Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Великобритании рабочие базы ядерных подлодок запланировали забастовку
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным

«Надеюсь, «Зенит» дольше «Баварии» будет чемпионом страны»

Футболист Вячеслав Караваев — о походе за шестым золотом РПЛ подряд, работе Леонида Слуцкого за рубежом, возможности сборной России играть в Азии и поездке на Валаам
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В четырех из пяти последних побед петербургского «Зенита» в чемпионате России одну из ключевых ролей играл правый защитник Вячеслав Караваев. С момента перехода в ряды сине-бело-голубых в 2019 году из нидерландского «Витесса» футболист выпадал из основы петербуржцев только в случае травм. А еще — постоянно привлекался в состав сборной России. В большом интервью «Известиям» Караваев оценил интригу в борьбе за золото РПЛ в нынешнем сезоне, рассказал, сколько еще лет «Зенит» может оставаться на вершине в чемпионате, и поделился впечатлениями о работе с Леонидом Слуцким.

«Давление есть, но так даже интереснее»

— Какие эмоции от волевой победы над «Спартаком» (2:1) в Кубке России?

— Хорошие! Приятно выигрывать у принципиального соперника. У нас был полуротационный состав, играли в гостях, но всё равно победили — дома в ответном матче нам полегче будет. Да, первый тайм был неудачный. С учетом плотного графика вышли играть в пять защитников, чтобы перестроиться, если что-то пойдет не так. Так и получилось. Сейчас у нас три матча за девять дней, но всегда круче играть, чем тренироваться. Эмоционально, когда претендуешь на титулы, тоже устать невозможно.

— Педро после дубля в ворота «Спартака» стал новой звездой РПЛ?

— Посмотрим. Это его первые голы за «Зенит» в официальных матчах и первая игра без замен. Но он молодец — вытянул игру. Один в один Педро здорово действует — я чувствовал, когда надо уйти в центр, чтобы освободить ему зону. Команда играет, когда думаешь не только за себя, но и за своего партнера.

— Как оцените свою форму?

— У меня никогда не было проблем именно с беговой работой. Даже после паузы я всегда выполняю приблизительно такой же объем, что и всегда. Для меня это нормально. После рестарта сезона я пропустил два матча из-за болезни, чуть игровой тонус потерял, поэтому, когда в мартовскую паузу на игры сборной участвовал в товарищеском матче с «Црвеной Зведой», было немного тяжеловато, ножки подсели. А сейчас всё наладилось. Никогда не было такого, чтобы игровую форму я два месяца набирал. Неделю-две тренируюсь, и всё возвращается.

— После перевода Данила Кругового в «Зенит-2» гендиректор вашего клуба Александр Медведев сказал, что нет цели на его позицию покупать игрока, потому что на левом фланге можете сыграть вы. Со «Спартаком» так и получилось. Как вообще у вас с практикой на противоположной бровке?

— До этого в официальных матчах последний раз я играл слева с хорватами в отборе (к чемпионату мира-2022 в Катаре. — «Известия»). В первой игре в Москве, когда была ничья 0:0. В этом же отборочном цикле выходил на левом фланге в матче с Мальтой. При Черчесове в сборной тоже в основном играл слева. Нюансы, конечно, есть, но мне не привыкать — если надо, выйду и сыграю.

Практически все сборы я провел на левом фланге — было понятно, как команда будет играть во второй части сезона. Но в первую очередь я остаюсь правым защитником.

— Ваша универсальность в ситуации с крайними защитниками особенно важна?

— Для тренера игрок, который приблизительно на одном уровне может действовать на разных позициях, — это всегда плюс. У нас, например, Сантос в опорной зоне играет так же уверенно, как и слева. В Чехии я играл даже на позиции левого полузащитника: один матч выходил справа в защите, а следующий — слева в полузащите. По сути, эти позиции близки: да, ты больше времени проводишь в атаке, но все равно помогаешь обороне, бегаешь по всей бровке.

— Чего ждете от себя в этой части сезона?

— У нас большая конкуренция, все готовы играть. Кто-то выпадает, другой без потери качества заменяет его на этой позиции. Приятно, что я сейчас играю и приношу пользу. Самое главное — помочь команде завоевать чемпионство и Кубок. Неважно, на каком фланге я буду выходить. Сколько бы ни дали минут, буду стараться, чтобы моя команда выиграла титулы. Работать, тренироваться. Другого пути нет. Я никогда не пойду ругаться и говорить, что мне что-то не нравится.

