Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Минюст Украины сообщил о создании штурмовых отрядов из мобилизуемых преступников
Мир
ВКС РФ нанесли удар по месту базирования диверсионной группы боевиков в Сирии
Мир
Нетаньяху назвал удар Израиля по Рафаху трагической ошибкой
Общество
Певица Алсу подала на развод с мужем после 18 лет брака
Мир
РФ и Узбекистан подготовили пакет соглашений более чем на $5 млрд
Экономика
Индекс Московской биржи упал ниже 3300 пунктов
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Спорт
Сборная России по хоккею обошла Финляндию в рейтинге IIHF
Мир
Суд в Турции оправдал подозреваемого в убийстве россиянки сирийца
Мир
Макрон заявил об отсутствии войны с Россией
Мир
Боррель осудил удары Израиля по Рафаху
Мир
Хуситы сообщили об атаке на два американских эсминца в Красном море
Мир
Протестующие в Армении снова требуют отставки премьер-министра Пашиняна. Что это означает
Мир
Лавров ответил на слова президента Эстонии о намерении поставить РФ на колени
Мир
ЕС не смог утвердить решение о покупке оружия Киеву за счет прибыли от активов РФ
Мир
Главком ВСУ утвердил пребывание французских военных инструкторов на Украине
Мир
Spiegel сообщил об отказе Германии от возврата обязательного воинского призыва
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Альтист и дирижер Юрий Башмет отметил 65-летие выступлением в Концертном зале Чайковского. Театрализованное юбилейное торжество «Планета Башмета» стало главным событием юбилейного фестиваля «50 лет на альте», который продлится до 28 января и завершится выступлением маэстро в Большом зале консерватории. «Известия» поздравили народного артиста СССР и расспросили его о бурной творческой жизни.

— Юрий Абрамович, с каким настроением встретили юбилей?

— С хорошим. Но прежде всего — с рабочим. Я всегда отмечаю день рождения и Новый год концертом. И если в эти дни я не на сцене, то как будто и праздников не было. А в этом году у нас не только один концерт, но целый юбилейный фестиваль, да еще и конкурс альтистов. Мы его проводим уже не первый год, конечно, но в этом году он будет в особенном формате — «конкурс конкурсов». То есть в качестве участников — только победители других альтовых конкурсов.

— Что считаете своим главным творческим достижением? То, что альт стал благодаря вам солирующим оркестром? Какие-то победы на конкурсах? Или основание оркестра «Солисты Москвы»?

— Трудно сказать… Всё, что вы назвали, очень для меня важно. Нескромно так говорить, наверное, но все-таки первые сольные концерты на альте в таких залах, как Carnegie Hall, La Scala, Ленинградская филармония, Большой зал Московской консерватории, — дал я.

И радостно, что сейчас появилось новое поколение альтистов. Это совершенно замечательные кореянка Хва Юн Ли, украинец Максим Рысанов, англичанин Лоуренс Пауэр, а также наш Андрей Усов, которого я особенно выделяю, не обижая остальных.

Юрий Башмет

Фото: Алексей Молчановский

— Каков сейчас общий уровень игры на альте и преподавания? Могли бы вы сравнить себя в юности с нынешними молодыми альтистами?

Средний уровень игры на альте сейчас несоизмеримо вырос, особенно если сравнивать с 19701980-ми годами. Сравнивать же музыкантов между собой не стоит: все абсолютно разные, по-разному двигаются, разговаривают. И каждый уникален по-своему. И еще один момент — сейчас стало гораздо больше красивых альтисток (смеется). Эстетика исполнительства на альте стала другая.

— Вы создали образовательные центры для одаренных детей. О каких результатах вы могли бы рассказать? Каковы ваши ощущения от этого проекта?

— Я считаю, это дело хорошее, достойное. И результаты есть. Через прослушивания в этих центрах мы отбираем музыкантов в наш юношеский оркестр. Идея оркестра и родилась на базе центра.

Расскажу одну историю. В консерватории Ростова-на-Дону было прослушивание. Вышел симпатичный парень, скрипач, великолепно сыграл «Каприс» Паганини и тут же попал в наш мир. Он стал концертмейстером в оркестре. Обратите внимание: его же учили не в Москве, а в Ростове-на-Дону. Но сегодня его преподаватель уже года четыре как уехал и живет в Израиле. А ученик по возрастной ротации в оркестре был вынужден уйти, когда ему исполнилось 22 года (у нас возрастной ценз — от 10 до 22). Со слезами на глазах мы с ним прощались, потому что он лучший, а нужно освобождать место для следующего, кто подрастет.

