Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Великобритании рабочие базы ядерных подлодок запланировали забастовку
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Модели гибридов и электрокаров, которые не указаны в перечне брендов, разрешенных к параллельному импорту, теперь должны сертифицироваться в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Действовавший прежде упрощенный порядок больше на них не распространяется. Эксперты отмечают, что новые правила позволят сделать рынок гибридов и электрокаров более цивилизованным, но предупреждают о риске роста популярности «серых» схем. Дилеры, в свою очередь, прогнозируют рост цен на китайские гибриды и электрокары. Подробности — в материале «Известий».

По полной программе

Согласно постановлению правительства РФ от 31 января 2024 года № 76, сертификация электромобилей и машин с гибридной силовой установкой брендов из дружественных стран для юридических лиц теперь осуществляется в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».

— В рамках этого механизма выдается документ, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям данного регламента — «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС), — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга в ответ на запрос.

Электрозаправка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В ведомстве также уточнили, что действовавший с 2022 года упрощенный порядок с получением «Заключения об оценке единичного транспортного средства» (ЗОЭТС) теперь распространяется только на «бренды, которые прекратили официальные поставки в Россию и указаны в перечне товаров, разрешенных для параллельного импорта». Такой механизм будет действовать до конца 2027 года, подчеркнули в Минпромторге.

Схема с оформлением ЗОЭТС была введена в 2022 году именно в рамках механизма параллельного импорта. Она не предполагает проведения обязательных сертификационных испытаний и получения согласия от правообладателя. Теперь она упраздняется в отношении автомобильных брендов, не включенных в список для параллельного импорта.

Цивилизованный подход

Введение новых требований к сертификации гибридных моделей и электромобилей позволит сделать этот сегмент авторынка более цивилизованным, считает главный редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов.

— Сейчас ситуация здесь хуже, чем с продажами машин в 90-е годы. Одну и ту же модель ввозят и продают несколько импортеров; русификация, обслуживание, гарантийные обязательства зачастую зависят лишь от желания дилера. В подавляющем большинстве случаев нет ни продуманной маркетинговой стратегии, ни клиентской поддержки, ни других привычных рыночных механизмов, — рассказал он.

Электромобили
Фото: Global Look Press/dpa/Jan Woitas

Появление более жестких требований к сертификации таких машин потребует от импортеров определенных финансовых вложений, считает эксперт. Поэтому им придется сконцентрироваться на одном-двух брендах, полагает он.

— Надеюсь, что игроки рынка поделят его между собой и вместо нынешнего принципа, когда «все продают все», у каждого бренда появится один «хозяин», который будет заинтересован в его продвижении. Соответственно, в этом случае появится и продуманный маркетинг, и клиентская поддержка, и цивилизованные подходы к гарантийному и постгарантийному обслуживанию таких машин. Кроме того, сертификация с обязательным получением ОТТС позволит не допустить на рынок нерусифицированные автомобили, — заявил «Известиям» Руслан Тарасов.

Долгие процедуры

Сертификация автомобилей с получением ОТТС предусматривает обязательное проведение ряда испытаний, в том числе и краш-тестов, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

— Это достаточно дорогостоящая и длительная процедура. Кроме того, если прежде при российской сертификации автомобилей признавались европейские протоколы испытаний, то в отношении китайских документов такая схема пока не работает. Соответственно, необходимо проводить полный цикл сертификационных испытаний, — рассказал он «Известиям».

Электромобиль
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Cfoto

Срок оформления и стоимость ОТТС определяют разные факторы, рассказала «Известиям» руководитель отдела закупок новых автомобилей AGR Automotive Group Анна Русанова. По ее словам, многое зависит от того, какие документы на первоначальном этапе есть у изготовителя, является ли компания уже представителем автопроизводителя с полномочиями на оценку соответствия продукции, требуется ли проведение полной сертификации и т. д.

— В итоге сроки получения ОТТС могут варьироваться от 2,5 до 12 месяцев и стоить от 4 до 15 млн рублей. Процесс получения ЗОЕТС проще и быстрее, занимает порядка 5–15 дней. ЗОЕТС на партию, например, из 100 однотипных автомобилей будет стоить не более 2,5 млн рублей, — подчеркнула она.

