Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Общество
Песков заявил о создании Россией санитарной зоны для защиты городов от ударов ВСУ
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
Москва отслеживает ситуацию с ядерными испытаниями США в Неваде
Мир
Лавров начал переговоры с главой МИД КНР Ван И в рамках СМИД ШОС
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным

Капли советского короля

Старший научный сотрудник ГМИРЛИ имени Даля Светлана Головко — о том, почему нельзя отделять Окуджаву-прозаика от Окуджавы-поэта
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Феномен Булата Окуджавы, на мой взгляд, заключается в сочетании кажущейся простоты его языка и глубоких, пронзительных текстов. Тем более, они подавались именно через музыку и непритязательные мелодии. А на самом деле это невероятно богатый и красивый, очень точный и лирический язык. Прибавьте сюда глубочайшее знание истории, и в результате получатся удивительно емкие, поэтические образы Окуджавы. А с искренним, даже интимным голосом автора его творчество становилось очень близким людям.

Конечно, колоссальное значение имело и то, что Окуджава много работал для кино. Современные зрители, дети или подростки, возможно, даже не отдают себе отчета, что слышат именно его стихи. А они актуальны по сей день — впрочем, как и все великие вещи, искренние чувства и истины, которые считаются прописными. И они верны. Но не потому, что прописные, а как раз потому, что они — истины.

Но, хотя его творчество перешагнуло ХХ век, великий Булат Окуджава всё равно остается кровью своей эпохи. Безусловно, он принадлежит именно своему времени, иначе не было бы тех тем, что он поднимал, и не было бы такого пронзительного повествования о войне, которую он прошел.

И не было бы ностальгии по уходящему, исчезающему Арбату. Его посвящения старой Москве так или иначе связаны с этим районом, Арбату посвящено более 40 стихов Окуджавы. Об этом и выставка ГМИРЛИ им. В.И. Даля к его 100-летию: она небольшая, душевная и акцентирована на любви поэта к главной московской улице.

В Доме-музее Герцена на Сивцевом Вражке Булат Окуджава бывал неоднократно, да и вообще — это родные для него места, ведь и жил он неподалеку, хотя и уехал с Арбата в Безбожный переулок еще до того, как в этом доме открылся музей.

Есть мнение, что в прозе он был сильнее, чем в поэзии. Но на самом деле его первые исторические романы были восприняты критикой абсолютно в штыки и снискали очень большое возмущение литературоведов.

Окуджава страшно переживал по поводу того, что его роман «Путешествие дилетантов» 1979 года получил негативные отзывы. Это совершенно восхитительный роман, невероятно тонкий и поэтичный. Герои и образы поданы с такой любовью и нежностью! Такая трогательная история любви и смерти, чести и благородства!

Я бы сказала, что отделять Окуджаву-прозаика от Окуджавы-поэта никак нельзя. Его прозаический язык столь же поэтичен, как и его стихи. Плюс ко всему, прекрасное знание истории позволяло ему рисовать очень точные образы весьма скупыми средствами. В прозе он имел возможность больше показать себя и свою любовь к этой эпохе.

Процитирую фрагмент из письма Окуджавы, которое он написал в 1980-х Виктору Некрасову в Париж: «Надеюсь, дорогой, что ты здоров. Всё время слухи о твоей повести, а как ее раздобыть — неизвестно. В Москве зима, и каждый кует свое счастье. А я сижу и мучительно изобретаю новый исторический сюжет, чтобы не подмочить репутацию. Один сюжет уже опубликовал в «Дружбе».

Для него это было чрезвычайно важно! Окуджава очень хотел видеть свою прозу напечатанной, она искала и ждала своего читателя.

Его стихи обращают мысли людей к собственному детству, юности, к каким-то очень ярким, чистым, глубоким чувствам. Стихи, которые ностальгически обращаются к его прошлому, звучат невероятно современно. Это «Песенка об Арбате», «Капли датского короля», «Полуночный троллейбус», «Кавалергарда век недолог». Сложно сказать, с чего начать знакомство с Окуджавой: зацепившись за один уголок его творчества и вытягивая за эту ниточку огромный пласт его стихов, в них невозможно не влюбиться.

Автор — старший научный сотрудник ГМИРЛИ имени Даля, сокуратор выставки «К 100-летию Булата Окуджавы. Булат Окуджава, его друзья и знакомые в Доме-музее Герцена на Сивцевом Вражке».

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир