Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Армия
Военные ВС РФ начали восстановление мемориала участникам ВОВ в ДНР
Мир
Лидер КНДР Ким Чен Ын поздравил Владимира Путина с инаугурацией
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду и до +7 градусов в Москве 8 мая
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Армия
Замминистра обороны вручил награды участникам СВО в госпитале имени Мандрыка
Мир
В Германии закрыли дело против главы ВВС из-за Крымского моста
Армия
Военнослужащие ВС РФ поздравили мариупольских ветеранов войны с Днем Победы
Мир
Судебный процесс по делу Трампа о хранении секретных документов отложен
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Здоровье
Химик сравнила вред кондиционера и пластиковых окон
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Общество
Гвардейцы-десантники почтили память погибших в ВОВ в Попасной
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Выйти из информационного вакуума

Общественный деятель Алена Давыдова — о том, как помочь пациентам и родственникам решить социальные и медицинские проблемы после инсульта
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

29 октября — Всемирный день борьбы с инсультом. Инсульт — это в буквальном смысле миг между прошлым и будущим, который делит жизнь на «до» и «после». Это может случиться с кем угодно и когда угодно. Ежегодно около 450 тыс. человек в России переносят инсульт — больше, чем, к примеру, население Твери или Курска. Но чтобы восстановиться, больной и его родные вынуждены преодолеть полосу препятствий. Увы, государственная система поддержки пока не отлажена так, чтобы сделать этот путь легче. А начинать реабилитацию нужно как можно раньше. Если упустить первый год, человек, который мог, например, снова научиться ходить, останется глубоким инвалидом. Но часто родственники находятся в растерянности, сам больной — в состоянии полной беспомощности, а врачи не дают полной информации о том, что и как делать в первую очередь.

Препятствие номер один — уход непосредственно в больнице, а точнее, его острая нехватка. По нормативам его обязан осуществлять младший медицинский персонал, но на деле часто приходится сталкиваться с дефицитом кадров. Родственники ухаживают сами или нанимают сиделку. Тут есть и свои подводные камни. Часто сиделки — это люди без медицинского образования, которые учатся ухаживать за больными в ходе работы. В патронажной службе я сталкиваюсь с сиделками из коммерческих фирм: за несколько лет мы почти не встречали таких, которые знали бы особенности ухода за пациентом после инсульта.

А ведь именно в первое время после инсульта особенно важен правильный уход. Потому что, например, если человека неправильно кормить, пища может попасть в дыхательные пути, и начнется пневмония. Если не позаботиться о регулярной смене положения тела, полноценном питании и гигиене, могут образоваться пролежни. Даже если с пациентом будут заниматься инструктор ЛФК, эрготерапевты и физические терапевты, но за ним не будут должным образом ухаживать, многие плоды реабилитации сойдут на нет.

Когда пациента выписывают домой, семья сталкивается с новыми препятствиями. Несмотря на то что мы живем, казалось бы, в информационную эпоху, люди зачастую ничего не знают о своих правах. Очень часто пациентам и их родственникам никто не объясняет, как оформить инвалидность, пройти реабилитацию по квоте, получить необходимый объем социальных услуг на дому. И поэтому приходится наблюдать, что в одних и тех же реабилитационных центрах одинаковый курс кто-то проходит платно, а кто-то — по квоте. А ведь первые могли просто не знать, что имеют право на бесплатную реабилитацию, и всем миром собирали средства.

Итак, больница и реабилитационный центр позади и человек попадает домой — и тут новая проблема. Родственники не знают, как правильно организовать уход. Их никто не готовил к тому, что они окажутся один на один с обездвиженным человеком, который плохо говорит и не до конца понимает обращенную к нему речь. Вроде бы родной и близкий, но с другой стороны — уже не совсем тот человек. Именно поэтому мы проводим обучающие занятия для родственников тяжелобольных людей на дому.

Отдельный разговор — о получении технических средств реабилитации и средств ухода, которые выдаются бесплатно, но зачастую без учета конкретной ситуации. Например, человек получает неподходящую коляску или средства гигиены в объеме, недостаточном при его заболевании и состоянии. Бывает и наоборот: родственникам рекомендуют противопролежневый матрас, который уже не нужен почти восстановившемуся человеку, — в итоге довольно дорогая вещь, которая действительно незаменима для лежачего пациента, пылится на даче.

Для меня очевидно, что для эффективного восстановления переживший инсульт человек должен в первую очередь получать максимально подробную информацию обо всей возможной помощи, которую он имеет право получить от государства. Необходимы онлайн-площадки, где собрана вся актуальная информация: социальные гарантии, справки о реабилитационных центрах, материалы по уходу. Нужны школы по уходу для родственников — возможно, на базе городских больниц. Нужны и обучающие пособия, в которых описаны все тонкости постинсультной реабилитации.

Я вижу очень серьезную проблему в том, что перенесшие инсульт люди и их родственники оказываются в информационном вакууме, выбраться из которого они могут только собственными силами. И это при том, что редкая семья хоть раз не сталкивалась с инсультом у кого-либо из родственников. В идеале базовые сведения об инсульте подростки могли бы, на мой взгляд, получать еще в школе. Вопреки распространенному заблуждению инсульт бывает не только у людей пожилого возраста — на деле это может случиться с кем угодно, в том числе и с самими школьниками. И я надеюсь, что, если люди с ранних лет будут осведомлены об инсульте, бороться за правильную и своевременную помощь, качественный уход и грамотную реабилитацию уже не придется.

Автор — руководитель патронажной службы помощи на дому «Милосердие»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир