Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава ВОЗ заявил о крайне тяжелой ситуации в Газе и призвал Израиль снять блокаду
Мир
На Украине водители массово отказываются работать из-за усиления мобилизации
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обнаружения тела ребенка в реке в Москве
Общество
Автомобилистам в Москве рекомендовано быть внимательнее из-за тумана
Политика
В Госдуме объяснили отказ ООН принять проект РФ об оружии в космосе
Мир
Маск высмеял роль США «в защите демократии» на Украине
Мир
На Украине сообщили о повреждении предприятия в Днепропетровской области
Мир
Зеленский заявил о желании Киева видеть Китай на саммите в Швейцарии
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву

Реквием по империи

Персональная экспозиция Павла Рыженко предлагает эмоциональный взгляд на историю революции
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В московском Фонде славянской письменности и культуры проходит выставка Павла Рыженко «Исход великой Империи». Крупноформатные полотна калужского художника-реалиста посвящены драматичным событиям 100-летней давности — казни Николая II и Гражданской войне. После смерти Рыженко в 2014 году это одна из крупнейших столичных ретроспектив его творчества. 

Мастер неоднократно признавался, что события революционных лет он воспринимает как личную трагедию. А поскольку искусство для него — предельно искреннее, эмоциональное высказывание, Рыженко не боялся обвинений в субъективизме и закладывал в каждую композицию однозначный, легко читаемый посыл — осуждал отречение нации от религии, предательство воинской присяги и цареубийство. 

Избегая демонстрации батальных сцен как таковых, Рыженко метафорически представил губительные последствия двух революций. Вот красноармеец испуганно замер, услышав колокольный звон — напоминание о вероотступничестве. А вот эмигрант, в прошлом — офицер русской армии, с болью глядит в зеркало парижского кафе: теперь он вынужден работать официантом и распродавать свои боевые ордена, чтобы свести концы с концами. Развернутая аннотация к картине подсказывает: несчастный застрелится.

В галерее трагических персонажей художника — белогвардеец, принявший монашеский постриг на Афоне после поражения армии Деникина, комдив, ставший иноком-отшельником, наконец, сам Николай II — фигура для Рыженко бесспорная. С холстов на зрителя глядит царь-мученик — символ той России, которая с падением монархии была потеряна безвозвратно.

Рыженко считал, что его творчество — это исповедь. Для публики, однако, картины калужского живописца — скорее проповедь. Красноречивое, патетическое и глубоко религиозное высказывание. 

Правда, сегодня это высказывание могут услышать немногие — живописное наследие Рыженко не представлено в государственных музеях, а хранители коллекции — вдова и сын художника — признаются, что подходящие условия для содержания полотен они обеспечить не могут.

— Коллекция включает около 200 картин, в том числе 70 крупноформатных исторических полотен, — поделилась с «Известиями» Анастасия Рыженко, вдова Павла Викторовича. — Еще когда художник был жив, обсуждалась идея передачи его наследия Калуге. После смерти Павла нам предложили сделать музей в усадьбе Щепочкина в поселке Полотняный Завод, но там требовалась серьезная многолетняя реставрация. Плюс ко всему мы уверены, что творчество Павла Рыженко имеет значение для всей России, а не только для региона. Поэтому мы бы хотели экспонировать картины и в Москве, и в других регионах — в формате передвижных выставок. 

По словам Анастасии Рыженко, с 2014 года прошло 15 персональных выставок Рыженко. В том числе большим успехом пользовалась недавняя экспозиция «Русь Святая» в Ставрополе, организованная в рамках форума искусств «Золотой витязь» — за месяц ее посетило более 6 тыс. человек. Но большую часть времени полотна Рыженко просто лежат на складе, что, естественно, для живописного слоя губительно. Картины уже приходится реставрировать, хотя с момента их написания прошло не так много времени.

Наследники надеются, что найдется музей или меценат, который возьмет на себя сохранение и экспонирование коллекции, но пока остается довольствоваться демонстрацией отдельных циклов, как в случае с «Исходом великой Империи». Но даже такие проекты производят весьма цельное впечатление и позволяют составить представление о творчестве Павла Рыженко.

 

Прямой эфир