Молодым чиновникам подберут наставников
Государственным служащим, которые выходят на пенсию, предложат заняться подготовкой преемников. С инициативой о введении в законодательство института наставников выступил экспертно-аналитический центр РАНХиГС, который провел исследование закона «О государственной гражданской службе в РФ» (текст исследования есть в распоряжении «Известий»). Идею уже поддержали в Министерстве труда и социальной защиты, РСПП и Росмолодежи. Эксперты полагают, что инициатива позволит освободить в государственной сфере места для молодых управленцев, а саму работу наставников можно распространить и на другие отрасли.
Предложения РАНХиГС касаются возможных изменений законодательства в части профессионального развития чиновников. В документе, в частности, предлагается рассмотреть возможность для экс-госслужащих заниматься подготовкой молодых специалистов, недавно назначенных на должности государственной гражданской службы. В РАНХиГС полагают, что это поможет передать опыт и компетенцию молодым кадрам, а сами чиновники-пенсионеры получат дополнительную возможность «уже не работая принести пользу государству, участвуя в общественной деятельности, которая не предполагает серьезной работы».
— Таким образом мы не теряем людей, когда они уходят со службы, а продолжаем с ними взаимодействовать, ценить их и давать возможность тем, кто готов и может, участвовать в жизни государства, — рассказал «Известиям» руководитель ЭАЦ РАНХиГС Николай Калмыков.
Эксперт уточнил, что наставником бывший госслужащий должен становиться только после принятия соответствующего правового акта.
— В этом случае он берет на себя ответственность за адаптацию новичка. Он будет наблюдать, как проявляет себя ученик в период испытательного срока, и по итогам вынесет заключение о способности нового госслужащего исполнять обязанности на замещаемой должности. Если наставника не устроит его работа, он должен написать отчет для обсуждения результатов испытательного срока и принятия решения о целесообразности дальнейшей службы новичка, — пояснил Николай Калмыков.
В ЭАЦ РАНХиГС также предлагают разработать и законодательно закрепить стандарт для адаптации молодых специалистов — гражданских служащих. По мнению аналитиков, необходимо урегулировать алгоритм адаптации новичка, процедуру наставничества и его сроки, зоны ответственности руководителей структурных подразделений и кадровых служб госоргана власти, а также принципы и методы отбора в наставники. Эксперты также предлагают предусмотреть систему мотивации наставников.
Предложения по развитию института наставничества ранее поддержал премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе заседания комиссии по контролю за реализацией предвыборной программы «Единой России». В ЭАЦ РАНХиГС «Известиям» пояснили, что уже проведены консультации с Минтрудом, РСПП и Росмолодежью, предложения направлены на рассмотрение в правительство.
В Министерстве труда РФ «Известиям» сообщили, что ведомство «в целом поддерживает применение наставничества».
— В настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне в отдельных органах сложилась позитивная практика применения разных инструментов наставничества, — заявили в пресс-службе Минтруда.
Председатель Молодежного парламента при Государственной думе Мария Воропаева сообщила, что палата намерена активно включиться в формирование института наставничества для чиновников в регионах.
— Этот опыт зарекомендовал себя еще в советское время, сейчас система наставничества продуктивно действует в правоохранительных органах. Важно, чтобы молодые люди не только обладали знаниями, но и перенимали традиции, которые есть в каждом государственном органе, и работали на сохранение преемственности, — сказала она «Известиям».
Профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев полагает, что институт наставничества для бывших чиновников станет своего рода «запасным аэродромом», особенно с учетом тренда на приход в государственную сферу молодого поколения управленцев.
— Это хороший способ, чтобы чиновники пенсионного возраста не держались за свои места, а спокойно уходили на пенсию, зная, что их опыт будет и дальше востребован государством, — сказал он.
Руководитель региональных программ Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Андрей Колядин полагает, что тему наставничества надо рассматривать шире.
— Большинству профессиональных вещей, которые знают специалисты, не обучают ни в одном учебном заведении. Человек, получивший базовые знания в институте, колледже, обладает некой заготовкой, которую нужно шлифовать профессионалам, наставникам.
Эта тема, по словам эксперта, должна касаться не только государственных гражданских служащих, но и любых других сфер жизни нашего общества, и не нужно ее рассматривать как синекуру для тех, кто выходит на пенсию.