Демон начинает и выигрывает
Лето закончилось, а фестивали — нет. Когда российские киносмотры начинают подготовку к следующему сезону, наступает время для фестивалей зарубежного кино. В тематических подборках зрители Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других крупных городов могут увидеть все новинки европейского кинематографа — венгерского, испанского, итальянского, немецкого, датского и др.
Так, в программу IX фестиваля датского кино вошли несколько драматических картин, среди которых история о взрослении двух друзей «Настанет день», триллер о безумии и мести «Преисподняя» и криминальный триллер «Три условия».
«Три условия» режиссера Йенса Даля — фильм, где всё действие происходит в номере гостиницы. При этом туда вместились дерзкое ограбление банка, тройное убийство, заново обретенная и тут же разрушенная любовь, а также тонкий психологический портрет современного «солдата удачи».
Главная роль — подрывника Микаэля, работающего на грабителей, — досталась звезде сериала «Игра престолов» Николаю Костеру-Вальдау. Этот неординарный датский актер сумел построить карьеру в Голливуде, однако не отказывается от предложений поработать на родине. По сюжету Микаэль соглашается пойти на сделку с полицией и сдать следствию организаторов крупного ограбления банка в обмен на программу защиты свидетелей и новую жизнь для себя и своей бывшей девушки Клариссы.
Показания Микаэль дает в гостиничном номере, туда же привозят и Клариссу. Микаэль пытается убедить ее, что изменился и хочет начать новую жизнь, но постепенно становится ясно, что красивые слова не соответствуют реальности...
«Три условия» — прекрасный пример того, как внятный сильный сценарий способен заменить высокий бюджет. Всё экранное время, пока Микаэль играет в кошки-мышки с полицейскими, манипулируя ими с точностью профессионального психолога, эмоциональное напряжение нарастает.
Режиссер Йенс Даль ставит вопрос о том, оправдывает ли цель средства и может ли раскаяние изменить преступника. Микаэль отличается от полицейских настолько, что кажется существом с другой планеты. Да он и сам цинично определяет грань, что разделяет мир закона от мира бандитов, убийц и террористов. Слушать его страшнее, чем смотреть на натуралистичные сцены.
Авторы картины напоминают, что в современном космополитичном мире преступность тоже становится глобальной, а криминал объединяет людей разных национальностей. Вечный спор о душе человека, который ведут ангел и демон, Йенс Даль решает не в пользу Микаэля. На первый взгляд тот выигрывает. Но то, что оставалось в его душе человеческого, — любовь к Клариссе — получает жестокий удар. Единственная, с кем Микаэль честен, не верит в его искренность.
Скандинавские триллеры и детективы в литературе сегодня занимают лидирующие позиции. В кино шведы и датчане тоже умудряются снимать фильмы, идущие вразрез с голливудскими установками о том, что в конце добро непременно должно победить. Жизнь гораздо сложнее, чем истории с однозначным хеппи-эндом — не зря Достоевский говорил о том, что ничего нет интереснее человека и целой жизни мало, чтобы его изучить.