Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Индекс Московской биржи упал ниже 3300 пунктов
Мир
ЕС не смог утвердить решение о покупке оружия Киеву за счет прибыли от активов РФ
Мир
Главком ВСУ утвердил пребывание французских военных инструкторов на Украине
Мир
Spiegel сообщил об отказе Германии от возврата обязательного воинского призыва
Мир
Военный эксперт заявил о желании Эстонии выслужиться перед НАТО
Авто
Xcite раскрыл все цены на модель X-Cross 7 петербургского производства
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Наука и техника
КНДР заявила о неудачном запуске разведывательного спутника
Авто
Адвокат рассказал о возмещении ущерба за сгоревший на стоянке автомобиль
Пресс-релизы
Выбрать профессию будущего школьникам помогает медиахолдинг МАЕР
Мир
ГБР Украины решило расследовать провал обороны ВСУ в Харьковской области
Мир
Во Франции ученик лицея напал с ножом на учительницу
Армия
Подполье сообщило об ударе по месту расположения техники ВСУ в Снигиревке
Здоровье
Инфекционист рассказал об опасности выявленного в Самаре бруцеллеза
Мир
Между военными Израиля и Египта на КПП «Рафах» произошла перестрелка
Мир
Лихачев анонсировал начало строительства АЭС малой мощности в Узбекистане летом
Общество
Детский омбудсмен назвала условие запрета в России движения квадроберов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вячеслав Бутусов вместе со своим новым коллективом гастролирует по стране с юбилейным туром. Заехав на несколько дней в столицу, основатель рок-групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер» рассказал обозревателю «Известий» о том, как продвигается работа над новым альбомом, а также о творческой и личной эволюции за последние 30 лет.

— В 2017 году вы объявили о распаде «Ю-Питера». Тогда в интервью «Известиям» вы рассказали, что создаете новую группу. Но название коллектива пообещали огласить, когда выйдет новый альбом.

Имя группы я до сих пор не оглашаю. Думаю, что новый альбом будет подходящим поводом для крещения, но он еще не записан. Материал сейчас находится в стадии разработки — 10 песен готовы в виде демоверсий, но обычно я беру музыку в работу с запасом — 15–20 вещей. Допускаю, что в процессе записи что-то преобразится, но уже сейчас очевидно: будет много инструментальной музыки и композиций, достаточно сложных по структуре. Это объясняется моим нынешним интересом к симфонизму.

Вячеслав Бутусов и музыканты группы «Ю-Питер»

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

— Вы говорили, что писать песни вам помогает воодушевление и восторг. Из каких источников вы черпали эти чувства раньше и что воодушевляет вас сегодня?

— Раньше меня воодушевляли подвиги отечественных коллективов — «Воскресенья», «Урфина Джюса», «Аквариума», «Алисы», «Кино», «Странных игр». Как только я осознал, что можно самостоятельно записывать музыку, сразу же окрылился.

Сегодня меня воодушевляет классика — литература, музыка, изобразительное искусство. А также моя многочисленная семья, где постоянно происходят различные бурные события.

— В июне в Санкт-Петербурге вы вновь повторили программу «НАУ: 35 ЛЕТ на БИС», которой отмечали юбилей «Наутилуса». Почему возникло желание вернуться к пройденному?

— Хорошая программа дает возможность многократного исполнения, а это отличный способ довести звучание до условного совершенства и сплотить новый коллектив. Пока мы активно концертируем, я спокойно готовлю новый материал. Поэтому мне не нужно торопиться — чем больше времени на подготовку, тем качественнее результат.

— На том концерте было множество ваших поклонников с многолетним стажем. А молодому поколению понятны смыслы, скрытые в текстах ваших песен?

— Молодежи тоже было вполне достаточно. Смыслы наших посланий просты и доступны. Я не чувствую себя стариком, напротив — бодр и жизнерадостен. И всех остальных призываю не падать духом. Будем надеяться, что всё образуется и молодежь нас услышит.

