Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
За три года подростки и молодые люди потратили по «Пушкинским картам» 33 млрд рублей
Мир
Гросси назвал ситуацию на Запорожской АЭС тревожной
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в Шебекино в результате обстрела ВСУ
Мир
Байден отказался считать происходящее в Газе геноцидом
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Происшествия
Прокуратура проверит сообщения о разливе нефтепродуктов на пляже в Находке
Общество
Синоптики спрогнозировали дождь и грозу в Москве 21 мая
Мир
Белый дом будет поддерживать диалог с конгрессом по вопросу санкций против МУС
Мир
В Литве заявили о готовности отправить военных инструкторов на Украину
Общество
Кабмин одобрил компенсацию работы в выходные дни при увольнении
Мир
Посол Антонов указал на двойные стандарты США в отношении МУС
Наука и техника
В России разработают новые полярные беспилотники
Мир
Politico узнала об опасениях США обвинений со стороны Ирана в гибели Раиси
Мир
Китай выразил разочарование отклонением СБ ООН резолюции РФ по космосу
Экономика
Власти облегчат ведение бизнеса в специальных зонах
Мир
Совет Евросоюза 21 мая утвердит решение по доходам от активов России
Армия
Военные ВС РФ уничтожили укрепленный опорпункт ВСУ при помощи наземного дрона
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В воскресенье, 8 апреля, в Венгрии пройдут парламентские выборы, которые с большой вероятностью закончатся победой действующего главы правительства Виктора Орбана. В преддверии голосования премьер, ставший иконой антимигрантского движения в Европе, остается верен себе — главной темой избирательной кампании его партии Fidesz стала борьба с американским филантропом Джорджем Соросом, которого Будапешт обвиняет в стремлении наводнить страну беженцами. «Известия» разобрались в том, чем миллиардер венгерского происхождения так насолил властям республики и как к войне с ним относятся в оппозиции.

Все иностранцы — на выход

— Мы отправили домой султана с его армией, кайзера Гамсбургов и его захватчиков и Советы с их товарищами. А теперь мы отправим восвояси и дядюшку Джорджа, — торжественно пообещал венгерский премьер Виктор Орбан 100-тысячной толпе своих сторонников на предвыборном митинге в середине марта.

Кто такой этот «дядюшка Джордж», в Венгрии никому объяснять не надо. 87-летний американский миллиардер венгерского происхождения Джордж Сорос навсегда покинул родину в 17-летнем возрасте и не был в Венгрии долгие годы. Но именно он сейчас является для многих венгров олицетворением всего мирового зла — как некогда «террорист номер один» Осама бен Ладен.

Благодаря масштабной билборд-кампании, устроенной венгерскими властями прошлым летом («Не дадим Соросу посмеяться последним», — гласит подпись под одним из таких плакатов), американский филантроп превратился в «страшилку» даже для воспитанников венгерских детских садов.

— Дети даже не знают, кто такой Сорос, но точно знают, что это дьявол, — рассказала мама одного из них онлайн-изданию abcug.hu в начале марта.

Виктор Орбан выступает на предвыборном митинге в Будапеште

Фото: REUTERS/Marko Djurica

Война с Соросом, которого правящая партия премьера «Венгерский гражданский союз» (Fidesz) обвиняет в спонсировании НКО, стремящихся облегчить мигрантам доступ на территорию страны, — центральная тема нынешней избирательной кампании. Если перед парламентскими выборами в 2014 году Fidesz щедро раздавал избирателям экономические обещания, то в 2018-м правящая партия без ложной скромности устами главы парламентской фракции Гергели Гулиса заявила: «Нет более достоверной информации о планах правительства [в экономике], чем восемь прошедших лет».

Зато планов в отношении мигрантов (а когда в Венгрии говорят «мигранты», подразумевают Сороса) — громадье. Один из первых обещанных шагов правительства после выборов 8 апреля — принять в парламенте закон, получивший неофициальное название «Остановите Сороса». Он предусматривает введение для всех действующих в Венгрии организаций, «спонсирующих, организующих или как-либо содействующих» миграции, налога в 25% на все пожертвования из-за рубежа. Кроме того, тем, кто незаконно помогает беженцам, запретят приближаться к границе, а излишне гуманных иностранцев за содействие мигрантам будут без лишних разговоров высылать из страны. Наконец, все НКО, работающие в сфере миграции, по новому закону будут обязаны получать одобрение на свою деятельность в МВД.

Казалось бы, при чем тут Сорос? А при том, что внушительная часть НКО, работающих в Венгрии, финансируются его благотворительным фондом. И именно Сорос является основателем престижного Центрально-Европейского университета в Будапеште, ради закрытия которого год назад Fidesz выступил с инициативой введения новых правил регулирования деятельности иностранных вузов.

