Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В ХМАО опровергли составление протокола о дискредитации ВС на экс-губернатора Комарову
Мир
МИД Белоруссии назвал пошлины на ввоз зерна ударом по мировой продбезопасности
Общество
Патриотические сборы «Время героев» стартовали в Волгоградской области
Общество
Путин назвал сплоченность народа залогом всех побед
Политика
Мишустин заявил о почти стопроцентной реализации каждой шестой из 50 госпрограмм
Экономика
Семейная налоговая выплата коснется 4 млн семей в России
Экономика
Правительство одобрило инициативу Минфина по совершенствованию налоговой системы
Происшествия
Дебошир попытался открыть дверь самолета во время полета из Еревана в Москву
Мир
Эрдоган обвинил военное лобби в саботаже стамбульских соглашений
Авто
Росгвардии и ФСБ могут разрешить ездить бесплатно по платным дорогам
Мир
Белоусов назвал партнерство РФ и Казахстана фактором стабильности в регионе
Авто
Минтранс готовит предложения по видеофиксации нарушений СИМ
Пресс-релизы
Свыше 9 млн человек следили за стартом корабля «Прогресс МС-27» на экранах МАЕР
Экономика
В Госдуме рассказали о влиянии повышения МРОТ на зарплату
Авто
АвтоВАЗ начал предсерийное производство Lada Aura
Происшествия
Пять человек пострадали в результате хлопка газа в доме в Чечне
Мир
Глава Amazon вернулся на первую строчку рейтинга богатейших людей Bloomberg
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Япония оказалась случайным, хотя и не прямым участником межкорейского саммита, который прошел 27 апреля в районе Пханмунджом на границе двух государств. Еще до встречи лидеров КНДР и Республики Корея Токио заявил Сеулу протест из-за десерта, на котором южнокорейские кондитеры, принеся геополитические нюансы в жертву гастрономическим, сделали «корейскими» спорные острова Такэсима (Токто). О том, как повар, нетактично выбрав блюдо, может насолить сильным мира сего, опасных претцелях и слишком дорогой икре — в материале портала iz.ru.

Шоколадный остров

Поводом для недовольства Японии стал изготовленный для трапезы северокорейского лидера Ким Чен Ына и президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина манговый десерт. На сладкое повара южнокорейского руководителя включили в меню, которое обнародовали еще до саммита, манговый мусс. Чтобы напомнить об идее единства двух корейских государств, кондитеры дополнили лакомство пластинкой белого шоколада, на которой синим цветом изобразили Корейский полуостров без указания границы — или, вернее, демаркационной линии, разделяющей Север и Юг.

Вот только незадача — в состав «объединенной» Кореи кондитеры включили расположенные в западной части Японского моря острова Лианкур (в Японии их именуют Такэсима, в Корее — Токто). Именно эта кулинарно-геополитическая деталь и стала поводом для дипломатического раздора: Токио считает эти острова, которые вошли в состав империи в начале ХХ века, своей территорией. Но своими их называет и Южная Корея, к которой они отошли по итогам Второй мировой войны.

Международный спор вокруг принадлежности островов общей площадью менее 0,2 кв. км идет как раз с того момента, как Красная армия освободила Корею от японских колониальных сил. В настоящее время эти почти необитаемые (постоянно там живет лишь один южнокорейский рыбак с женой) скалистые территории находятся под контролем вооруженных сил Республики Корея и даже играют объединяющую роль в отношениях враждующих Севера и Юга — и в Пхеньяне, и в Сеуле говорят, что Токто всегда входили в состав полуострова.

Фото: REUTERS/Korea Summit Press Pool

Представитель японского МИДа, увидев фото предназначенного для саммита десерта, выразила «крайнее сожаление». По словам дипломата, Япония заявила протест южнокорейскому правительству и попросила не подавать «спорный» десерт на встрече в Пханмунджоме, отмечал телеканал CBS. Позицию Токио довели и до посольства Республики Корея, и непосредственно до правительства через японское посольство в Сеуле. Кстати, через несколько часов после завершения встречи Ким Чен Ына и Мун Чжэ Ина информации о том, был ли в итоге на ужине подан «спорный» десерт, в СМИ так и не появилось.

Остальную часть меню южнокорейские повара явно продумали гораздо лучше. В частности, в меню ужина, который главам государств подали по итогам переговоров, вошло рёшти — швейцарское блюдо из тертого жареного картофеля. Скорее всего, это угощение должно было напоминать Ким Чен Ыну о годах учебы в частной школе в Берне.

Правда, о спорных островах участникам саммита, помимо десерта, будут напоминать еще и стулья в зале для переговоров — в их украшении, как отмечал телеканал CNN, также используется карта Корейского полуострова с отдельно изображенной «точкой», символизирующей те самые спорные острова. И если от десерта можно было бы и отказаться из уважения к Японии, то вести беседу стоя руководители двух стран в любом случае не стали бы.

Вилку — в левую руку, Ангела!

