Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Власти Аргентины потребовали от Испании извинений за оскорбление президента
Мир
Папа римский выразил соболезнования по поводу гибели президента Ирана
Мир
Премьер Польши заявил об аресте девяти человек из-за обвинений в диверсиях
Происшествия
Открытое горение в здании швейной фабрики в Ногинске ликвидировали
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Спорт
«Химки» и махачкалинское «Динамо» вышли в Российскую премьер-лигу
Мир
Молдавский депутат заявила о возможной гибели страны из-за евроинтеграции
Мир
В Литве заявили о готовности отправить военных инструкторов на Украину
Мир
Небензя назвал условия для мирного урегулирования украинского конфликта
Общество
Суд в Москве оштрафовал окрасившего волосы в желто-голубые цвета мужчину
Мир
Похороны Раиси пройдут 23 мая в его родном городе Мешхеде
Общество
В Курской области из-за заморозков ввели режим ЧС
Мир
Китай выразил разочарование отклонением СБ ООН резолюции РФ по космосу
Мир
В Индии самолет совершил экстренную посадку из-за возгорания двигателя
Общество
МЧС предупредило москвичей о грозе и сильном ветре 21 мая
Происшествия
В Пермском крае произошло столкновение трех большегрузов
Мир
Авиация коалиции США за сутки пять раз нарушила протоколы деконфликтации в Сирии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

3 мая на экраны выходит «Собибор» режиссера и актера Константина Хабенского, история Александра Печерского, руководителя единственного успешного восстания в лагере смерти за всю историю Второй мировой. Iz.ru разбирался, как устроен «лагерный кинематограф» и почему в таких фильмах антигерои не менее важны, чем герои.

Всякая неволя — идеальный хронотоп для художественного произведения: в ней наличествуют и герметичность места, и естественным образом ограниченный круг действующих лиц, и — главное — всегда имеющееся в ассортименте пограничное состояние героя. Не все места заточения, впрочем, устроены одинаково — и в первую очередь с точки зрения взаимоотношений арестантов и тюремщиков, а ведь эти взаимоотношения — чуть ли не ключевая вещь в любом романе или фильме на подобную тематику. В классической тюрьме преступники и надзиратели суть люди одинаково травмированные психологически, потому что и те и другие попадают туда по делу. В условном ГУЛАГе подневольный призывной конвой охраняет и уголовников (чаще всего реальных злодеев) и политических (в девяти из десяти случаев людей безвинных). В гитлеровских лагерях смерти узники и их палачи находятся на противоположных этических полюсах. В лагерях военнопленных — вообще четвертая модель отношений: заключенные и охранники — это вчерашние, так сказать, коллеги и вторые знают, что если завтра окажутся на линии огня, запросто могут оказаться не месте первых. В общем-то, и те и другие — обыкновенные (и очень разные) люди, оказавшиеся в данных обстоятельствах вследствие причин, к ним самим чаще всего отношения не имеющим. 

Само понятие плена, пленного в общепонятном нам смысле — продукт ХХ столетия. Во времена классических войн всех против всех плен не воспринимался как ад. (Исключение — войны с нехристианскими цивилизациями, когда плен был почти синонимом рабства). Да и пленных было немного: кормить имело смысл только тех, кого можно было отпустить за хороший выкуп. Мировые войны изменили всё: и количество пленных и отношение к ним. Ренуар в снятой в 1937 «Великой иллюзии» первым обратил внимание на нелинейный характер взаимоотношений тех, кто берет в плен, и тех, кого берут: социальные периметры оказываются гораздо важнее цвета мундиров. В следующей великой войне во главу угла поставлена была форма черепа: вот почему захваченный на поле боя техник-интендант 2-го ранга Печерский, по национальности еврей, оказывается не в лагере военнопленных, а в лагере смерти, правда, в его «привилегированной», рабочей части — там убивали не сразу.

Повседневность зла

Любой фильм на тему, которую можно обозначить как «лагерная» (для простоты сузим временные рамки до Второй мировой войны), обязательно включает в себе три лейтмотива. Должны быть отчетливо показаны: во-первых, невыносимые условия содержания в концлагере, во-вторых — противостояние главного героя и администрации в лице либо начальника лагеря, либо какого-нибудь старшего надзирателя и, в-третьих, побег (успешный или неуспешный, дело десятое). Это суровые законы жанра, и обойти их не удалось еще, кажется, никому (а с другой стороны, что еще интересного может быть в неволе кроме этих трех сюжетов?).

Бытовой ад шталагов всегда был, как ни странно, болезненно сложным для показа на экране. В советском кино если и показывали концлагерь (а показывали крайне редко — почему, разговор отдельный и малоприятный), то непременно гипертрофировали тему физических страданий узников: наиболее выпукло это продемонстрировано, как ни странно, во второй части сериала «Вечный зов», ну и в «Судьбе человека», разумеется.

