться в новое цифровое пространство.

 

МАЛЫЕ И ВАЖНЫЕ

Малый и средний бизнес в нашей стра­не представлен в основном микро­предприятиями, в которых занят один работник, — их 95% от общего количе­ства. Большая часть российского ма­лого и среднего бизнеса — это торговля и сфера услуг. Следующими по попу­лярности идут строительство, сельское хозяйство, информационные техноло­гии. Такие данные приводятся в докла­де за 2017 год «О достигнутых резуль­татах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпри­нимательской инициативы», подготов­ленном специалистами департамента развития малого и среднего предпри­нимательства и конкуренции Минэко­номразвития РФ.

Специалисты Национального инсти­тута системных исследований проб­лем предпринимательства (НИСИПП) провели в прошлом году масштабное исследование и определили стабиль­но развивающиеся отрасли, потенци­альные точки роста для МСП в разных регионах. Так, в Москве это оптовая и розничная торговля, операции с не­движимостью, здравоохранение, пре­доставление персональных услуг, про­изводство электронных компонентов; в Санкт-Петербурге — производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них, производство медицинских из­делий; в Воронежской области — вы­пуск пищевых продуктов и напитков, а в Мурманске — строительство. В Ка­бардино-Балкарии лидирует выпуск медицинских изделий, а в Татарстане — обработка древесины и производство изделий из пробки. Региональная спец­ифика имеет значение для МСП, но есть отрасли универсальные, востребован­ные во всех регионах, вне зависимо­сти от климатических особенностей и доходов населения. К таким пер­спективным направлениям для мало­го бизнеса в России сегодня относятся e-commerce, производство продуктов питания, IT-технологии, образование и косметология.

По данным различных исследова­ний, в число актуальных направлений малого бизнеса в 2017–2018 годах попа­ли также кейтеринг (в 2015 году рост выручки кейтеринговых компаний со­ставил 106,5% по сравнению с 2014-м); услуги бухгалтерского учета, оказы­ваемые на аутсорсинге; организация сетей быстрого питания и ларьков формата «кофе с собой», пирожковых и блинных; услуги веб-дизайна и он­лайн-маркетинга; продажа спортив­ного питания и клининговые услуги.

 

ЦИФРА ОПРЕДЕЛЯЕТ СПРОС

Торговля и услуги — самые быстро­растущие сегменты, это не новость, так устроена экономика во всех стра­нах: люди постоянно что-то покупают в магазинах, кафе, пекарнях, на рын­ках, пользуются услугами салонов красоты, химчисток, автосервисов, мастерских по ремонту бытовой тех­ники. Но сейчас в ритейл и сферу услуг внедряются цифровые технологии, ме­няя эти отрасли в соответствии с тре­бованиями потребителей и рынка. Со­ответственно, растут и развиваются обслуживающие их по части цифро­вых и компьютерных технологий не­большие компании.

«Кому из малого бизнеса цифро­визация нужна в первую очередь? Конечно, если вы продаете пирож­ки и кофе навынос, интернет вам не нужен. Но если вы доросли до пер­сональной коммуникации с клиен­тами, то он жизненно необходим, — говорит Андрей Аксенов, директор по развитию бизнеса Intelligent emails, компании, специализирующейся на автоматизации маркетинговых коммуникаций. — Среди наших по­стоянных клиентов есть индивиду­альные предприниматели — неболь­шие онлайн-магазины, торгующие контактными линзами, электрон­ными игрушками. Пока ИП немного, но их количество постепенно будет расти. Онлайн может хорошо помочь в развитии таких направлений биз­неса, как юридические услуги, торго­вые розничные предприятия, онлайн- образование, медицинские клиники. Онлайн-сервисы решают несколько задач для развития компании: сайт может работать витриной, объясняя и демонстрируя преимущества про­дукта и подталкивая к покупке, со­циальные сети, рассылки, ретарге­тинг удерживают старых клиентов, поддерживают их лояльность, а кон­текстная реклама привлекает новых. Сервисы берут на себя рутину, авто­матизируют все процессы».

