Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Экономика
ЦБ поддержал законопроект о появлении сервиса «второй руки»
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Происшествия
Раненые сотрудники нефтебазы в ЛНР госпитализированы в состоянии средней тяжести
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Здоровье
Химик сравнила вред кондиционера и пластиковых окон
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Трое девушек задержаны за жестокие издевательства над школьницей в селе Губаха Пермского края. Подруги ворвались в квартиру потерпевшей, остригли ей волосы, избили, изнасиловали посторонним предметом и нанесли ей тяжелые увечья. Истязания продолжались четыре часа. Мучительниц было четыре — одна из них беременная 17-летняя девушка избежала задержания из-за своего «интересного положения». Как особые обстоятельства помогают подследственным оставаться на свободе даже за совершение тяжких преступлений — разбирался портал iz.ru.

Вынашивала месть

Трое обидчиц, оказавшихся в СИЗО, уже признали вину, но раскаиваться в содеянном не намерены. Наоборот, подозреваемые уверены, что своими руками вершили правосудие. 17-летняя Сара увела молодого человека у их беременной подруги, которая и стала инициатором экзекуции. Будущая мать находится под домашним арестом и обязана отмечаться в полиции. Хотя именно ее считают инициатором пыток.

«В отношении четвертой соучастницы в связи с ее беременностью применена мера принуждения в виде обязательства о явке», — рассказали в СК.

По версии следствия, девушка вынашивала план мести и подбила подруг на совершение преступления. Всем четырем уже предъявлено обвинение по двум статьям УК: «Истязание несовершеннолетнего группой лиц по предварительному сговору» и «Действия сексуального характера, совершенные группой лиц по предварительному сговору в отношении несовершеннолетней».

Фото: Getty Images/AngiePhotos

Жестокость нравов в маленьком поселке возмутила пользователей Сети. В первоисточнике новости паблике «Плохие новости» опубликовали свыше 5 тыс. комментариев . Большинство пользователей сходятся во мнении, что беременная должна понести наказание за содеянное. Однако из-за особенностей законодательства у девушки есть шанс остаться на свободе и воспитывать ребенка в комфортных условиях.

Отложенный срок

Беременность — одно из смягчающих обстоятельств, однако это не является поводом для освобождения от уголовной ответственности. Статья 82 УК РФ предусматривает возможность отсрочки приговора для беременных и матерей малолетних детей, впрочем, в тексте закона нет прямого обязательства на это действие. Решение о замене реального срока выносится на усмотрение судьи.

В марте 2017 года вступил в силу законопроект, который упростил право предоставления отсрочки для беременных и недавно родивших. По новым правилам женщинам в положении не придется писать ходатайство об освобождении. Наручники могут снять уже в зале суда, если будет принято соответствующее решение. Однако в законе есть оговорка: за совершение преступления в отношении половой неприкосновенности несовершеннолетних отсрочку не дают. Впрочем, и тут закон играет на руку беременной садистке — возраст потерпевшего должен быть меньше 14 лет.

Стоит отметить, что даже когда беременных отправляют в места лишения свободы, условия их содержания существенно отличаются от условий остальных заключенных. Смягчающие обстоятельства указаны в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в преступлении».

К примеру, беременные могут получать посылки без ограничений по весу, их нельзя помещать в карцер или применять по отношению к ним спецсредства. Беременные имеют право на оказание медицинской помощи, а также улучшение условий питания и неограниченное время прогулки. Главное, чтобы прогулки происходили в светлое время суток. Кроме того, беременные получают приоритетное право на покупку продуктов питания в магазине следственного изолятора. Дети, родившиеся в местах лишения свободы, должны получать питание в соответствии с нормами, и оно не должно быть хуже, чем в детских домах-интернатах.

Гуманизм или справедливость?

Главная причина, по которой люди с тяжелыми заболеваниями, несовершеннолетние и беременные, совершившие преступления (в некоторых случаях тяжкие) могут остаться на свободе на время следствия, а порой и без реального наказания в дальнейшем, — отсутствие в пенитенциарных учреждениях условий для пребывания «особенного» арестанта.

Суды вообще не арестовывают несовершеннолетних за преступления небольшой тяжести. И лишь в исключительных случаях это допускается по средней. Арест за тяжкие и особо тяжкие преступления также воспринимается как исключительная мера пресечения для несовершеннолетнего субъекта преступления. Малолетки, попавшие за колючку, имеют большие привилегии по сравнению со взрослыми — им обязаны предоставлять улучшенное питание, возможность заниматься спортом, обучаться, обеспечивать достойные условия заключения и прочие бонусы, что естественно есть далеко не в каждом отечественном СИЗО. Те же учреждения, которые создаются с прицелом на таких арестантов, нередко переполнены.

К тому же наблюдения криминологов показали, что так называемые малолетки  (воспитательные колонии. — iz.ru) лишь способствуют формированию криминального поведения личности. Выходцы из этих пенитенциарных учреждений чаще других затем возглавляли преступные группы и сообщества.

Заключенные челябинской исправительной женской колонии № 5 на приеме у врача в больнице в отделении акушерства Дома ребенка на территории колонии

Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

Что же касается подследственных беременных и единственных (независимо от пола) родителей детей до 14 лет, то их участь собираются облегчить депутаты. В январе текущего года законопроект, позволяющий поместить под стражу эти категории граждан лишь за особо тяжкие преступления (за которые дают свыше 10 лет колонии), вносился на рассмотрение в Госдуму.