Всё идет своим чередом, так было всегда. Мы тоже в свое время скептически относились к «взрослым» исполнителям. Нам казалось, что мы достойны чего-то особенного, менее канонического, другого, своего. Стремление к новому — естественное чувство открывателя новых пространств. Теперь я люблю и уважаю традиционные ценности, проверенные временем.

— Концерт в Питере начался с прочитанных вами строк из Первого послания к Коринфянам апостола Павла. Почему вы выбрали этот текст?

— В послании Павла есть полноценное определение любви, оно настолько емкое, что действует по принципу вселенского модуля — способно раскрываться до бесконечности в зависимости от объема пространства, то есть нашего сознания.

Любовь — это самое важное, это атмосфера нашего обитания. Она требует бережности, благодарности, благородства, бодрости духа, непорочности: всех символов, составляющих настоящую жизнь. Не нужно размениваться на мелочи и соблазны. В этом окаянном мире есть смысл жить только для того, чтобы помогать друг другу прийти к спасению души.

— Ваши сольные песни, затрагивающие религиозную тематику, нашли своего слушателя? Или поклонники все же больше тяготеют к старым хитам?

— Конечно, нашли. Хотя верующих слушателей не так много в соотношении с неверующими. Большинство людей предпочитают информацию, которая не требует больших усилий для восприятия.

— В соцсетях широко обсуждался пост Земфиры, в котором она раскритиковала двух популярных современных исполнительниц. Как думаете, стоит ли статусным музыкантам публично критиковать молодых коллег?

— По-моему, Земфира довольно ласково сформулировала свое отношение. Я в своих оценках порой бываю более жестоким, даже безжалостным. Популярные исполнители так или иначе воспитывают своих почитателей, то есть делятся с ними «пищей», которую употребляют сами. Если же звезды кормят своих подопечных отбросами, значит, они безответственно относятся к своей общественной деятельности. В таких случаях большее значение имеет искреннее служение своему призванию — делу, которое ты делаешь осознанно, без понуканий. Мастерство и ремесленность — это самый настоящий подвиг в наше время.

— В июне вы дали большой сольный концерт в Юрьевце, в рамках XII Международного кинофестиваля «Зеркало». Что вы думаете об Андрее Тарковском, именем которого назван фестиваль?

— Думаю, что фильмы Андрея Тарковского — это пик интеллектуального российского кинематографа за всю его историю. Он целенаправленно показывал нам нечто такое, что мы просто не смогли бы увидеть без его помощи. И самое главное, что все эти изощренные, сложные, нестандартные картины остались на плаву.

Вячеслав Бутусов во время выступления на открытии ХII Международного кинофестиваля имени А. Тарковского «Зеркало»

Фото: РИА Новости/Варвара Гертье

Особенное воздействие на людей эти фильмы имели в советскую эпоху. Помню, каким масштабным событием стала премьера «Сталкера», я тогда учился в Архитектурном институте. Пойти на этот фильм в то время было всё равно что посетить концерт группы «Кино» в Ленинграде — это было актуальное мероприятие, на которое шел весь город.

— Нет ли у вас ощущения, что современное искусство всё больше движется в сторону упрощения?

— Когда мы с сыном Даниилом приехали в Иваново, то решили посетить местный Музей ситца. Там весьма наглядно показано, как происходит переход от высокого уровня качества к низкому. Это случается, когда мы отказываемся от ручных изделий в пользу машинного производства. В этот момент мы делаем добровольный выбор в пользу вульгарности.

Если мастерица тратит свое зрение до такой степени, что слепнет, создавая кашемировый платок, понимаешь, какого высочайшего уровня эта вещь, сколько сил и здоровья в нее вложено. Я не очень люблю приводить в пример эти ужасные истории, но они показательны. То, что происходит в период мануфактуризации общества, академик Капица назвал «формулой мельчания».

— Музыка тоже мельчает? Вы признавались, что музыкальные потрясения с вами случаются всё реже.