— Как выяснилось, по меньшей мере 2 тыс. людей из сети Сороса работают против премьер-министра Венгрии и против Венгрии, — заявил недавно официальный представитель правительства Золтан Ковач.

Из мухи слона

Справедливости ради стоит отметить, что претензии к Джорджу Соросу в Венгрии во многом обоснованы. В недалеком прошлом миллиардер, чьи многочисленные НКО действительно оказывают нелегальным мигрантам в Венгрии всяческую поддержку, уже предлагал урезать дотации Евросоюза странам Центральной и Восточной Европы, которые отказываются от принципа солидарности в сфере миграции (а это в первую очередь Венгрия), и перенаправить высвободившиеся деньги на помощь беженцам. Так что повод его недолюбливать у властей Венгрии действительно веский.

При этом Будапешт отнюдь не одинок в своей антипатии к американскому филантропу — у многих стран мира, включая Россию, Израиль, Австрию, Великобританию и даже США, найдется что предъявить Джорджу Соросу. Человек, по определению австрийского канцлера Себастьяна Курца, «бросающий всё, что у него есть, на стремление к контролю», смог разозлить даже Китай, где нет никаких соросовских фондов. В 2016 году он заявил, что экономику Китая ожидает жесткая посадка. В Пекине это сочли едва ли не объявлением войны китайской валюте, обвинив миллиардера в попытке обогатиться за счет игры на понижении курса юаня.

Беженцы на венгерско-сербской границе

Фото: Global Look Press/Pavel Nemecek

Но в случае Венгрии и ее 9,8-миллионного населения полномасштабная война с Соросом некоторым представляется попыткой сделать из мухи слона. По неофициальным данным, сейчас в Венгрии проживает около 40 тыс. мусульман (а принадлежность к исламу — главная претензия к мигрантам). Но большинство из них осели в Венгрии за десятилетия до нынешнего миграционного кризиса — еще в то время, когда Венгрия была коммунистической страной. Подавляющее же большинство мигрантов, оказавшихся в стране после 2015 года, по данным венгерского офиса по делам иммиграции и предоставления убежища, вскоре покинули ее ради более экономически благополучных стран Западной Европы.

— Миграция — большая проблема и огромный вызов и для Венгрии, и для Евросоюза. Я и сам не особый поклонник Сороса, но неразумно возлагать вину за весь миграционный кризис на одного 87-летнего человека. Просто таким образом Fidesz пытается накрутить и мобилизовать электорат накануне выборов, — признал ранее в беседе с «Известиями» депутат Мартон Джендьеши из партии Jobbik.

Примечательно, что несколько лет назад эта правая партия (ныне — вторая по популярности сила в Венгрии) стояла на крайне антимигрантских позициях и считалась в Европе маргинальной. Именно ее депутаты жгли флаги ЕС и называли евродепутатов-евреев угрозой нацбезопасности. К 2018 году общая риторика партии в отношении мигрантов заметно смягчилась. А к выборам Jobbik и вовсе отошла от этого вопроса (благо эту нишу полностью заняли Виктор Орбан и компания), сделав упор на экономику и социальные проблемы.

Маленькие неприятности партии власти

По данным последних мартовских опросов, за Fidesz на нынешних выборах готовы голосовать чуть больше 40% избирателей, за Jobbik — около 25%. Венгерские социалисты, объединившиеся к выборам с партией «Диалог для Венгрии», могут рассчитывать на 13% голосов. Остальные партии левого толка вроде «зеленых» из объединения «Политика может быть другой» или «Демократической коалиции» во главе с предшественником Орбана Ференцем Дьюрчанем вряд ли смогут перешагнуть 10-процентный барьер: опросы сулят им по 8 и 6% соответственно.

При таком раскладе у правящей партии, контролирующей большую часть СМИ в стране, казалось бы, нет причин бояться конкуренции. Но тревожные сигналы всё же есть.

Во многом против Fidesz сыграла мощная кампания Jobbik по разоблачению коррупции в рядах высокопоставленных функционеров и провластных олигархов. С лета прошлого года и до недавних пор по всей стране появились гигантские билборды (в Венгрии уличная реклама давно превратилась в главный инструмент политической борьбы) с фотографиями близких к партии власти и лично к премьеру бизнесменов с подписями «Вы работаете, они воруют», «Вот почему пенсии такие низкие» и «Вот почему денег на образование нет».

Спонсировал кампанию Jobbik некто Лайош Симишка. Этот бизнесмен, проживающий теперь за пределами Венгрии, некогда являлся близким другом и сторонником Виктора Орбана, но в 2014 году между ними пробежала черная кошка. С тех пор Симишка, являющийся владельцем медиаресурса Magyar Nemzet и компании-оператора наружной рекламы, стал открыто поддерживать правую оппозицию.

