Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Мариуполе развернули 100-метровый флаг России к двухлетию освобождения города
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Дели температура воздуха приблизилась к +48 градусам
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
В СБ ООН почтили минутой молчания память погибших при крушении вертолета Раиси
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Фундамент будущего взаимодействия с социумом у человека закладывается еще в раннем детстве, когда он познает мир, учится общаться с другими людьми и принимать свои первые решения. Тема самоопределения станет ключевой в понедельник, 4 марта, на уроке «Разговоры о важном». Программа занятия преимущественно направлена на подростковую аудиторию, которой предстоит в скором времени сделать профессиональный выбор. Подробнее о том, как школа помогает детям найти свой путь и что советуют эксперты — в материале «Известий».

«Разговоры о важном» 4 марта: тема, суть урока

В педагогической науке понятие самоопределения является центральным механизмом, который оказывает влияние на развитие личности. Согласно статистике Минпросвещения и Фонда Гуманитарных проектов, 16-23% школьников не имеют представления о своем будущем, еще 33% выбрали профессию, но у них есть вопросы и сомнения. Участниками исследования стали обучающиеся 6-11 классов, проживающие в разных населенных пунктах страны. Урок «Разговоры о важном», посвященный поиску своего места, призван помочь детям преодолеть страхи и определиться с направлением. Педагог раскроет смысл понятия «цель жизни», а также даст начальное представление о самореализации.

Школа является вторым после семьи проводником ребенка в мир социума, заявил эксперт в психологии и учредитель Школы своих ошибок Сергей Даценко.

Школа может как задать правильный вектор развития, так и навсегда сбить со своего пути. Всё напрямую зависит от квалификации персонала, чуткости и понимания специфики развития детей, их типов темпераментов, возможности усилить их и без того сильные стороны и подтянуть слабые. За основным состоянием ребенка следит классный руководитель. Именно он выявляет первые изменения в поведении ребенка, — поясняет психолог.

классный руководитель
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

По словам эксперта, помимо работников образовательного учреждения большую роль в формировании личности играют и сверстники. Дружба и вражда, первая любовь и предательство, борьба за статус или выживание — это дети тестируют уже в школьные годы. Тут же они занимают позицию в коллективе, определяя собственную социальную роль как минимум на 10 лет.

По мнению дипломированного психолога и кандидата экономических наук Екатерины Каталкиной, распределение ролей в коллективе, умение составлять план работы и последовательно осуществлять его различные пункты — намного важнее многих фактов из школьных учебников. Постоянное взаимодействие с одноклассниками учит коммуникации, при этом опыт общения может быть разным: с кем-то из них весело, с кем-то возникают постоянные конфликты, у кого-то можно спросить совета, а кто-то становится на долгие годы лучшим другом. Главная задача педагогов и родителей — помочь ребенку в формировании собственного мнения, а в последствии — и жизненного пути.

Как найти свое место в обществе — программа классного часа

Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» различается в зависимости от класса: сценарий и материалы к занятиям составлены с учетом возраста школьников. Задачи педагога включают формирование ценностного отношения обучающихся к самореализации в обществе, чувства ответственности и развития навыков эмпатии.

Традиционно урок начинается с мотивационной беседы, где педагог с обучающимися размышляют на данную тему. Школьники младших классов могут принять участие в ассоциативной игре. Дети должны будут объяснить значение картинок, а также сказать, какие сюжеты рисует их воображение, когда они смотрят на то или иное изображение. Школьники 5-11 классов обсуждают уже сам процесс выбора, последствия правильного или неправильного решения.

школьники
Фото: ТАСС/Максим Григорьев

Основная часть урока предполагает работу с фрагментами видеофильма «Первое дело». Обсуждение сюжета позволит выделить личностные качества человека, который нашел свое призвание и реализовал себя на пользу общества. Анализ этих качеств позволит школьникам создать обобщенный образ, который может послужить им моделью собственного поведения в будущем. Младшие классы обсуждают данную тему, используя определенные примеры, которые помогают детям визуализировать важность самоопределения в обществе. Также обучающиеся проводят совместно с педагогом анализ басни Л.Н. Толстого «Старик и Яблоня», который как раз и раскрывает ценностный смысл занятия.