— В последние годы уже к весенней части сезона «Зенит» имел серьезный отрыв от конкурентов, а сейчас вас вплотную преследуют «Краснодар» и «Динамо». Удивлены такой плотной борьбе за золото?

— Интрига сохраняется, наверху всё плотненько. Давление есть, но так даже интереснее. «Краснодар» не стоит отметать, да и «Динамо» подбирается к первому месту. До прошлого тура у бело-голубых было 11 матчей подряд без поражений — очень приличный результат. Если бы нас отделяло от второго места девять очков, еще можно было бы что-то говорить, а так всего одно — это вообще ни о чем. Первые три места идут очень плотно, да и ЦСКА с «Локомотивом» могут побороться за тройку.

— Сколько лет еще «Зенит» продержится в качестве чемпиона?

— Надеюсь, пока не закончу карьеру, буду чемпионом (смеется).

— А если до 40 лет доиграете?

— Если буду в «Зените» до 40, то — конечно. Когда играешь в таком большом клубе, хочется каждый год завоевывать чемпионство.

— Как «Бавария», продержитесь одиннадцать сезонов подряд на вершине?

— Надеюсь, что дольше!

— После перехода в «Зенит» заметно, что все настраиваются на игру против вас, как на последний матч?

— Как против «Баварии» (смеется). Или теперь против «Байера», который в Бундеслиге не проигрывает почти год. «Зенит» пять лет подряд выигрывает чемпионат — соперники выходят более собранными, настраиваются серьезнее, хотят огорчить, сместить чемпиона. Все начинают болеть против тебя, чтобы было интереснее, появилась какая-то интрига. То же самое было в Чехии, когда играл за «Спарту». Это самый титулованный клуб, у него больше всего болельщиков. Всегда полный стадион, поэтому соперник выходил и играл от ножа.

— Мартовский матч в Белграде с «Црвеной Звездой» — какие у вас чувства были перед игрой и во время нее?

— Атмосфера была топовая. Большая благодарность сербам, которые пришли и поддерживали нас вместе с нашими болельщиками. Обычно фанаты соперника свистят, а тут нам хлопали. Дружеская обстановка, но при этом было ощущение, что играешь в еврокубках. Мы потом обсуждали с ребятами, что еще бы раз пять сюда приехали. 45 тыс. зрителей на товарищеском матче — конечно, приятно играть в такой обстановке!

— На февральском сборе в Катаре «Зенит» играл на турнире Кубок равноправия с непривычными для российских клубов соперниками — местным «Аль-Духаилем», китайским «Шанхай Шэньхуа» и бразильским «Сантосом». Как это помогло в подготовке к весенней части сезона?

— «Зенит» при поддержке Winline организовал крутой турнир. С российскими клубами мы играем постоянно, а в Дохе было интересно выйти против крепких команд из Бразилии, Китая, Катара, сравнить уровень наших чемпионатов.

— Во время того сбора вы были на полуфинальном матче Кубка Азии Катар – Иран. По вашим ощущениям, стоит России участвовать в подобных соревнованиях, как многие призывают после отстранения от турниров УЕФА?

— Лучше стремиться остаться в европейском футболе. Кубок Азии — тоже неплохой турнир, но сильных сборных больше в Европе: Испания, Германия, Италия, Португалия. Считаю, что с ними намного интереснее играть.

— Когда смотрели тот матч, кровью сердце не обливалось от мысли, что на этом стадионе в Дохе могли играть на ЧМ-2022, если бы нас не отстранили?

— Кровью оно обливалось после поражения от Хорватии (0:1) в решающем матче отбора к ЧМ. Тогда было обидно, что напрямую не смогли выйти на турнир. Хотя оставались шансы сделать это через стыки. Очень хотелось сыграть на ЧМ. Но сейчас уже все успокоились и об этом не думают.

«Слуцкий реанимировал Эдегора»

— С учетом зимнего прихода в «Зенит» Нино, Артура и Педро у вас уже девять бразильцев в команде. Как выстраиваются отношения с ними?

— У нас есть переводчики — и в команде, и в медиа. Плюс большинство легионеров знают английский. Не на космическом уровне, но мы друг друга понимаем, а на поле много подсказа и не надо — его даже на русском языке уже выучили многие иностранцы. На поле коммуникация вполне нормальная.

