Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Великобритании рабочие базы ядерных подлодок запланировали забастовку
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным

Назад в XXI век

Третьяковская галерея представила панораму искусства «нулевых»
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Новой Третьяковке открылась выставка «Искусство 2000-х». Кураторы смело характеризуют этот проект как «первый опыт музейного осмысления художественных процессов в российском искусстве начала XXI века». На самом деле замах еще больше: сделать не просто культурный срез эпохи, но создать ее визуальный образ, вывести формулу «нулевых». Получилось отчасти. Но и это дорогого стоит.

Экспозиция включает работы двух поколений художников: тех, кто вышел на арт-сцену еще в конце 1980-х — 1990-х, но снискал широкий успех в 2000-е, и тех, кто заявил о себе уже в новом тысячелетии. Первых представляют Анатолий Осмоловский, Дмитрий Гутов, дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, AES+F, вторых — Арсений Жиляев, Андрей Кузькин, Ирина Корина, группа «Промвыза», Хаим Сокол… В обоих случаях список далеко не полный. 

Под стать пестрому набору персоналий и жанровая разноголосица: традиционная живопись на холсте сочетается с видеоартом, фотодокументациями перформансов, инсталляциями и скульптурными объектами. В одном пространстве столь разные явления сосуществуют беспокойно — ощущения гармонии и диалога, увы, не возникает. Возможно, виной тому неизбежная фрагментарность отбора (от большинства авторов — по одной работе или мини-циклу), возможно — индивидуализм самих миллениалов, кажется, органически чуждых любой «стайности». 

Даже если брать работы одного жанра, есть ощущение, что они с разных планет. Например, медитативное видео «Озеро» группы «Синий суп» (неподвижное созерцание метафизического пейзажа) кажется явлением иного порядка, нежели социальный эксперимент «Ожидание» Владимира Логутова — демонстрация группы повседневно одетых людей, чего-то выжидающих и переминающихся перед камерой.

То же справедливо и для объемных объектов. Дмитрий Гутов в цикле «Забор» (металлические решетки с коваными «иероглифами») играет на контрасте грубой фактуры и изысканного, почти медитативного общего облика: издалека конструкции выглядят как росчерки тушью на тетрадях в клеточку. А у не менее удачной и в общем-то красивой конструкции Сергея Шеховцова «392 по Фаренгейту» задача совсем иная: напомнить человечеству об экологической катастрофе и опасности превращения планеты в свалку.

Однако кое-что представленные работы и их авторов все-таки объединяет. Это — время. Можно спорить, насколько удачны те или иные произведения в отдельности, но вместе они становятся «осколками» эпохи, вольно или невольно выражают ее настроения, чаяния, интонацию. 

Так, серия огромных холстов «Подводный мир» Дубосарского и Виноградова выглядит идеальной метафорой легкомысленного гламура: красивые девушки и парни, будто сошедшие с рекламных проспектов, беззаботно развлекаются на дне морском, в окружении рыбешек и колышущихся водорослей. 

В свою очередь хулиганская фотосерия «Кухонный супрематизм» группы «Синие носы» воспринимается как свидетельство интеллектуального нигилизма творческой молодежи тех лет. Выложить фигуры на полотнах Малевича из кусков колбасы и хлеба? Почему бы и нет? Осмеяно может быть всё и вся...

Нарочитая заумь и легкомысленность, хаотичность и целеустремленность — в экспозиции, как и в героях «нулевых», всё это сплелось воедино. И осталось в прошлом. Гуляя по залам, понимаешь это особенно отчетливо. Впрочем, эффектно простившись с десятилетием минувшим, Третьяковка уже сделала первый шаг к «музеефикации» десятилетия текущего, приняв в дар от «Винзавода» коллекцию новейших произведений из цикла «Вечная молодость». Возможно, вскоре они станут основой экспозиции, посвященной 2010-м. Ведь искусство не стоит на месте. И жизнь продолжается.

 

Прямой эфир