Кадр фильма «Судьба человека»

Фото: Мосфильм

Западные режиссеры, напротив, кажется всегда боялись с ужасами пережать: в итоге, например, в «Шталаге 17» (1953), фильме вообще-то очень хорошем, американские военнопленные готовят себе на завтрак яичницу и получают из дома посылки с теплыми вещами и выписки с банковских счетов. Зенитом же неадекватности стал знаменитый «Большой побег» (1963), где лоснящиеся от невыводимой сытости герои Маккуина, Аттенборо и других под носом у сошедших, очевидно, с ума немцев роют многокилометровые тоннели, изготавливают оптом поддельные документы и карты местности, собирают в побег фотоаппараты, гражданскую одежду и оружие, а заодно шумно и открыто празднуют 4 июля. Понадобился гений Роберто Бениньи, чтобы найти золотую середину в «Жизнь прекрасна».

Тема предателя и конвоя

Итак, заключенный и его надзиратель, заключенный и его палач. Моральное поражение второго вроде бы предопределено, но никогда не наскучивает. Как с этой коллизией справился Хабенский, мы все увидим (реальный обершарфюрер Френцель был примером классического нацистского дегенерата-волонтера, относившегося к своей людоедской службе с поразительным энтузиазмом, за что впоследствии и отсидел 30 лет). Пока же можно вспомнить два эталонных дуэта: Алека Гиннеса и Сэссю Хаякавы в «Мосте через реку Квай» и Дэвида Боуи и Рюити Сакамото в «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс». Японцы здесь не случайны: к естественным идейным различиям между пленниками и стражами добавляются еще и культурные, хотя в итоге оказывается, что зияющей разницы между участниками в этих парах нет — что те, что другие в итоге оказываются отягощены превратным пониманием чувства долга (Гиннес и Хаякава), а то и схожими патологиями (Боуи и Сакамото). 

Так или иначе, это всегда схватка — чаще всего, разумеется, не в смысле физического контакта. Там, где ее удается вылепить убедительно («Мост через реку Квай», «Колдиц», «Шталаг 17»), случаются настоящие шедевры. Правда, наиболее соблазнительно самое простое решение на этом пути — показать немецкого/японского офицера сложной и противоречивой натурой, человеком думающим и не лишенным сострадания; но попробуйте-ка это сделать с обершарфюрером Френцелем, добровольно записавшемся на курсы по изучению методик уничтожения инвалидов. 

Кадр фильма «Шталаг 17» 

Фото: Paramount Pictures

Рядом с тюремщиком почти всегда предатель, и без хорошего, яркого стукача в лагерном кино обойтись трудно. Иногда эта тема становится чуть ли не основной, как в «Шталаге 17», где попытки героя Уильяма Холдена отмыться от подозрений в сотрудничестве с немцами суть главный сюжетный движитель. Иногда это просто дополнительный важный элемент, как у Брессона в «Приговоренный к смерти бежал». Предатель не всегда антагонист главного героя, но без него тому обычно бывает скучновато.

По-пластунски и во весь рост

«Говорят, что у узника всегда есть шансы убежать от стерегущего его тюремщика. И в самом деле, для узника успех всегда важнее, чем для тюремщика. Тюремщик может забыть, что он поставлен стеречь, — узник не может забыть, что его стерегут. Узник чаще думает о побеге, чем его страж о том, как помешать ему бежать. Оттого часто удаются поразительные побеги». Эта простая мысль, сформулированная Жюлем Верном полтораста лет назад, конечно, не потеряла актуальности до сих пор — хотя из современных тюрем, сверхоснащенных технически, классические тайные побеги сравнительно редки.

Из немецких и японских лагерей киногерои всегда бежали изобретательно, хотя в основном не очень правдоподобно (даже если опустить пресловутые тоннели в «Большом побеге»). Наиболее убедительная история рассказывается в не слишком известном отечественному зрителю «Колдице», раннем фильме будущего заслуженного режиссера бондианы Гая Хэмилтона. Снятый по книге британского офицера Пэта Рейда, в действительности бежавшего из немекого лагеря, фильм скуп на трюки (да и на психологизм тоже), но подкупает неброской, но весьма глубокой детализацией.

Кадр фильма «Колдиц» 

Фото: youtube.com

Но побег — это всё же паллиатив сопротивления. Человек втайне бежит из неволи, чтобы спастись и, возможно, присоединившись когда-нибудь к своим, вернуться и отомстить. Лейтенант Печерский избрал другую логику и тактику: подняться и отомстить прямо сейчас, совместить освобождение и возмездие. Аналогов собиборскому восстанию, повторимся, не было — потому и в кино ничего подобного раньше не показывали. Ну кроме тридцатилетней давности фильма с Рутгером Хауэром — всё про тот же Собибор.

 

Прямой эфир