Пешеходной зебре назначили цену
Штраф для автомобилистов за непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе может вырасти до 2,5 тыс. рублей. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях намерен сегодня одобрить комитет по госстроительству и законодательству Госдумы. Эксперты полагают, что простым повышением штрафов проблему безопасности на дорогах не решить. Необходимо повышать уровень знаний правил дорожного движения среди граждан, многие из которых перебегают дорогу, не убедившись в собственной безопасности.
Поправки в КоАП, повышающие штраф для водителей до 2,5 тыс. рублей за непропуск пешеходов, велосипедистов или иных участников дорожного движения на нерегулируемых переходах, правительство внесло в феврале этого года. Сейчас за такое нарушение в соответствии со ст. 12.18 КоАП «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения» предусмотрен штраф в размере 1,5 тыс. рублей.
Согласно ПДД, при приближении к нерегулируемому переходу водителю рекомендуется сбросить скорость и оценить ситуацию. В случае если пешеход (велосипедист) собирается пересекать зебру и траектория машины и пешехода пересекается (им придется бежать, останавливаться или менять направление движения), водитель обязан полностью остановить машину. Если же пешеходов в этот момент нет, автомобиль может продолжить движение.
В правительстве инициативу объяснили «неэффективностью действующих норм». Это подтверждает и рост числа административных дел за подобные нарушения, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Так, в 2014 году было зафиксировано 1,64 млн дел, а в 2015-м — уже 1,66 млн. По данным ГИБДД, в 2015 году на пешеходных переходах произошло 19 779 ДТП, в то время как годом ранее — 19 392.
Сегодня же комитет рассмотрит еще один схожий законопроект, внесенный законодательным собранием Краснодарского края. Региональные депутаты пошли дальше и предложили ввести штраф за аналогичные нарушения в размере 5 тыс. рублей. Однако, по информации «Известий», его комитет намерен отклонить.
— Незначительное увеличение штрафа объяснимо и понятно, поскольку есть статистика в сторону увеличения числа наездов на пешеходов, — пояснил «Известиям» первый заместитель председателя комитета ГД по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков (фракция «Единая Россия»).
Депутат тем не менее обратил внимание, что правоприменение в этом случае может быть разным и нельзя исключать злоупотребление со стороны отдельных инспекторов ГИБДД. Он напомнил, что на дорогах есть участки со сплошным пешеходным потоком, которые невозможно проехать: придется или весь день стоять, или пытаться «протиснуться в образовавшееся окошко».
Кроме того, подчеркнул Вячеслав Лысаков, в случае ужесточения ответственности для водителей аналогичное повышение штрафов должно касаться и пешеходов.
— Игра в одни ворота опасна, — пояснил он, добавив, что граждане довольно беспечно относятся к своей безопасности. — Люди переходят дорогу, не глядя по сторонам, в капюшоне. Конечно, у пешехода есть преимущество на зебре, но это не означает, что он должен выбегать на нее в любой момент. Сначала он должен убедиться в безопасности перехода.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов полагает, что предложенный законопроект — «выстрел в молоко». По его мнению, проблема на дорогах не в том, что водители не пропускают пешеходов на зебре, а в том, что последние ведут себя безответственно — перебегают на красный свет или вне пешеходных переходов.
— Нужно повышать уровень знаний ПДД среди пешеходов. Они — полноценные участники дорожного движения, — напоминает Петр Шкуматов.
Если же пешеходы уверены, что машина должна остановиться как вкопанная, как только они ступили на зебру, то это «противоречит законам физики», добавил эксперт.