За партию Fidesz на нынешних выборах готовы голосовать чуть больше 40% избирателей

Фото: REUTERS/Bernadett Szabo

Fidesz закономерно окрестил антикоррупционную кампанию оппозиции местью, скупил у рекламных компаний, как утверждается, все места под билборды политического толка (а это около 8 тыс. точек) и продолжил разжигать «страсти по Соросу».

В январе, кстати, популярность Fidesz, стоящей у руля Венгрии уже два срока подряд, была на 10% выше, чем сейчас, а Jobbik, напротив, доверяли на 10% меньше. Но власти не особо обращали внимание на статистику до тех пор, пока в устоявшейся политической жизни Венгрии не возникла неожиданная интрига.

В конце февраля в небольшом городке на границе с Сербией и Румынией — Ходмезёвашархей, последние пару десятилетий слывшим верным оплотом Fidesz, прошли выборы мэра. Ничто не предвещало беды — всё шло к тому, что новым градоначальником станет кандидат от партии власти Золтан Хегедюш, занимавший пост вице-мэра. Но новым градоначальником с перевесом в 16% голосов стал Петер Марки-Зай — независимый кандидат, поддержанный всеми другими оппозиционными партиями в пику ставленнику Fidesz. Для властей это стало шоком, для оппозиции — проблеском надежды на то, что позиции партии власти всё же можно пошатнуть.

— После восьми лет всё, что может показать Fidesz, — это забор (подразумевается строительство ограждений с колючей проволокой на границах для недопуска в Венгрию мигрантов. — «Известия»), а всё, что они могут сказать, — это «Сорос». Но венграм от правительства нужно что-то большее, — заметил после выборов в Ходмезёвашархей венгерский политолог Петер Креко.

Этот вывод косвенно подтверждается и итогами январского опроса соцслужбы Ipsos Public Affairs: по его данным, 76% венгров уверены, что в последние годы страна движется в неправильном направлении.  

Что мешает оппозиции

После вдохновляющей победы на выборах мэра в стане оппозиции стали всё чаще высказываться о том, что предотвратить новый, уже третий срок партии власти можно лишь сообща — выдвинув на всех избирательных участках единых кандидатов от оппозиции. Но дальше разговоров дело так и не продвинулось.

Скрепя сердце признав, что самым логичным было бы объединиться вокруг кандидатов из Jobbik, лидеры большинства партий при этом резко выступили против кандидатуры партийного лидера Габора Воны, который в случае победы должен был бы стать новым премьером.

Свои «но» есть и у Jobbik: идя на эти выборы под лозунгами борьбы с коррупцией, она принципиально готова к альянсу только с молодыми партиями, нетронутыми «коррупцией последних десятилетий». Но если с репутацией у партий вроде молодежного движения Momentum всё в порядке, то с рейтингами — ровно наоборот. Популярность того же Momentum, прославившегося активной кампанией против проведения в Будапеште Олимпиады-2024 из-за опасений, что средства на Игры разворуют, не превышает 3%.

Лидер партии Jobbik Габор Вона

Фото: REUTERS/Bernadett Szabo

Есть на выборах и еще один отвлекающий фактор — присутствие на политическом поле нескольких сатирических партий. Главной из них является «Двухвостая собака», несколько лет назад выросшая из движения уличных граффити-художников в полноценную политическую силу. Широкую известность эта партия приобрела в преддверии референдума осенью 2016 года, на котором Виктор Орбан предлагал согражданам отвергнуть введенные Брюсселем квоты по приему мигрантов странами — членами Евросоюза. Та кампания тоже преимущественно разворачивалась на пространстве билбордов: Fidesz увещевала об опасности исламизации Венгрии, а «Двухвостая собака» развернула, по ее же определению, «анти-антимигрантскую кампанию», высмеивающую лозунги партии власти.

Одной из самых запоминающихся идей двухлетней давности стал, например, плакат, предлагающий вывесить на границе Венгрии размер официальной средней зарплаты в стране, — с намеком, что этого будет достаточно, чтобы отпугнуть беженцев раз и навсегда.

На эти выборы «Двухвостая собака», один из кандидатов которой выступил в телеэфире в костюме цыпленка, идет под лозунгом «Анти-анти-Сорос». А в числе прочего она предлагает уменьшить территорию Венгрии, ввести право на бесплатное пиво, открыть в качестве продвижения венгерской мягкой силы ресторан мадьярской кухни на Марсе и официально ввести в стране вечную жизнь. Чувство юмора «Двухвостой собаки» накануне выборов оказалось, судя по опросам, близко 2% венгров.

Наконец, клин в декларируемую необходимость единства оппозиции вбивает и один довольно прозаичный момент: чем больше избирательных округов, в которых партия выставляет своих кандидатов, тем больше финансирования из госказны эта партия получает. И отказаться от этого готовы далеко не все.

А значит, в ближайшие годы Венгрию ждет новое правительство Fidesz и новый этап войны с Джорджем Соросом.

 

Прямой эфир