Подводя итог, педагог предлагает школьникам ответить на ключевые вопросы. Например, что означает выбрать именно свою дорогу и как найти свой путь среди множества других. Для детей младших классов в рамках урока подготовлена специальная песня «Дорога добра».

Непростой выбор: как помочь ребенку найти себя в жизни

Осознание своей роли в обществе является сложным и длительным процессом, охватывающий значительный период жизни. С точки зрения психологии самоопределение — это процесс выбора человеком своих целей, жизненной позиции и норм поведения в определенных обстоятельствах жизни.

физкультура
Фото: ТАСС/Валерий Матыцин

Детям необходимо пробовать и экспериментировать, предоставлять разнообразный опыт. Екатерина Каталина предлагает родителям ответить на вопросы: были ли у вас в школе любимые предметы и повлияли ли они на выбор профессии. Ведь если спросить у успешных представителей разнообразных сфер деятельности, то часто прослеживается закономерность. Так, технологу нравилась химия, фитнес-тренеру доставляла удовольствие физкультура, искусствоведу — МХК, филологу — русский язык и литература. Именно разнообразие предметов и возможность сравнивать дают ребенку первоначальное представление о том, что ему хотелось бы изучать, а что не вызывает никакого интереса.

— Отсутствие стремления к изучению какого-то предмета — это вовсе не плохо. Не стоит заставлять ребенка во чтобы то ни стало «зарабатывать» пятерки по нелюбимому предмету. Полезнее поинтересоваться, с чем связана эта нелюбовь. Это могут быть как плохие отношения с педагогом, так и непонимание материала.В этом плане урок «Разговоры о важном» помогут укрепить сплоченность класса, уделить внимание интересам и потребностям друг друга, поговорить о будущем и насладиться настоящим, — советует психолог.

дневник с пятерками
Фото: ТАСС/Валерий Бушухин

Сегодня есть множество методик для определения задатков даже у детей младшего возраста. Практикующий психолог Мария Декусар поделилась в беседе с «Известиями», что самыми эффективными являются разнообразные кружки и консультанты по профессиям. Существуют профессиональные коучи, которые эффективно помогают выбрать главное при помощи психологических тестов, анализов, рисования и прямого диалога.

Кроме того, важно знакомить учеников с разными профессиями и дополнительными навыками, которые могут стать ключевыми для роста. Педагогу будет полезно поделиться своим опытом и сложностями, которые возникли на начальном этапе учительской карьеры.

Без табу: что нужно обсуждать с ребенком

Разговоры с авторитетными взрослыми помогут школьнику осознать свою роль в обществе. По словам психолога и расстановщика Лидии Свитенко, дети — это продолжение родителей. Необходимо дать ребенку возможность быть любым, в том числе и таким как все, ничем не отличаться от сверстников.

— Важно обсуждать чувства, но не корректировать их и не поучать. Родители должны разрешить школьникам бояться, а также рассказывать о своих страхах и о том, как они влияют на жизнь. Кроме того, нужно научить ребенка мечтать и моделировать разные ситуации в его воображении. Это может стать отличным ритуалом перед сном. И в этих мечтах обязательно проговаривать как хорошие чувства, так и те, которые принято называть плохими, — советует эксперт.

школьник с мамой
Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Сергей Даценко также утверждает, что беседовать с ребенком можно совершенно обо всем — но в том формате, который подходит ребенку. Чем меньше в разговоре табуированных вопросов, тем больше информации он получит из адекватного источника — от вас, а не от друзей во дворе или из интернета. Кроме того, подобные разговоры вырабатывают доверие и позволяют ребенку сформировать привычку обращаться к близким людям и идти на диалог в самих серьезных ситуациях.

По общему мнению собеседников «Известий», процесс личностного самоопределения наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте. Именно на этом этапе школьники приходят к мысли о том, кто они в этой жизни, какие существуют ценности и т.д. С нынешним поколением нужно быть максимально откровенным и искренними, советуют психологи. Взрослые должны попытаться выстроить доверительные отношения с ребенком и постараться стать для него опорой.

Прямой эфир