И вот мы однажды опять приехали в Ростов-на-Дону. К тому моменту уже года три этого молодого человека у нас не было. И оказалось, что он там стал солистом филармонии, концертмейстером местного оркестра и доцентом консерватории — теперь преподает на месте своего педагога. Таких примеров много.

— Вы продолжаете следить за судьбой этого юноши?

— Обязательно. Мы помогаем многим нашим воспитанникам. У нас была девочка из Екатеринбурга, сейчас она уже учится на первом курсе Московской консерватории. И она мечтала получить мастер-класс у Джеймса Голуэя. Это один из самых известных флейтистов нашего времени. Можно сказать, легендарный. Мы ей это организовали. Теперь Голуэй нас мучает, просит, чтобы мы находили средства и снова отправляли ее к нему в Швейцарию на мастер-класс. Или вот еще одна девочка, скрипачка. Раньше она была в юношеском оркестре, а сейчас работает в оркестре «Новая Россия». Мы ей дали скрипку очень хорошую, современную. В общем, как говорилось у нас в спектакле по «Маленькому принцу», мы в ответе за тех, кого приручили.

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

— Что дает ребенку ранняя профессиональная поддержка и ориентация на карьеру в оркестре?

У родителей появляется новый смысл жизни, когда выясняется, что ребенок нашел свое дело, и его жизнь теперь ясна. Конечно, он может потом вообще музыку бросить и чем-то другим заняться. Все может случиться. Но если ребенок регулярно соприкасается с классической музыкой и занимается каждый день в течение скольких-то часов, то эти часы он не будет шататься и хулиганить на улице.

Советский скрипач и педагог Петр Столярский говорил: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы». У меня мама как раз соответствовала этой фразе. Она мне рассказывала, как я стою, «пилю» на скрипке и смотрю в окно, а там мои дворовые друзья играют в футбол, катаются на велосипеде. И у меня слеза течет. Она говорит: «Иди». Я ей: «Не могу, я же не успею выучить». Каждый день мне нужно было учить новый этюд. Мама говорит: «Знаешь что? Бери свой велосипед и поезжай. Ты же все равно проголодаешься, значит, вернешься домой. А потом доиграешь, если захочешь, свои полчаса или час». Я радостный садился на велосипед, через два-три часа возвращался. Но у меня была ответственность уже перед мамой, потому что она меня сама выпроводила погулять, значит, я должен был быть хорошим мальчиком, потому что она хорошая мама. Вот и вся простая арифметика.

— Какие проблемы вы видите у современного музыкального образования? Оно по-прежнему остается лучшим в мире?

— Я не знаю, в каком состоянии находятся все кафедры консерваторий. На альтовой кафедре довольно много подвижек в хорошую сторону, но таланты приходят «волнами». Например, бывает, что 10 человек поступают на первый курс, и из них трое — очень способные. С ними надо заниматься, работать, и они будут побеждать на конкурсах. А бывают наборы, где ни одного такого человека нет. И то же самое — со скрипачами, с пианистами, виолончелистами. Это зависит не от нас.

Если же обобщать, то наша школа сильна не техникой. Русская школа — это способ музыкального мышления. Этого у нас никто не отберет, как, например, Толстого или Чайковского. А вот техника как раз немного провисает сегодня.

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

— По сравнению с музыкантами из других стран?

— По сравнению с советским периодом. Сейчас нет такого стремления выехать за рубеж или хотя бы в столицу как раньше. А тогда это было важным стимулом.

Однажды я пришел после занятия, похвастался маме: «Мне по специальности пятерку поставили». Она говорит: «Вот, если ты так будешь заниматься, возможно, поедешь в Ленинград или в Москву и поступишь в лучший государственный оркестр». Хотя я ей тогда сказал: «Нет, я не буду играть в оркестре — я буду играть с оркестром».

— На заключительном концерте вашего юбилейного фестиваля вы исполните «Стикс» Гии Канчели. Почему из множества произведений, написанных специально для вас и вам посвященных, вы выбрали именно это для столь важного вечера?

— «Стикс» — очень сильное произведение, я это сразу понял. И его очень любит и всегда ждет публика. Некоторые люди, не музыканты, иногда задают удивительный вопрос: «А когда вы поставите «Стикс» в следующий раз?». Обратите внимание: они говорят «поставите», хотя это не спектакль, не балет. Но воспринимается он всё равно как какое-то действо.

— Какие цели ставите на будущее?

Вы будете смеяться, но у меня еще есть некоторые мечты. Но чтобы не сглазить — рассказывать не буду.

 

Прямой эфир