Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
Трамп исключил Рамасвами из списка потенциальных вице-президентов
Мир
По меньшей мере семь человек погибли и 20 пострадали в результате ДТП в Непале
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В Польше обнаружили потерявшийся американский дрон MQ-9 Reaper
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Стартап вместо диплома

В 2019 году студентам разрешат сдавать выпускные квалификационные работы в форме стартапов
0
Фото: ТАСС/Виталий Невар
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вузы начинают принимать в качестве диплома созданный студентом стартап. Согласно проекту госпрограммы «Цифровая экономика», такая возможность у всех студентов России появится уже в 2019 году. Эксперты расходятся во мнении, как повлияет такое нововведение на перспективы стартапов в России.

В России начинают стимулировать студентов к созданию стартапов еще со времен учебы: выпускные квалификационные работы в вузах можно будет выполнять в форме стартапов уже в 2019 году. Такая норма содержится в проекте программы «Цифровая экономика», которая была подготовлена на межведомственных рабочих группах, а затем сведена в единый документ Минкомсвязью. Уже с этого года несколько вузов начали принимать дипломы в такой форме, среди них Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) и другие.

По словам завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Ивана Засурского, на журфаке в годы СССР была так называемая «защита творческого диплома» — позже такая возможность исчезла. Сейчас речь может идти о «возвращении к истокам».

Как пояснил Иван Засурский, процесс защиты выпускных квалификационных работ стандартизирован. Существует минимальный объем диплома, который должен написать студент, — это примерно 60–80 страниц. Теперь предстоит определить, какой минимальный объем будет для творческого диплома.

15 июня состоялась защита магистерских выпускных проектов по предпринимательству на факультете технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО.

— Среди проектов преобладают ИТ решения — от агрегатора хостелов и общежитий до сервиса интернет-продаж экопродуктов. Есть и «железные» проекты — одна из команд выпускников представила индивидуальные кондиционеры. Некоторые проекты находятся на посевной стадии, другие уже в фазе активных продаж, — рассказала начальник департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО, член Ученого совета Нина Яныкина. — Наш опыт подтверждает: подготовка и защита проекта стартапа перед инвесторами — это достойный инструмент развития компетенций, системного мышления. Обеспечивается развитие бизнеса, создание рабочих мест. 

В ДВФУ решили засчитать в качестве дипломной работы созданный одним из студентов проект. От этого выпускника не требовали подготовить письменную работу с описанием своего стартапа. Проект уже стал резидентом Сколково и самостоятельно привлек инвестиции в размере 10 млн руб.

— Неправильно требовать от учащегося письменную работу по своему проекту только ради соответствия формальным требованиям, — уверен проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов.

По мнению Минобрнауки России, уже действующие нормативные правовые акты «обеспечивают вариативный подход в вопросе выполнения выпускных квалификационных работ».

— Существует и возможность выполнения и защиты выпускной квалификационной работы, представляющей собой создание студенческого стартапа, — отметили в пресс-службе Минобразования. 

Управляющий партнер Neurodata Lab (стартап, реализующий взаимодействие фундаментальной науки и технологического бизнеса) Георгий Плиев рассказал, что госпрограмма модернизации и повышения конкурентоспособности вузов России (так называемая «Программа 5/100») логически предполагала решения такого рода. Подобная возможность вписывается в текущую стратегию развития образования, его перевода на инновационные рельсы.

— Формат национальных исследовательских университетов и технологических кластеров подразумевает синтез прорывных научно-исследовательских компетенций с предпринимательской практикой, — уверен Георгий Плиев. — Студенты и выпускники смогут на самых ранних этапах воплощать свои идеи в жизнь, презентовать их, привлекать инвесторов. Это помогает формировать культуру стартап-деятельности — ключевого фактора развития современной экономики знаний.

Директор по проектной деятельности Института развития интернета (ИРИ) Арсений Щельцин уверен, что подобный подход к образованию способствует его ориентированности на практику, приближению науки и образования к потребностям рынка.

— Это повлечет не резкий, но всплеск научной активности, полезной для цифровой экономики, — резюмировал он.

Директор департамента экосистемных проектов Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Маргарита Зобнина отметила, что прививать культуру ИТ-предпринимательства со студенческих лет — это правильная идея. Но выбранный способ ее реализации — стартап вместо дипломной работы — не поможет серьезно изменить ситуацию с ИТ-стартапами в стране в лучшую сторону.

— Метод «стартап в качестве диплома» — это как укол обезболивающего в попытке вылечить рак. Чтобы студенческих стартапов стало ощутимо больше, нужно перестраивать всю образовательную систему. В нынешнем виде она учит воспроизводить уже известную информацию, а не создавать новые смыслы, идеи и проекты, — пояснила Маргарита Зобнина. — В школах и вузах культивируется страх ошибок, поэтому большинство студентов или школьников не рискуют заниматься предпринимательством.

Эксперт уверена, что для повышения качества проектов нужны практические курсы по интернет-предпринимательству, предшествующие защите собственного «дипломного» стартапа.

Проект программы «Цифровая экономика» уже отправлен в правительство, но согласно поручению премьер-министра Дмитрия Медведева до 1 июля нужно будет ее доработать, после чего представить проект на рассмотрение Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, предусмотрев источники, механизмы и объем финансирования программы.

 

Прямой эфир