— С кем из них дружите вне поля?

— Бразильцы больше друг с другом общаются, потому что разговаривают на одном языке. В чужой стране это нормально. Когда я играл в Европе, мне тоже хотелось, чтобы рядом был кто-то из русских.

— У вас для этого были Леонид Слуцкий и его штаб в «Витессе».

— Мы иногда ходили в ресторан. Леонид Викторович приглашал: мы русские, живем в одном городе, почему бы не пообедать вместе? А из «Зенита» за последние два года ушли Кузяев, Оздоев, Лунев — те, с кем мы хорошо общались, они составляли костяк команды. Сейчас больше общаемся с Ерохиным, Мостовым, Васютой (вратарь Александр Васютин. — «Известия»), Коваленко, Кержаковым. Ильзат (Ахметов. — «Известия») к нам добавился. И Дэнчик (вратарь Денис Адамов. — «Известия»). Русских тоже достаточно.

— Когда последний раз могли перейти в европейский клуб?

— Когда я играл в «Витессе», «Гамбург» проявлял интерес. Если бы команда вышла в Бундеслигу, то они готовы были заплатить за меня определенную сумму. И еще писали про «Лацио», когда я в «Спарте» стал лучшим игроком сезона.

— Среди соперников на Кубке равноправия в Катаре у «Зенита» был «Шанхай Шэньхуа», который зимой возглавил Леонид Слуцкий. Хоть вы тогда и разгромили китайцев 6:0, увидели что-то похожее на то, что он строил при вас в Нидерландах или ЦСКА?

— Леонид Викторович меняется как тренер, добавляет что-то новое, но в целом виден его почерк: компактность в обороне, все добегают и дорабатывают в каждом эпизоде. Тогда он только пришел и привыкал к команде. У него будет время, чтобы поставить игру, которую он видит, посмотреть на футболистов на разных позициях. Футбол не стоит на месте, тренерский штаб у него тоже меняется, кто-то свои идеи высказывает.

— Понимаете, почему он ушел во втором сезоне из «Витесса»? Ходили разговоры, что голландскую публику не устраивала его осторожная тактика.

— При этом он давал результат. Когда в начале того сезона я переходил из «Витесса» в «Зенит», клуб шел на втором или третьем месте в чемпионате Голландии. Наверное, чисто по-тренерски он не мог дать этой команде больше в тот момент, поэтому решил уйти. Это мое мнение.

— Вы тогда понимали, что у него могут быть проблемы, если он не перестроится на атакующую схему 4-3-3, которую в Нидерландах большинство болельщиков и журналистов требуют от всех команд?

— Нет, в любом случае тренер решает. Он гнул свою линию. Давал результат, следуя своей тактике. Я считаю, это правильно. Мне кажется, там что-то другое случилось. Некоторые футболисты ушли, началась перестройка команды — наверное, из-за этого было тяжело.

— Как Мартин Эдегор вел себя внутри команды?

— Отличный футболист и человек, всегда играл на команду. Классный парень. Не было такого, что приходил в раздевалку и говорил: «Я звезда из «Реала». Рассказывал, что в Мадриде следят за футболистами, ушедшими в аренду, присылают статистику из клуба. Слуцкий реанимировал Эдегора, дал ему свободу, поставил на ту позицию, на которой ему удобнее играть.

— Что-то похожее он сделал с Хвичей в Казани?

— Слуцкий верил в молодых, у него получается раскрывать таланты. Теперь они очень благодарны ему за это.

— В 2017 году, когда вы играли за «Спарту», ходили слухи об интересе к вам «Локомотива». Якобы переход был близок, но Юрий Семин его заблокировал.

— Честно говоря, не помню, насколько серьезный был интерес. Я тогда первый раз в сборную России приехал, Черчесов приглашал много новичков. Подробностей про «Локомотив» я не знал. Агент позвонил, рассказал, что общались с клубом, но не сложилось. Тогда был период в «Спарте», когда я три месяца не играл, но не из-за травмы. Рассматривал другие варианты и в Европе, и в России. Мне был всего 21 год, я хотел играть.

— В момент перехода в «Зенит» проблем с игровой практикой у вас не было?

