Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Нарышкин счел невозможным прием Украины в НАТО в ускоренном формате
Экономика
Правительство выделило Курганской области 4 млрд рублей на восстановление после паводка
Мир
Антонов заявил о готовности вести диалог по стратстабильности с Западом на равных
Политика
В Госдуму внесли проект постановления об утверждении Мишустина премьер-министром
Мир
Президент Финляндии назвал поле боя единственным путем к миру на Украине
Мир
В Грузии задержали несколько человек на стихийной акции протеста
Мир
В Британии назвали изъятие российских активов демонстрацией неразумности Запада
Мир
Axios назвал предстоящий доклад Блинкена о действиях Израиля в Газе «критическим»
Мир
Республиканцы пригрозили Байдену импичментом за ограничение поставок оружия Израилю
Политика
Совфед выдвинул кандидатуры на должность главы Счетной палаты
Армия
Российские военные сорвали попытку ВСУ форсировать Днепр
Происшествия
Пожар в больнице в Алтайском крае ликвидирован
Мир
В Крыму связали появление петиции на сайте Зеленского с истощением ВСУ
Мир
Foreign Policy призвал США объяснить Украине тщетность поставленных ВСУ целей
Мир
Постпред РФ при АСЕАН указал на безостановочную милитаризацию Азии США
Мир
В США сообщили о предложенных Израилю альтернативах вместо вторжения в Рафах
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожили два реактивных снаряда РСЗО «Ольха»

Родители не доверяют инклюзивному образованию

Лишь каждая пятая школа в России оборудована для детей с ограниченными возможностями здоровья
0
Родители не доверяют инклюзивному образованию
Фото: АГН «Москва»/Сергей Ведяшкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

1 сентября вступает в силу федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), разработанный Минобрнауки. В этом году по нему начнут учиться первоклассники. Дети с ограниченными возможностями здоровья, которые пошли в школу до этого года, должны доучиваться по старым программам.

— Стандарт рассчитан прежде всего на начальную школу, так как именно в этот период возможно максимально скорректировать нарушения в развитии, — пояснили «Известиям» в Минобрнауки, отметив при этом, что уже разработана и действует адаптивная образовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями и вот она уже рассчитана на весь период обучения в школе.

В ведомстве «Известиям» заявили, что на данный момент более 20% российских школ реализуют инклюзивное обучение, а за последние три года число детей с ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзии, выросло на 18%.

Курс на то, чтобы дети с ОВЗ могли учиться в любой средней общеобразовательной школе, был взят еще несколько лет назад. В ст. 79 принятого в 2012 году федерального закона «Об образовании» сказано, что «образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Однако реализовывать на практике это положение чиновники начали относительно недавно. И в преддверии нового учебного года многие родители столкнулись с тем, у средних школ, куда они приводят своих детей, нет ни специалистов для их обучения, ни денег.

Юлия Шульдешова работает социальным педагогом в подмосковных Химках. У нее шестеро детей, двое из которых инвалиды.

— Мои дети пошли в школу на общих основаниях. Но директор пошла нам навстречу, и для моих детей составили индивидуальную программу. Не во всех школах есть такие директора, — рассказала она «Известиям».

При этом в школе, где учатся семь детей с ОВЗ, нет тьюторов — обученных специалистов, занимающихся сопровождением таких учеников. А оборудование пришлось закупать на средства благотворителей. Благодаря им в школе создали ресурсную комнату, в которой есть специализированные парты, поручни для детей, которые не могут самостоятельно передвигаться, развивающие материалы, развивающие системы для детей с особенностями.

В рамках программы «Доступная среда» субъектам Российской Федерации начиная с 2011 года предоставляются субсидии из федерального бюджета на перестройку зданий и закупку оборудования для учеников с ограниченными возможностями. С 2011 по 2015 год такую финансовую поддержку получили 9017 школ, из федерального бюджета на это было выделено 7,6 млрд рублей.

— Спектр нарушений очень разнообразен: когда в школы начали прибывать дети с тяжелыми нарушениями из детских домов-интернатов и из семей, все схватились за головы, — рассказала «Известиям» член Совета при правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере, сопредседатель координационного совета по делам детей-инвалидов при Общественной палате Елена Клочко. — Никто не знал, как с ними работать. Учитель учит 30 детей. Двое из них нуждаются в дополнительной поддержке. Всё это должно быть регламентировано, но пока такие документы в работе.

По мнению эксперта, данные Минобрнауки о том, что инклюзивное обучение реализуют 20% школ, не вполне отражают масштаб проблемы: речь идет лишь о технических средствах. А с педагогами, умеющими работать с детьми с ОВЗ, дела обстоят гораздо хуже.

— Образовательным организациям нынешнее законодательство дает очень большую свободу: они могут создать коррекционный класс, ресурсный класс, малокомплектный класс, а могут, если есть такая возможность, распределить детей с ограниченными возможностями здоровья по обычным классам. Там, где есть настойчивое желание родителей повести детей в школу, которая находится возле дома, директора обязаны будут идти им навстречу, — сказала Елена Клочко.

Она отметила, что во многих регионах просто нет денег на внедрение инклюзивного обучения. В качестве положительного примера она привела Москву, где реализуется программа по внедрению ресурсных классов. С сентября они начнут функционировать в десятках московских школ. В отличие от коррекционных классов ресурсные — это своего рода подготовительные классы, где дети готовятся к поступлению в обычные классы. Однако даже в столице далеко не все родители детей с ОВЗ пока готовы к этому.

Москвичка Лариса Живулина воспитывает 13-летнего сына Максима, страдающего тяжелым ортопедическим заболеванием. Мальчик находится на семейном обучении. Отправлять его в обычную школу приемная мама Лариса Живулина не хочет даже пытаться.

— У меня ребенок требует особого отношения, я не уверена, что обычная школа справится, — сказала она «Известиям». — С такими детьми должны работать профессионалы. Где общеобразовательные школы будут брать преподавательские ресурсы, я, честно говоря, не знаю. Мне очень сложно ставить эксперименты на собственном ребенке. Пока воздержусь и понаблюдаю.

Она обратила внимание на еще одну проблему, решить которую пока невозможно ни приказами, ни финансированием: детские коллективы далеко не всегда готовы принимать особенного ребенка.

— Даже взрослые не всегда готовы, а дети бывают жестокими, и многие родители хотят своего ребенка от этого оградить, пока он не сможет за себя постоять, — сказала Лариса Живулина.

Читайте также: 

Педиатров обяжут составлять генеалогическое древо детей-пациентов

Мигранты поддержали демографию 

Комментарии
Прямой эфир