Военная полиция РФ отправится в зону деэскалации в Идлибе
Российские военные полицейские будут контролировать зону деэскалации в сирийской провинции Идлиб, сообщили «Известиям» высокопоставленные источники в военно-дипломатических кругах. Изначально предполагалось, что ответственность за прекращение огня в Идлибе будет лежать на Турции. Как отмечают эксперты, изменения приведут к усилению российского влияния в этой части страны и исключат возможность перехода провинции Идлиб под контроль Анкары.
Военная полиция России будет следить за выполнением режима прекращения огня и доставкой гуманитарной помощи в четвертой и последней зоне деэскалации — сирийской провинции Идлиб, рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в российских дипломатических кругах.
— Сейчас идет обсуждение конкретных параметров функционирования этой зоны. Ее будет контролировать российская военная полиция, — сообщил он.
Информацию подтвердили и источники «Известий» в российских военных кругах.
Сейчас в Сирии уже работают три из четырех зон деэскалации: на юге, в провинции Дераа, в пригороде Дамаска Восточной Гуте и на севере провинции Хомс. В каждой из них уже присутствуют российские военные полицейские. Между Россией, Ираном и Турцией ведутся активные переговоры по созданию четвертой зоны деэскалации, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, они уже «серьезно продвинулись».
Провинция Идлиб занимает особое место среди других зон прекращения огня, так как территория прилегает к турецкой границе. Это позволяло многим экспертам говорить, что Анкара может вовлечь ее в орбиту своего влияния — вплоть до фактического присоединения. Изначально предполагалось, что в Идлибе будут присутствовать только турецкие военные. Тем не менее в конце июня Анкара допустила возможность размещения в Идлибе еще и вооруженных сил РФ. Теперь, судя по всему, достигнуты договоренности о том, что туда войдут исключительно российские военные полицейские.
— В каждой зоне деэскалации действует группа контроля. В трех зонах выставлено шесть контрольно-пропускных пунктов, 17 наблюдательных пунктов. Мы следим за прекращением огня, за тем, чтобы не было провоза оружия и боеприпасов, — рассказывал ранее начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны России Владимир Ивановский.
По его словам, присутствие российских военных полицейских позволило снизить количество нарушений режима перемирия примерно в десять раз.
Эксперт Ассоциации военных политологов, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Олег Глазунов отметил в беседе с «Известиями», что размещение военной полиции окончательно снимет вероятность потери Сирией провинции Идлиб.
— Наверняка это стало результатом договоренностей с турками. Президент республики Реджеп Тайип Эрдоган, скорее всего, понимает, что контролировать ситуацию в Идлибе он не сможет, возможны большие потери среди военнослужащих. Кроме того, если у Анкары и было желание «откусить» кусок Сирии, то в нынешних условиях этого сделать не удастся, — сказал эксперт.
Российским военным полицейским предстоит работать в исключительно сложных условиях, поскольку именно в Идлиб отправляли боевиков, в том числе из группировки «Джебхат ан-Нусра» (деятельность организации запрещена в России). В эту северную провинцию из различных районов Сирии стекались те, кто отказывался сложить оружие по соглашениям о примирении. Кроме того, террористы и их семьи — всего около 9 тыс. человек — несколько недель назад прибыли из ливанского района Эрсаль после достижения соответствующих договоренностей с «Хезболлой». Боевики «Джебхат ан-Нусры» присутствуют и в других зонах деэскалации, но их позиции там значительно слабее, к тому же местное население стало требовать от них придерживаться режима перемирия. В провинции Идлиб ситуация куда сложнее.