В компании «Борисхоф», продающей различные гибриды и электрокары, отмечают, что оформление ОТТС на ту или иную модель возможно лишь при согласии со стороны китайских владельцев бренда.

— Это долгий переговорный процесс, сопряженный с анализом различных рисков, в том числе как вторичных, так и прямых санкций для китайских компаний, — рассказал «Известиям» директор по развитию коммерческих закупок и оптовых продаж «Борисхоф Россия» Дмитрий Забель.

Производство автомобилей
Фото: Global Look Press/Xinhua/Ji Chunpeng

В компании Geely отказались раскрыть планы относительно официального вывода на российский рынок своего премиального бренда электрокаров Zeekr, который сейчас продается неофициально, но пользуется высоким спросом. По данным «Автостата», в 2023 году в России было реализовано 14089 новых электромобилей. Более четверти (26,4%) от этого количества пришлось на Zeekr (3724 шт.)

Риски «серых» схем

Более жесткие требования к сертификации накладывают дополнительную нагрузку на импортеров, поэтому те постараются минимизировать ее, отмечает Антон Шапарин. По его словам, самым реалистичным способом остается ввоз с оформлением на физлицо. Таким образом, новые требования приведут к увеличению и без того большого числа различных «серых» схем импорта.

Как подтвердили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга, для физических лиц упрощенная схема (с оформлением Свидетельства о безопасности колесного транспортного средства) по-прежнему действует в отношении «любых ввезенных из-за границы автомобилей». Однако в ведомстве подчеркивают, что приобретение машин, в том числе электромобилей и гибридов, в официальных дилерских центрах обеспечивает покупателю уверенность в дальнейшем гарантийном и сервисном обслуживании, наличии необходимых запчастей и комплектующих для транспортного средства.

— Обслуживание автомобиля, ввезенного и перепроданного физическим лицом, в полной мере остается в зоне ответственности покупателя. Также напомним, что автомобили, импортируемые в Россию официально, специально адаптированы для российского рынка, эксплуатации в разнообразных погодных условиях, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга.

Экспорт авто
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Cfoto

При схеме ввоза «через «физика» все риски за корректность таможенного оформления, чистоту документацию клиент берет на себя, отметила Анна Русанова. Кроме того, все вопросы, связанные с неисправностью и поломками автомобиля, тоже будут проблемами клиента, подчеркнула она.

Некоторые российские компании уже перешли на официальный импорт машин из КНР. Так, в компании «МБ РУС» напомнили, что в начале года подписали эксклюзивное дистрибьюторское соглашение на поставки в нашу страну гибридных кроссоверов Аito M5 и M7.

— Автомобили будут поставляться напрямую от завода-изготовителя с оформлением ОТТС. Новые правила не отразятся на ценах предлагаемых нами автомобилей, — подчеркнули в пресс-службе компании.

Меньше и дороже

В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) не предвидят существенных изменений на рынке в связи новыми требованиями по сертификации.

— Возможно, уменьшится лишь объем ввоза электромобилей и гибридов юридическими лицами. Однако большого влияния на рынок это не окажет, так как по результатам за 2023 год электромобили и гибриды заняли лишь 3% рынка новых автомобилей, — отметили в пресс-службе РОАД.

Похожей позиции придерживаются и в компании «Борисхоф». Там подтвердили, что новые правила не окажут существенного влияния на стоимость таких машин.

Электромобиль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Рынок отрегулирует цены на бренды, ввозимые в РФ без оформления ОТТС [импортерами-физлицами], опираясь на множество различных факторов. В том числе на возможность постпродажного обслуживания и доступность запасных частей, — уверен Дмитрий Забель.

Иной точки зрения придерживаются в другом крупном дилерском холдинге, который занимается продажей таких моделей.

— Привезти и приобрести популярные китайские электромобили таких брендов, как, например, Zeekr, Avatr, Li, HiPhi, Lotus у надежного поставщика-юрлица (с НДС, корректным таможенным оформлением и т. д.) или в лизинг станет невозможно. Соответственно, такие автомобили постепенно заканчиваются, и можно ожидать, что в дальнейшем будет пропорционально увеличиваться и их стоимость, — рассказал «Известиям» директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх.

Прямой эфир