Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Движение по Крымскому мосту открыли после повторной остановки
Общество
МВД России объявило в розыск правнучку летчика Чкалова
Общество
Актрисе Наталье Теняковой стало плохо перед спектаклем в МХТ имени Чехова
Мир
Лавров счел конференцию в Швейцарии по Украине формой ультиматума для РФ
Политика
В СФ посчитали преждевременной идею о возобновлении переговоров с Украиной
Недвижимость
Цены на недвижимость в массовом сегменте Москвы за год выросли на 18%
Мир
На акции против закона об иноагентах в Тбилиси задержали 20 человек
Политика
Политолог указал на коррупционный мотив Польши в действиях на границе с Белоруссией
Происшествия
Машина астраханского депутата Харитонова взорвалась в зоне СВО
Общество
Кардиохирург рассказал о возможности появления в России госоргана по продвижению ЗОЖ
Происшествия
Мужчина погиб при подрыве на взрывоопасном предмете в Горловке
Мир
Комитет парламента Грузии поддержал законопроект об иноагентах
Происшествия
В отношении бывшего сотрудника «Яндекса» возбудили дело о госизмене
Политика
Эксперт указал на связь кадровой политики со стоящими перед РФ вызовами
Политика
Голикова пообещала продолжить работу над мерами поддержки участников СВО
Общество
Землетрясение магнитудой 6,0 балла произошло на Байкале
Общество
Пятеро агентов СБУ осуждены в Крыму на сроки от 11 до 16 лет

Церетели: «Столько талантливых художников, как в России, нет нигде»

Президент Российской академии художеств — о воспитании мастеров, верности традициям и дискуссиях с творческими вузами
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российская академия художеств празднует 260-летие. О том, как старейшая художественная институция страны отметит круглую дату и какие проблемы стоят сейчас перед академиками, обозреватель «Известий» поговорил с президентом РАХ, народным художником СССР Зурабом Церетели.

— Зураб Константинович, какие юбилейные мероприятия пройдут в академии?

— Мы отмечаем юбилей широко. В России и за рубежом с начала этого года проходят выставки и конференции, посвященные 260-летию академии. Центральным событием, конечно, станет торжественное собрание. Приедут академики, почетные гости. Праздничные мероприятия займут три дня. Откроем выставку, посвященную истории академии, — начиная от петровской эпохи и до наших дней. На 50 мультимедийных экранах покажем музейные ценности разных лет, работы молодых художников. Представим все отделения академии — работы живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, художников театра и кино, мастеров декоративных искусств. Продемонстрируем архивные фотографии, проведем научную конференцию. Помимо этого, в моей мастерской в Переделкино откроется музей.

— Чему он будет посвящен?

— Живописи и скульптуре под открытым небом.

— Ваши работы представлены?

— Буду стараться (улыбается).

—  С какими мыслями подходите к юбилейной дате?

260 лет — это непростая дата, серьезная. Сейчас такой художественной школы, как в России, больше нет нигде в мире. Здесь воспитывается особое мышление, создаются художественные богатства для государства, музейные ценности. Однако многого из того, что было при Советском Союзе, сейчас уже нет. Потеряна производственная база. Закрыли, продали заводы, фабрично-заводские училища, техникумы, где учили творческим и исполнительским профессиям. Если мы их не воссоздадим, будет плохо.

Россия имела грандиозную школу. Студентов, которые учились в этих техникумах и училищах, не призывали в армию — понимали их важность для страны. Когда я работал в Пицунде (курортный город в Абхазии. — «Известия»), то попросил прислать мастеров, которые умеют делать мозаику. Прислали 43 человека! Они умели резать смальту так, что из одного цвета получалось много оттенков и тональностей.

То же самое касается литья и увеличения скульптуры. Раньше был комбинат имени Вучетича, завод в Мытищах, где замыслы скульпторов воплощали в реальность. Сейчас таких мастеров-литейщиков больше нет, их просто не обучают. Вузы выпускают живописцев, скульпторов, графиков, но не исполнителей.

— Как решить эту проблему? Государство должно создавать больше техникумов?

— Надо открыть производственные базы и заводы, как было раньше. Когда я сам учился в академии, то проходил практику и на комбинате Вучетича, и на заводе в Мытищах. А сейчас этого уже нет.

— А если чиновники скажут: «Зураб Константинович, поможете нам это возродить?»

— С удовольствием поможем! Сам готов помочь. Я профессионал, могу быть полезным, если мне это поручат. Сейчас у меня есть огромное помещение в Москве — 10 тыс. кв. м. Предлагаю создать там творческий исполнительский институт. Я даже приобрел немецкие станки туда. Но для ремонта нужны средства...

— В прошлом году представители академии заявили, что хотят вернуть себе контроль над художественными вузами: Суриковским и Репинским институтами, а также лицеями. Как развивается эта ситуация?

— Пока еще не вернули.

— Но планируете?

— Посмотрим. В честь 260-летия будет общее собрание академии, и этот вопрос мы там поставим. Важно это сделать, чтобы не потерять школу. То, что Суриковский и Репинский институты от нас ушли, — большая ошибка.

— Их ошибка или государства?

— Их. Эти заведения должны быть сильными, профессиональными, чтобы воспитать новое поколение художников, способных создать дипломные работы музейного уровня. Так и было раньше, а как сейчас — не знаю.

— Вы думаете, что уровень преподавания в этих вузах упал?

Могу сказать, что многие очень хорошие художники ушли из институтов. И это мне не понравилось, потому что только хорошие художники могут правильно воспитать следующее поколение и направить молодежь на создание музейных вещей. Это другая философия, другая наука. В Европе и Америке художники работают на салоны, на галереи, на частных покупателей. Так нельзя. Россия в направлении «рисуй и продавай» никогда не шла. Приоритетом сегодня должно быть воспитание таких профессионалов, которые смогут создать для страны художественные ценности. Ведь нефть сегодня есть, а завтра нет, искусство же со временем только растет в цене.

— Как вы оцениваете современную ситуацию в российском искусстве? Видите ли вы среди молодых художников яркие имена?

Такого количества талантливых художников, как в России, нет нигде в мире. У молодых есть прекрасные вещи, но нужно создать условия, чтобы так и продолжалось в дальнейшем. Если эти ребята уедут за границу, чтобы создавать свои шедевры там, — будет плохо.

— Можно ли сказать, что молодые художники продолжают мощную традицию российского искусства?

— Да, они продолжают традицию.

— Организаторская и административная деятельность не мешает вашему творчеству?

Административная работа — тоже творческая. Ведь это академия. Поэтому я бы сказал, что у меня административно-творческая работа. Как и у каждого нашего сотрудника.

— Над чем вы сейчас работаете как скульптор?

Я сейчас почти доделал для Имеретинской долины Сочи скульптуру «Аргонавты» — 23 м в высоту. Идею этого произведения мне подал Владимир Путин. Кроме того, я закончил 33-метровую статую Иисуса Христа. Но пока еще не установил.

— А живописью вы сейчас занимаетесь?

— Всем занимаюсь. Видите, я разговариваю с вами и одновременно рисую. А вчера я проводил мастер-класс, начал на нем писать картину и к концу мероприятия завершил ее. Скоро у моей дочки день рождения. Вот и преподнесу ей эту работу в качестве подарка.

Справка Известий

Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Автор более 5 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства. С 1997 года — президент Российской академии художеств. 

Народный художник СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР и Государственной премии России.

 
Прямой эфир