Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Экономика
ЦБ обеспокоился размером комиссий за снятие средств с кредиток
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Армия
Российские военные рассказали о процессе уничтожения техники ВСУ
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
Мадуро заявил о подготовке США Гайаны для нападения на Венесуэлу
Армия
Ударная группа авиации ВКС РФ разгромила опорпункт ВСУ
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
ЕК не увидела дискриминации россиян в поправках к миграционному закону в Латвии
Мир
Консерваторы потеряли почти половину мест в советах Великобритании после выборов
Мир
Генерал НАТО предположил конец поставок оружия ВСУ в случае недостатка мобилизованных
Мир
МВД России объявило в розыск экс-главу МВД Украины Арсена Авакова
Экономика
Финэксперт рассказал о вредных советах по финансовой грамотности в соцсетях
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Днем рождения куклы Барби считается 9 марта. В 1959 году ее впервые представили на американской Международной ярмарке игрушек. До появления Барби большинство детских игрушек были в виде почти бесполых пупсов, и предпринимательнице Рут Хэндлер пришла в голову идея заполнить пустующую на рынке нишу и сделать «взрослую» куклу. Свое создание Хэндлер, супруга сооснователя компании Mattel, назвала в честь дочери Барбары. Барби произвела революцию в мире игрушек, став крайне популярной — Mattel продала свыше миллиарда штук. За полвека творение Хэндлер постоянно менялось, пытаясь поспеть за социальными и культурными вызовами и технологическим прорывом. В итоге Барби перестала быть просто игрушкой, превратившись в своеобразное воплощение современного мира во всем его многообразии. Об эволюции культовой куклы, которая стала синонимом слова «красота», — в материале портала iz.ru.

Знакомьтесь, Барбара Робертс

Согласно легенде, полное имя Барби — Барбара Миллисент Робертс. Она родом из городка Уиллоус в штате Висконсин.

Прототипом Барби была немецкая кукла Билд Лилли, которую Хэндлер заметила в витрине одного из магазинов во время поездки в Европу. Ее сделали по образу персонажа, которого создал карикатурист для газеты Bild.

В таблоиде длинноногая блондинка Лилли, волосы которой были собраны в хвост, была типичным представителем послевоенного поколения. Она работала секретаршей, была раскованна и открыто говорила о своих любовниках. Художник раскрывал характер гламурной девушки через разные ситуации. Например, будучи на пляже, она спросила у полицейского: «Раздельные купальные костюмы запрещены? И какую часть мне снять?»

Производство куклы Лилли началось в 1955 году и продолжалось до 1964-го, когда Mattel выкупила права на нее. Лилли с красными губами и приподнятыми бровями соответствовала эталонам красоты середины XX века, когда все сходили с ума по Брижит Бардо и Мэрилин Монро.

Первая Барби в черно-белом полосатом купальнике без бретелек сильно походила на Лилли: те же красные губы, черная подводка для глаз, брови с изломом и хвост как у Одри Хепберн.

Как звезда Голливуда

Стиль куклы менялся вслед за модой — на него влияла и грациозная первая леди Джеки Кеннеди, и смелые яркие молодежные течения. В 1960-х стали выходить Барби со сгибающимися ногами и глазами, которые могли открываться и закрываться.

Помимо внешней трансформации производители решили обременить Барби семьей: сделали Кена (назвали в честь сына Хэндлер — Кеннета), смастерили друзей и родственников, а также построили Дом мечты. На имя куклы приходило огромное количество писем, прямо как голливудским звездам, — около 20 тыс. в неделю.

Кукла Кен

Фото: Getty Images/Chip Somodevilla

В 60-х и 70-х годах прошлого века американское общество с равной силой сотрясали насильственные антивоенные протесты и экономическая нестабильность. Кроме того, продолжалась борьба черных за гражданские права, крепло феминистское движение.

В это время появились первые чернокожие Барби, а также загорелая «Малибу Барби», которая улыбалась широкой «голливудской» улыбкой. С лица куклы в образе калифорнийской девушки-серфера исчезла застенчивость, ее взгляд устремился вперед, а не в сторону, как раньше. Эти изменения пришлись по душе феминисткам.

Однако кукольный мир не был таким уж идеальным и периодически вокруг него разгорались скандалы. Когда Барби превратили в няню, «заставив» приглядывать за младенцем, среди аксессуаров, которыми ее наделили, были телефон, бутылочки с газировкой и книжка «Как похудеть». В ней содержался всего один совет — «Не ешь».

Еще один скандал был связан с «младшей сестрой» Барби — Скиппер. Mattel хотела показать детям, как меняется тело девочки, когда она взрослеет. При определенном движении туловище Скиппер становилось длиннее и у нее «вырастала» грудь. Общество было не готово к новинке, и в итоге куклу сняли с производства.

Яппи, MTV и БиллиБой*

В 1980-х Барби начала осваивать различные профессии, она перестала быть домохозяйкой и примерила на себя роли врача, астронавта и пилота. Куклу также снабжали офисными принадлежностями и предусмотрели для нее вечернее платье, чтобы после трудового дня в офисе Барби могла сразу отправиться на элитную вечеринку.

Тогда в США как антитеза хиппи появилось новое течение среди молодежи — яппи. Так называли юношей и девушек, которые стремились строить карьеру, были заинтересованы в материальном успехе и вели светский образ жизни. Это был период, когда работающих женщин стало больше, чем когда-либо раньше, — результат борьбы за равенство.

Параллельно возникла новая подростковая культура, вызванная запуском музыкального канала MTV, поэтому Барби обзавелась собственной группой и надела леггинсы.

