Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Правительству предложили альтернативные источники роста

Обеспечить увеличение ВВП можно не только за счет повышения производительности труда
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Придать импульс росту российской экономики может не только повышение производительности труда, упор на которую делает Минэкономразвития, но и поддержка малого бизнеса, создание цепочек добавленной стоимости и развитие сельского хозяйства. Об этом свидетельствует исследование РАНХиГС о драйверах и барьерах для роста ВВП, которое было направлено в правительство («Известия» ознакомились с материалами). Примечательно, что эксперты не считают главными преградами для экономического роста падение цены на нефть и курс рубля. По их мнению, главными структурными проблемами являются по-прежнему коррупция и инфляция, которые, впрочем, уже показали тенденцию к снижению.

В послании Федеральному собранию в конце прошлого года президент Владимир Путин поставил перед правительством задачу ускорить рост экономики к 2020 году до 3%. По словам министра экономического развития Максима Орешкина, чуть ли не единственным способом сделать это является повышение производительности труда. Опрошенные РАНХиГС экономисты считают, что есть и более эффективные способы. По их мнению, драйверами роста ВВП также являются развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, борьба с коррупцией и развитие сельского хозяйства. Повышение производительности труда занимает лишь седьмую строчку в рейтинге способов ускорения роста ВВП.

«Половина респондентов заявили о доминирующей роли малого и среднего бизнеса в построении эффективно действующей экономической системы (51%). Также высокая значимость придается практической реализации антикоррупционных программ (45%)», — говорится в докладе.

Примечательно, что падение цены на нефть и курс рубля больше половины опрошенных не считают главными барьерами для экономического роста.

Автор доклада, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков в беседе с «Известиями» объяснил это тем, что «одна «нефтянка» не решает всех проблем страны».

— Наша проблема не только в том, что цены на углеводороды резко упали. Есть и другие факторы, тормозящие рост экономики. Нужно развивать экономику совокупно и едино. Необходим стратегический подход ко всем отраслям, — сказал он.

Абсолютным лидером в списке «тормозов» роста стали коррупция и теневая экономика. Это отметили 60% опрошенных экспертов. Второе место заняла инфляция, несмотря на ее замедление до рекордных 4,4% в июне.

Опрошенные «Известиями» эксперты скорее поддерживают стратегию Минэкономразвития: по их мнению, в условиях сокращения трудоспособного населения на 1 млн человек в год рост экономики ускорит именно повышение производительности труда.

— Я бы добавил в список «тормозов» роста ВВП старение и сокращение экономически активного населения. Необходимы программы стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию, чтобы люди сами принимали решение дольше работать. Необходимо и повышение производительности труда. Еще один барьер — отсутствие ресурсов для финансирования долгосрочных проектов: пенсионные накопления были перенаправлены на финансирование текущего дефицита ПФР, инвестиции из ФНБ приостановлены, а население стало реже открывать долгосрочные вклады, поскольку ставки по коротким депозитам более выгодные, — отметил в беседе с «Известиями» замначальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Максим Петроневич.

По мнению замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерия Миронова, помимо повышения производительности труда, Россия также должна более активно проявлять себя на международной арене.

— Нам нужно усиливать свое участие, например, в решении мировых проблем с климатом, в помощи развивающимся странам. Таким образом мы сможем привлечь больше инвестиций в Россию. Также нам необходимо повышать мобильность рынка труда и усиливать конкуренцию внутри страны, — полагает Валерий Миронов.

Он также добавил, что поддержка малого бизнеса и сельского хозяйства, по его мнению, не могут стать главными драйверами роста, поскольку доля субъектов МСП и сельского хозяйства в экономике страны очень мала.

— Субъектов малого бизнеса у нас мало, а сельское хозяйство всегда будет зависеть от погодных условий. Это не может быть драйвером роста, — полагает Валерий Миронов.

Минэкономразвития прогнозирует рост экономики в 2017 году на уровне 2%.

Прямой эфир