Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
FT сообщила об отказе Великобритании от экспроприации российских активов
Мир
На севере Перу выбросило на берег мертвую акулу второй раз за месяц
Мир
Еврокомиссия может отменить безвизовый режим с Грузией
Общество
Названы регионы с наибольшим увеличением пенсии по старости в 2026 году
Общество
Биолог рассказала о вреде майонеза
Экономика
Новостройки бизнес-класса подорожали в Москве до 22% в 2025 году
Мир
Рубио пошутил про попытку Путина лишить его внимания СМИ прямой линией
Мир
Захарова пошутила об очереди на сайте минюста США для просмотра файлов Эпштейна
Мир
В Германии указали на внимание Европы к словам Путина на «Итогах года»
Мир
Уиттакер заявил об оставшихся финальных правках в решении конфликта на Украине
Общество
Число пострадавших от отравления в пансионате в Видном увеличилось до 30 человек
Мир
Шеф Пентагона заявил о начале антитеррористической операции в Сирии
Общество
Кинолог назвал способ приучить собаку к обуви для животных
Мир
СМИ сообщили о нанесении США ударов по целям ИГ в Сирии
Мир
SZ сообщила о планах Мерца разрешить разведке диверсии за рубежом
Мир
The Guardian указала на важную деталь в речи Путина
Общество
Эксперт оценил влияние новых правил экзамена глав УК на жильцов

Детсады и техникумы не готовы к приему особых детей

По данным исследования ВШЭ, в России недостаточно развита инфраструктура инклюзивного образования
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Эксперты НИУ ВШЭ проанализировали состояние кадровых и технических условий (пандусы, знаки для слабовидящих) для обучения детей с ограниченными возможностями и вывели индекс инклюзии в дошкольном, школьном, дополнительном и среднем профессиональном образовании. Значения индекса оказались очень низкими. Больше всего проблем обнаружили в детсадах, техникумах и колледжах.

Согласно исследованию ВШЭ, уровень образовательной инфраструктуры в сфере инклюзии оказался очень низким. Самый низкий индекс зафиксирован в дошкольном образовании — 0,23 (по шкале от 0 до 1). Почти такой же в профессиональном — 0,24. Чуть выше в школьном и дополнительном — 0,31 и 0,33.

По словам экспертов, родители детей с ограниченными возможностями предпочитают не отдавать малышей в детские сады из-за неготовности учреждений — отсутствия необходимого технического оснащения и непрофессионализма педагогов.

Декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Маргарита Парамонова сказала «Известиям», что одна из важнейших проблем инклюзии в детсадах — это неготовность воспитателей к работе с инвалидами.

— Если в группе 25 здоровых детей и один с нарушениями слуха или опорно-двигательного аппарата, у воспитателя просто не доходят до него руки. Также ему не хватает компетенции для работы с таким малышом, — уверена эксперт.

В таких случаях необходимо вводить в штат тьютора, но не все детсады могут себе это позволить. По словам Маргариты Парамоновой, подготовка кадров должна делать из воспитателей универсалов, которые смогут работать с разными детьми. По ее словам, нужно менять учебные программы вузов.

Директор отдела стратегий благотворительного фонда «Даунсайд Ап» Александр Боровых также отметил нехватку тьюторов — помощников педагогов, которые могли бы обеспечивать полноценное участие детей в воспитательном и образовательном процессе.

По его словам, из-за этого детей с синдромом Дауна отправляют на домашнее обучение или в коррекционные группы, хотя сегодня им предоставлена юридическая возможность учиться в обычных садах и школах.

— Но это не инклюзия. Инклюзия — это возможность для человека с ограниченными возможностями здоровья учиться и общаться с другими учениками, — сказал Александр Боровых.

Ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек рассказал «Известиям», что дошкольный образовательный стандарт появился совсем недавно: фактически на новые правила организации начали переходить только в 2015 году. Правила же школьной инклюзии заработали еще в 2012-м.

— Лишь пару лет назад появились требования к инклюзии в детсадах. И не все учреждения успели создать необходимые условия. В дошкольных учреждениях это сделать сложнее, чем в школах, — там другие виды деятельности. В школах уроки, занятия за партой. А в детсадах детки играют, двигаются, меньше сидят. Соответственно, нужны особые виды сопровождающей техники, определенные виды игрушек для разного рода инклюзии, — отметил Сергей Заир-Бек.

Низкие значения индекса инклюзии эксперты НИУ ВШЭ зафиксировали и в сфере среднего профессионального образования. Сергей Заир-Бек отметил, что ситуация с техникумами и колледжами еще сложнее, чем с детсадами.

— Исследования показывают, что дети с особенностями развития и инвалиды часто заканчивают только школу и сидят дома. Но даже если подросток и получит профессию, куда он пойдет дальше? Проблема профессионального образования в большей степени связана с дальнейшей профессиональной ориентацией, а точнее с ее отсутствием, — отметил Сергей Заир-Бек.

Несмотря на то что индекс инклюзии в школах выше, чем в детсадах и техникумах, его показатель эксперты НИУ ВШЭ назвали низким. Индекс вырос с 0,26 в 2014-м до 0,31 в 2015-м.

По данным на 2015 год, условия для беспрепятственного доступа инвалидов созданы всего в каждой третьей школе (38%). При этом речь идет только о пандусах и желтых кругах на дверях для слабовидящих.

Еще одна общая проблема почти для всех учебных учреждений — дефицит дефектологов. По словам директора Института детства МПГУ Татьяны Соловьёвой, во всех педагогических вузах большой конкурс на логопедию. И ниже — на дошкольную дефектологию и сурдопедагогику. Но сегодня требуются именно специалисты по работе с глухими и слабослышащими детьми.

 

Читайте также
Прямой эфир