— Нет. Понятно, что я играл в Европе, но с «Витессом» мы боролись за шестое место в чемпионате и выход в Лигу Европы. А у «Зенита» тогда была Лига чемпионов и борьба за чемпионство каждый сезон. Это в любом случае шаг вперед, сомнений при переходе у меня не было.

«Природа в России космическая»

— Чемпионат России за последние два года после европейского бана стал намного слабее чешского и голландского?

— Я вообще не считаю, что наш чемпионат стал слабее. Сейчас, честно скажу, не особо слежу за чемпионатами Голландии и Чехии. Когда играл в них, Российская премьер-лига точно была сильнее. Сейчас, возможно, тоже. В любом случае, сильнее чешской. В прошлом сезоне «Фейеноорд» стал чемпионом Голландии — появилась хоть какая-то конкуренция, а тогда был только «Аякс» и всё. Без шансов. У них было сильное поколение: Зиеш, Де Лигт, Онана, Тальяфико, Де Йонг, с которыми они в сезоне-2018/19 добрались до полуфинала Лиги чемпионов.

— Каково было жить в не самых больших городах Европы по сравнению с Москвой и Питером?

— Арнем, где находится «Витесс», — очень хороший город. Маленький, но там всё есть для жизни: красивый центр, магазины, кафе, рестораны. Час езды до Амстердама, час до Дюссельдорфа. Если был выходной, я ехал в Амстердам или в Германию. Мне понравилось в курортном городке Гаага. Море, ресторанчики — летом там вообще круто. Гронинген — тоже классный город, меня туда возил друг, словенский нападающий Тим Матавж. Он играл в местном клубе.

— Но судя по тому, что больше выезжали в Амстердам и Дюссельдорф, вас всё равно больше к мегаполисам тянет?

— Там больше возможностей. В Дюссельдорфе, например, есть супермаркет, где можно было русские продукты купить. Гречку ту же. Часик доехать на машине — не проблема. Я и в Париж ездил на машине, и в Бельгию. Всё близко.

— Сейчас туда проблематично въехать?

— Летом мне нужно было лететь в Голландию через Прагу по личным вопросам. В Стамбуле меня развернули. Пришлось лететь в Вену и на машине добираться до Праги. Оттуда в Голландию я уже полетел спокойно. Когда я рассказал эту историю в интервью, был такой резонанс, как будто это Мбаппе куда-то не пустили!

— Тогда к вам в комментарии в социальных сетях пришли болельщики «Спарты» с призывами вернуться в Чехию.

— Было приятно, конечно, — искренняя поддержка. Я действительно провел там хорошее время. Политика и спорт — разные сферы, и адекватные люди всё понимают.

— Общаетесь с кем-то из бывших партнеров по европейским клубам?

— Из Чехии — нет. Но у меня остались друзья из «Витесса»: англичанин Макс Кларк, словак Матуш Беро, словенец Тим Матавж.

— Обсуждали с ними ситуацию с баном российских команд?

— Нет, в каждой стране есть те, кто не погружен в политику. Нет никаких проблем в общении. Когда ездил в Европу этим летом, люди знали, что я русский, и абсолютно спокойно к этому относились. Меня предупреждали, что в Чехии могут быть проблемы, но всё нормально прошло. А в Голландии всегда были очень добрые люди.

— Скучно сейчас без постоянных поездок по Европе?

— Этой зимой я вообще никуда не ездил, а летом мы отдыхали в Карелии. Спокойный и тихий отдых, леса, природа. Из Петербурга на машине всего четыре часа. На Валаам съездили, в Сортавалу. На лодочке покатались по Ладоге. Очень понравилось, природа у нас космическая! Сейчас появился шанс больше узнать Россию. Мне хочется еще в Мурманск съездить и на Дальний Восток. Посмотрим, может быть, летом получится.

— Наша провинция сильно отличается от европейской?

— В остальной Европе всё равно другая культура. Я жил в Яблонце с населением 30 тыс. человек. Обычный маленький городок: несколько домов, центральная площадь, единственное кафе, где вся команда сидит. Больше сходить некуда. В Голландии тоже есть маленькие городишки, но уровень жизни там — космос. Всё удобно, везде можно картой расплатиться, хорошо налажена логистика. Хотя и в Москве с Питером с этим хорошо: в отпуске спускался в метро — удобно, что тоже можно картой платить, когда через турникет проходишь.

Прямой эфир