— Да, к сожалению. От крупного мы переходим к мелкому: к однодневному, одноразовому. Мельчает не только музыка, мельчает все — это всеобщий процесс. Это результат деятельности дьявола, его задача все разделить, покрошить на части, стереть в пыль. Но из этой пыли наш Создатель и Творец замесит новую глину, новое тесто, слепит нового человека и испечет новый вселенский пирог.

Как архитектор могу вам сказать, что в Китае уже презентовали семейные коттеджи, которые производятся в течение суток. Эти дома не предназначены для того, чтобы просуществовать хотя бы лет 20. Если мы сознательно перестаем создавать что-то вечное, то должны быть готовы к тому, что после нас ничего не останется. В какой-то момент наша история попросту может закончиться. Те, кто создает произведения-однодневки ради сиюминутной выгоды или славы, делают осознанные шаги в пустоту.

— Сам человек тоже упрощается?

— Люди всегда были разными. С точки зрения описания человеческой природы уже давно все определено. Условно говоря, люди делятся на грешников и праведников. Важнее и правильнее будет анализировать их соотношение. Я, например, очень люблю беседовать с монахами. Они парадоксально мыслят и с легкостью разбивают стереотипы нашего сумбурного общества. Иногда они открывают мне глаза на вещи, которые я уже перестал воспринимать в чистом виде.

— Что значит «в чистом виде»?

— Простой пример. Существуют артефакты, которые необходимо протирать, чтобы увидеть их сущность. Если ты не геолог, то, найдя обыкновенный с виду камень, не увидишь в нем драгоценной породы. Нужно обладать определенного уровня знаниями, чтобы суметь разглядеть суть вещей.

Существует негласная статистика, согласно которой 3% всего населения Земли — это настоящие праведники, которые осознанно отвергают всяческий грех и порок. А 97% — это люди, которые либо не ведают, что творят, либо грешат сознательно. Грешную деятельность легко оправдать, а настоящая практика веры не терпит никаких оправданий и слабостей, потому что в глазах истинно верующего человека ничто не подлежит оправданию, такое право есть только у Бога. Думаю, не надо облегчать себе участь, она и так достаточно легкая.

Я всегда за то, чтобы человек представлял себе объективную действительность и не впадал в иллюзию по поводу того, что происходит вокруг. Нужно трезво смотреть на вещи, которые нам предъявлены. Так что крепитесь.

— Какое самое главное знание вы вынесли из жизни?

Знание о том, насколько важно и трудно быть верующим человеком.

— Оно тяжело вам далось?

— Поначалу я дрогнул.

— Насколько хорошо вы знаете самого себя?

— Я достаточно хорошо изучил свою природу, чтобы понять, как ее беречь, сохранять и возделывать.

Вячеслав Бутусов выступает на музыкальном фестивале «Нашествие-2017»

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

— Вас описывают как человека сложного, говорящего на своем языке. Согласны с такой своей характеристикой?

— Это часть моей природы. Но кое-что я постепенно исправляю.

— Вы видели славу, деньги, любовь поклонников. Есть ли в этом счастье?

— Счастье — это любить и быть любимым. Счастье — быть частью вселенской бескорыстной любви.

— Вы чувствуете себя одиноким человеком?

— Я перестал им быть.

— В нашей жизни все зависит от Бога? Или человек все-таки тоже на что-то способен?

— Человек способен выполнять заповеди Божьи. Но это намного сложнее, чем силовая йога.

Справка «Известий»

Вячеслав Бутусов окончил Свердловский архитектурный институт. В 1982 году вместе с Дмитрием Умецким основал группу «Наутилус Помпилиус». Широкую известность коллектив получил после выпуска пластинки «Разлука» в 1987 году.

 

Основным автором текстов песен группы был Илья Кормильцев. В 1997-м Бутусов начал сольную карьеру. В 2001 году собрал группу «Ю-Питер». В дискографии артиста — 25 альбомов. Лауреат премии «Муз-ТВ» за вклад в развитие отечественной рок-музыки. Автор книг и музыки к фильмам.

 

 

Прямой эфир