Сегодня очень перспективными считаются нишевые проекты — неболь­шие агентства, предлагающие таким же небольшим компаниям-производи­телям и продавцам взять на себя все за­боты о продвижении в онлайне, специ­ализаций много: работа с контекстной рекламой, коммуникации, телефония, чаты на сайте, соцсети, сервисы для поддержки склада, доставки и мно­гие другие.

Электронная коммерция — одно из самых перспективных направ­лений развития небольшого бизне­са последние 10 лет. Традиционные магазины не исчезнут в обозримом будущем, но их число будет сокра­щаться, а вид — внешний и внутрен­ний — меняться. Таковы новые прави­ла игры в ритейле, который должен быть персонифицированным. В сво­ем последнем докладе «Тотальные продажи», который традиционно готовят каждый год специалисты PwC, выделено десять направлений развития ритейлеров, среди них — создание и поддержка мобильного сайта. Это говорит о том, что парал­лельно с ритейлом будут развивать­ся компании, специализирующиеся на разработке и поддержке мобиль­ных приложений и сайтов, на брен­динге и маркетинге.

 

ФЕРМЕРЫ В СЕТИ

«Основные причины, мотивирующие покупателей пользоваться онлайн-ма­газинами, — удобство совершения по­купок и наличие широкого ассорти­мента, а не цены, — говорит Мартайн Пейтерс, руководитель практики по предоставлению услуг компаниям сектора розничной торговли и про­изводства потребительских товаров PwC в России. — Бытовую электрони­ку и технику, компьютеры люди уже давно и охотно покупают в интерне­те, одежду, обувь и игрушки тоже, а те­перь активно стали закупать в онлайне и продукты, особенно этот тренд заме­тен в Москве».

Онлайн-продажи — хороший шанс выйти на рынок и застолбить свою нишу небольшим производителям сельскохозяйственной продукции — молока и кисломолочных продуктов, яиц, мяса птицы, меда, орехов и су­хофруктов, грибов и зелени. Прода­жи в интернете — оптимальный спо­соб дистрибуции для производителей нишевых товаров: пекарен, предлага­ющих «здоровый» хлеб на закваске, разработчиков «невредных», экологи­чески чистых продуктов, ориентиро­ванных на отдельные группы населе­ния — вегетарианцев и веганов, детей и взрослых-аллергиков, людей, актив­но занимающихся спортом и фитнесом. Тема ЗОЖ популярна, и на этой волне малые предприятия могут успешно дрейфовать в море конкурентов.

 

КРАСОТА НА ПРОДАЖУ

В современном обществе культ веч­ной молодости, тебя уважают друзья и коллеги, тобой восхищаются, если ты бодр, строен и активен. Поэтому ин­дустрия красоты активно развивается во всем мире и в России. Специалисты оценивают ее как перспективную для малых предприятий, так как есть ста­бильный спрос на услуги. Рентабель­ность индустрии красоты составляет в среднем около 30%. Неплохо для се­годняшней экономики. В лидерах — па­рикмахерские экономкласса, студии маникюра-педикюра, татуажа и пер­манентного макияжа, кабинеты мас­сажа и формат барбер-шопов — сало­нов для мужчин, где можно побриться и постричься. А вот студии автозагара и солярии теряют свою популярность: загар выходит из моды.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

Еще один интересный для МСП сег­мент — образование, в том числе он­лайн-школы и курсы. Учатся сегодня все и всему. Дети, подростки и взрос­лые изучают музыку, живопись, вокал, танцы, осваивают мастерство кон­дитеров, поваров и пекарей. Отдель­ное направление — онлайн-обучение, которое не требует от начинающих предпринимателей ощутимых вло­жений в аренду и ремонт помещения, коммунальные платежи, оборудова­ние офиса и рабочих мест. Эксперты прогнозируют дальнейший рост обра­зовательного сегмента, учитывая тот факт, что правительство всерьез оза­ботилось легализацией самозанятых граждан (к ним относят репетиторов и нянь). И хотя пока эти люди не спе­шат уведомлять о своей деятельности налоговые органы, вопрос об их ста­тусе все равно скоро придется ре­шать: объявленные налоговые кани­кулы для них заканчиваются в конце 2018 года. Переход на работу в част­ные офлайн- и онлайн-школы — одна из возможностей для «домашних учи­телей» легально продолжать свою де­ятельность.

Прямой эфир