Вообще тема застольного этикета и особенностей меню на званых государственных мероприятиях высокого или высшего уровня порой становится поводом для «соленых» шуточек идеологических оппонентов в адрес друг друга или даже причиной серьезных размолвок.

Например, федеральный канцлер ФРГ с 1982 по 1998 год Гельмут Коль вспоминал, что Ангела Меркель совершенно не могла справляться с едой при помощи ножа и вилки. О такой ее неискушенности Коль рассказал в интервью (основанные на 600 часах аудиозаписей материалы легли в основу мемуаров, которые, в соответствии с условием канцлера, были опубликованы уже после его смерти).

В правительство Коля Меркель пришла в 1990 году, будучи еще молодым 36-летним физиком. «На государственных обедах она столько слонялась без дела, что мне приходилось по несколько раз говорить ей взять себя в руки», — вспоминал Коль, слова которого приводила The Irish Times. Нелицеприятные слова в адрес Меркель, впрочем, могут объясняться не только ее неловкостью, но и обидой самого Коля — поста канцлера он во многом лишился из-за скандала с незаконным финансированием партии, который она же и инициировала.

Федеральный канцлер Гельмут Коль и Ангела Меркель, во время партии Конвенции о демократическом союзе (ХДС) в Дрездене, Германия, 16 декабря 1991 года

Фото: Global Look Press/Michael Jung

Правда, в тех же воспоминаниях и сам Коль предстает иногда не совсем в приглядном свете. Например, он вспоминал, как британский премьер Маргарет Тэтчер в беседе с помощником назвала его «немцем до мозга костей» — и лишь за то, что он угостил ее своим любимым пфальцским фаршированным свиным желудком с картофелем и кислой капустой.

Из-за еды между Колем, который был известен отменным аппетитом, и «железной леди» произошел и еще один инцидент — как писал британский таблоид Express, однажды он покинул встречу с премьером, а вскоре Тэтчер заметила его в расположенном неподалеку кафе, где канцлер за обе щеки уплетал пирожные со взбитыми сливками.

Пир во время войны

Впрочем, иногда правильно подобранная совместная трапеза очень сближает собеседников, даже если речь идет о руководителях государств, находящихся в крайне сложной ситуации. Так, например, произошло во время приема в Кремле в августе 1942-го, в разгар немецкого наступления на Сталинград, когда в Москву на конференцию стран антигитлеровской коалиции прилетал британский премьер Уинстон Черчилль.

Уинстон Черчилль, Иосиф Сталин и Уильям Гарриман в Кремле, 1942 год

Фото: ТАСС

Как рассказывал ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Невежин в интервью МК, «британский премьер был буквально ослеплен блеском серебряной посуды и удивительного тонкого фарфора ручной работы». Однако «гвоздем» застолья стал шашлык из двухнедельного поросенка, который, по словам готовившего еду для Сталина офицера НКВД Русишвили, «не должен был пробовать ничего, кроме материнского молока». «Черчилль был в полном восторге от шашлыка, говорил, что тот буквально тает во рту», — рассказывал историк. И если об открытии второго фронта сторонам договориться тогда так и не удалось, то рабочий личный контакт между Сталиным и Черчиллем был установлен.

Опасный крендель

Из-за случайности во время трапезы политик может себя выставить и в довольно смешном свете. В такую ситуацию попал в 2002 году президент Джордж Буш-младший. Во время просмотра матча по американскому футболу он лакомился претцелями. Но маленький соленый кренделек, видимо, попал «не в то горло», Буш подавился и даже потерял сознание. При падении президент разбил губу и «заработал» синяк на левой скуле, писала Los Angeles Times.

Белому дому после этого досадного инцидента даже пришлось успокаивать журналистов, обеспокоившихся состоянием здоровья главы государства. По словам президентского врача Ричарда Табба, «нет никаких причин считать, что подобное может повториться».

Буржуазная икра

В несколько неудобном положении после званого обеда в Белом доме оказался в 2014 году и Франсуа Олланд. Президент Франции тогда наносил государственный визит в США, статус которого предполагает максимально пышный и изысканный стол в ходе официальных обедов и ужинов. Принимавший европейского коллегу Барак Обама, видимо, решил щегольнуть — в меню, наряду с другими деликатесами, попала и осетровая икра.

Фото: Depositphotos.com

Для Олланда, избравшегося от Социалистической партии, момент был неоднозначным — такое дорогое угощение могло запросто вызвать гнев электората, который в соответствии с партийными канонами вроде бы должен вести более умеренный образ жизни, вспоминает Русская служба ВВС.

Вряд ли поедание икры кардинально подпортило французскому лидеру политическую карьеру, но факт остается фактом: если в феврале 2013 года рейтинг его популярности составлял 30%, то к ноябрю 2016-го он упал до 4%, благодаря чему Олланд стал самым непопулярным президентом за всю историю Пятой республики и единственным, отказавшимся идти на второй срок.

 

Прямой эфир