Тогда же над созданием новых кукол с Mattel сотрудничал дизайнер ювелирных изделий БиллиБой*, который коллекционировал Барби. Когда Энди Уорхол захотел написать портрет вдохновлявшего его БиллиБоя*, тот ответил, чтобы Уорхол рисовал куклу, потому что «Барби — это я».

Так и случилось. Лот под названием «Барби, портрет БиллиБоя*» продали на аукционе за $1,1 млн.

Кандидат в президенты и колясочница

В 1992 году, который в США называли «Годом женщины» (тогда в сенат избрали сразу четырех представительниц слабого пола), Барби стала кандидатом в президенты. Тогда же кукла научилась говорить. С этим, правда, получилось не слишком удачно. Из-за фраз «Я люблю шопинг» и «Математика — это сложно», которые были запрограммированы, Mattel обвинили в пропаганде сексизма.

Потом было не очень успешное партнерство с компанией Nabisco, производящей печенье Oreo. Выпустили две версии куклы — чернокожую и белокожую (как цвет печенья). Афроамериканское сообщество обиделось на такое сравнение, и серию отозвали.

Потом была еще одна достаточно спорная новинка — кукла-колясочница. Она не могла передвигаться по Дому мечты и не могла «ездить» в Барби-машинах. Кроме того, ее волосы постоянно попадали в колеса инвалидного кресла.

В начале 2000-х Барби объявила о разрыве с Кеном. Произошло это после того, как Бритни Спирс рассталась с Джастином Тимберлейком. Затем она оделась в кожу, как персонаж Черная канарейка из вселенной комиксов DC, а потом и вовсе сделала себе тату.

Слишком идеальна

В 2015-м Mattel, пытаясь не отставать от технологических новшеств, запустила Hello Barbie — куклу, способную поддерживать диалог, наподобие голосового помощника Siri. Однако одна из компаний по обеспечению безопасности в интернете выразила озабоченность по поводу возможности взлома серверов Hello Barbie. Специалисты опасались, что хакеры могут получить доступ к встроенному в Барби устройству и подслушивать разговоры. Из-за этого популярность куклы пострадала.

Желая вернуть себе прежние позиции, компания выпустила две новые линии с куклами, представляющими различные этнические группы и имеющими разные фигуры. Коллекцию Барби с тремя типами телосложения компания решила сделать после волны критики по поводу слишком «идеальных» пропорций куклы: стало активно обсуждаться, что строение тела как у Барби анатомически невозможно.

Предпринятые Mattel шаги немного оживили спрос, но продажи всё равно падали. В I квартале 2017-го показатель снизился на 13%, а во II — на 5% по сравнению с аналогичными периодами 2016 года.

Позднее производитель разнообразил коллекцию Кенов, также сделав акцент на типах фигуры. У Барби появился широкий выбор бойфрендов: худощавый, широкоплечий и нормального телосложения с разным цветом глаз, волос и прическами.

Вопрос на миллион

Основная концепция, которой придерживается бренд, — девочки могут стать кем угодно и неважно, считается ли работа чисто женской или исключительно мужской. По задумке компании, играя с куклой, которая «попробовала» себя в 150 профессиях, дети осознают, что для них нет ничего невозможного и они могут в будущем заниматься тем, чем хотят.

Тут встает интересный вопрос: Mattel с помощью Барби вдохновляет людей пробовать себя на различных поприщах или производитель кукол просто следует за уже существующими тенденциями?

Недавно в США по заказу Mattel провели опрос среди 8 тыс. матерей и выяснили, что 86% из них беспокоятся по поводу того, кто становится примером для подражания для их дочерей. В 2018 году к Международному женскому дню компания представила серию «Вдохновляющие женщины», в которую вошли три куклы, сделанные по образу выдающихся исторических личностей. Это мексиканская художница Фрида Кало, американка Амелия Эрхарт, которая была первой женщиной-пилотом, перелетевшей Атлантический океан, а также математик Кэтрин Джонсон, которая внесла огромный вклад в развитие аэронавтики и космической программы США.

К 8 Марта Mattel также пополнила серию Shero («Она герой») 14 новыми игрушками, изображающими, в частности, американскую сноубордистку, чемпионку Олимпиады-2018 Хлою Ким, режиссера и сценариста Пэтти Дженкинс, боксера Николу Адамс.

Shero запустили в 2015 году в честь современных женщин, которые многого добились в своей сфере деятельности. В прошлом году частью линейки стала первая Барби в хиджабе. На создание этой куклы Mattel вдохновила фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад — первая американская спортсменка, которая выступила на Олимпиаде в традиционном мусульманском платке.

Немного феминистка

По словам Анны Моньер, главы отдела игрушек Музея декоративного искусства в Париже, Барби всегда была куклой, которая позволяла девочкам представить себя независимой женщиной. «Она немного феминистка. Она не замужем, у нее нет детей, она абсолютно свободна в выборе того, чем заниматься в жизни», — отметила Моньер.

Кроме того, у Барби нет сексуальной ориентации. В прошлом году бренд поддержал ЛГБТ-сообщество — в Instagram появилась фотография двух кукол в футболках с надписью «Любовь побеждает». Это слоган секс-меньшинств. Барби также не принадлежит к какому-то определенному социальному классу. Скорее наоборот, появление куклы в какой-то мере стирало границу между богатыми и не очень, поскольку первая Барби стоила всего $3 и ее могли позволить себе семьи даже с низким доходом.

Неважно, что на самом деле движет Mattel — желание привить детям толерантность и чувство собственной значимости или компания гонится исключительно за прибылью. Пока девочкам есть о чем мечтать и пока их не полностью захватил мир интернета, Барби будет востребована.

Прямой эфир