«На практике избрание меры пресечения в отношении беременных, заподозренных в тяжких особо тяжких преступлениях, часто зависит от субъекта федерации, где расследуется уголовное дело. Например, в столичных изоляторах, как правило, есть всё необходимое для содержания подследственных в положении. И тем не менее следствие, как правило, старается избрать в отношении них домашний арест. Все понимают, что девушка в стрессовой ситуации может разрешиться от бремени, например во время этапирования. А последствии этого могут быть самые печальные», — рассказал порталу iz.ru столичный адвокат Дмитрий Субботин.

Что касается обвиняемых и подозреваемых с инвалидностью (в том числе инвалидов I группы), то за последние годы в отношении них система действует строже. Существует утвержденный правительством перечень заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления.

К таким недугам относятся некоторые виды туберкулеза; болезни, связанные с иммунодефицитом человека (ВИЧ), если они привели к стойкому нарушению функций организма и требуют лечения в стационаре; злокачественные образования независимо от их локализации на угрожающих стадиях; тяжелые формы сахарного диабета, болезни щитовидной железы при невозможности их хирургической коррекции и других эндокринных желез при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма; ряд болезней нервной системы — атрофические и дегенеративные с прогрессирующим течением, если они требуют лечения в стационаре; паралитические синдромы и болезни нервно-мышечного синапса; слепота; некоторые болезни сердца, связанные с недостаточностью кровообращения; гипертоническая болезнь в опасных стадиях; последствия цереброваскулярных болезней; некоторые болезни дыхания, требующие стационарного лечения; болезни органов пищеварения, в частности печени; прогрессирующие костно-мышечные заболевания; болезни мочеполовой системы (требующие стационарного лечения недуги почек); анатомические дефекты и ампутации, требующие постоянного медсопровождения; хроническая лучевая болезнь 4-й степени.

Отступать от этого списка суд и следствие не рискуют. То есть, человек с другими заболеваниями, которые не вошли в перечень, скорее всего, окажется за решеткой.

«В моей практике был случай, когда суд арестовал человека, у которого отсутствовали внутренние органы. Понятное дело, тюремная медчасть едва ли сравнится по комфорту и качеству с обычной поликлиникой. Но судью часто остаются глухи к жалобам на изменение меры пресечения по этому основанию, особенно если речь идет о насильственном преступлении — в моем случае подзащитный нанес ножевое ранение родственнику», — приводит пример Субботин.

Напомним, в августе 2017 года Мосгорсуд смягчил приговор инвалиду I группы Антону Мамаеву. У мужчины, приговоренному нижестоящей инстанцией к 4,5 года колонии за разбой, полностью атрофированы мышцы. В СИЗО «Матросская Тишина», куда он был направлен после оглашения приговора, не было условий для содержания лиц с его заболеванием. На несправедливость обратили внимание правозащитники, после чего вышестоящая инстанция изменила наказание на штраф в 200 тыс. рублей. Вместе с сообщником Мамаев, угрожая оружием похитил у мотороллер. Соучастник преступления Василий Сероштанов получил три года колонии.

Особо опасен

Между тем оперативники в рядах полиции отмечают, что инвалиды, многодетные матери, да и беременные женщины часто используются в криминальных схемах именно из-за своего статуса, позволяющего уходить от реального наказания.

«Еще с 1990-х содержателями наркоманских притонов нередко были люди с тяжелыми недугами — колясочники и слепые. На эти же категории граждан нередко оформлялись конторы для различных темных делишек — хищений. Человека привлекали к уголовной ответственности, но инструмента назначить наказания такому осужденному не существовало, хотя такие люди также могут быть опасны для общества и требуют изоляции. Со временем, когда изоляторы и колонии были обустроены для таких осужденных и обвиняемых, судьи начали выносить реальные сроки наказания этой категории граждан», — рассказал порталу iz.ru источник в органах МВД.

Исправительная колония № 7 в замке Тапиау в Калининградской области

Фото: ТАСС/Виталий Невар

По его словам, в некоторых этнических оргпреступных группировках активно использовались и продолжают использоваться беременные.

«Распространенное явление, когда старшие в цыганских общинах отправляют на рискованные преступления беременных соплеменниц. Их сектор работы — карманные кражи. Мы часто ловим их, но приходится отпускать под подписку. Увы, добиться направления в суд такого дела в суд крайне сложно, так как подследственные скрываются от следствия в дальнейшем», — приводит примеры из практики один из оперативников полиции.

Другая мошенница, проживающая в одном из центральных районов Москвы, уже пять раз была осуждена по статье о мошенничестве и каждый раз реальный срок ей заменяли условным либо следовала отсрочка наказания.

«Эта в целом интеллигентная женщина одна воспитывает двух малолетных внуков. Для того чтобы сводить концы с концами, она придумала оригинальный, но незаконный способ заработать. Размещает объявление на столбах о том, что сдает комнату в своей квартире. Люди, чаще всего иногородние, приходят к ней, отдают плату за два месяца, а она им ключи с условием, что заехать можно только завтра. В назначенный день новые жильцы приходят заселяться, а ключи не подходят. Иногда по несколько обманутых квартирантов сталкиваются друг с другом на лестничной клетке. А она лишь гонит их прочь через стальную дверь и обещает вызвать полицию», — рассказал участковый, работавший на территории, где проживает аферистка.   

 

Прямой эфир