Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Каллас заявила о важности союза с США после критики стратегии нацбезопасности
Мир
AP сообщило об отъезде профессора Гарварда из США после стрельбы у синагоги
Происшествия
В Белгороде из-за падения боеприпаса пострадал мирный житель
Мир
Турция передала Украине и России свои опасения из-за атак на суда в Черном море
Общество
Бойца ММА задержали за спарринг с памятником в Москве
Мир
В Госдуме раскритиковали реакцию Зеленского на переговоры Путина с Уиткоффом
Мир
В Литве аннулировали ВНЖ 145 россиянам из-за поездок в РФ и Белоруссию
Общество
Землетрясение магнитудой 4,1 произошло в Лазаревском районе Сочи
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Медведев согласился с призывом Маска к ликвидации ЕС
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Мир
Орбан анонсировал визит делегации Венгрии в Россию в ближайшие дни
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Мир
IRIB сообщило о подписании РФ и Ираном документа о сотрудничестве в сфере ИИ
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Мир
В Британии назвали новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Налог на Google как позитивный пример

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров — о пользе НДС на покупки в зарубежных интернет-магазинах
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сегодня бурно обсуждается одна из самых актуальных и горячих тем: введение НДС на товары, реализуемые зарубежными интернет-магазинами. У инициативы есть как сторонники, так и ярые противники. При этом в процессе внедрения нововведений существует трудность: зачастую сами компании просто не понимают, какие именно налоги и в какой ситуации они должны платить. А главное — где и за что. Из чего же должен состоять налог и зачем он понадобился нашему государству?

Прежде всего стоит отметить, что моделью НДС на товары стал так называемый налог на Google, введенный на территории РФ зимой. Суть его заключается в следующем: иностранные компании, оказывающие услуги физическим лицам на территории России, становятся налоговыми резидентами нашей страны и платят 18%.

Такие услуги охватывают большое количество областей — социальные сети, программное обеспечение, игры, базы данных, хостинги, рекламу и торговые площадки (это и услуги такси, и продажа товаров, и многое другое). Возьмем, к примеру, общеизвестный сервис booking.com. Если вы, собираясь на отдых, бронируете гостиницу в Испании, то она не платит никакие отчисления в российский бюджет, ведь пользоваться ее услугами вы будете на территории другого государства. Однако сам сервис должен оплатить налог 18% со своей комиссии, поскольку им услуга оказана на территории России. Такси Uber платит налог с каждой поездки, а Ebay — с комиссии от продажи товара.

А вот если российская компания размещает свою программу в Appstore, то комиссию за нее также платит Appstore. И этот подход совершенно логичен и справедлив, ведь таким образом исключается двойное налогообложение, а компании находятся в заведомо равных условиях ведения бизнеса. Такая система — мировая практика, признанная крупнейшими компаниями.

Зачем вообще понадобился этот налог? За что именно в конечном итоге платит потребитель?

Всё очень просто. В недалеком прошлом, если кому-то требовалось приложение для компьютера, то он покупал диск и его устанавливал. Налог платил продавец диска. Со стремительным развитием интернета никто больше не покупает софт на внешних носителях, скачивая его за плату у зарубежных юридических лиц, которые платят за это тот же налог 18%.

Как введенный налог отразился на потребителях? Некоторые компании включили его в свои цены, немного снизив маржинальность, и для потребителя это изменение осталось незамеченным, а кто-то поднял стоимость на сумму налога, указав это в цене. И тогда финальная сумма действительно немного выросла. Однако кардинальных изменений не произошло.

Что особенно интересно, сегодня не существует санкций по отношению к компаниям, которые не платят «налог на Google». Их ответственность основана исключительно на репутационных рисках. А это значит, что недобросовестная компания не будет интересна с точки зрения положения на бирже и IPO, иными словами, в нее не захотят инвестировать деньги. И сегодня, судя по количеству организаций, исправно платящих этот налог (в качестве налоговых резидентов в РФ зарегистрировались такие гиганты, как Amazon, Alibaba, Apple, booking.com, AIRBNB, Facebook, Google, Uber и др.), можно смело говорить, что система работает исправно.

Уплата налога по месту потребления услуги — продвинутая международная практика. Поэтому логично, что ее предлагают распространить также и на товары. Сегодня заказать что-либо из абсолютно любой точки мира стало невероятно просто и удобно. Но недаром государством был придуман механизм защиты локальных производителей, поэтому они также должны перестраиваться и оперативно реагировать на изменения мировой торговой конъюнктуры.

Приведенные примеры — всего лишь одна из точек зрения, основанная на практике введения «налога на Google». Другие подходы не только имеют право на существование, но и будут учитываться при рассмотрении правительством процесса введения НДС-регистрации зарубежных интернет-магазинов.

Автор — президент Ассоциации компаний интернет-торговли

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир