Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Мариуполе развернули 100-метровый флаг России к двухлетию освобождения города
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Дели температура воздуха приблизилась к +48 градусам
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
В СБ ООН почтили минутой молчания память погибших при крушении вертолета Раиси
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Четыре больших концерта, шесть камерных выступлений-презентаций современных композиторов и исполнителей, выставка медиахудожников — вот далеко не полный список того, что ожидает зрителей на III Международном фестивале «Биомеханика», который пройдет в конце января – начале февраля. Смотр, организованный Центром электроакустической музыки Московской консерватории (ЦЭАМ), фокусируется на экспериментальных форматах и последовательно расширяет представления публики о том, что такое музыкальный звук и из чего он рождается. «Известия» оценили первый проект фестиваля и изучили программу дальнейших событий.

Настоящий андеграунд

«Биомеханика» выросла из цикла концертов консерваторских композиторов Николая Попова и Александра Хубеева. Поначалу это были единичные мероприятия, затем на их основе родился полноценный фестиваль — и начинание завоевало Московскую Арт Премию. Вдобавок Попов возглавил Центр электроакустической музыки и весь проект получил основательную институциональную базу.

Фестиваль «Биомеханика»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

А недавно произошло еще одно событие: консерватория открыла новое арт-пространство на Большой Никитской — «Артемьев», названное в честь пионера советской электронной музыки. Так что в этом году «Биомеханика» задействует не только Рахманиновский зал, но и соседствующее с ним подвальное помещение «Артемьева». Что по-своему символично: где, как не под землей, место настоящему андеграунду?

Фестиваль «Биомеханика»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Именно там и пройдет большинство концертов «Биомеханики». Посетители услышат новейшую музыку не в обычном зале, а в окружении инсталляций и арт-объектов. Выставка «Электрические сны», собранная куратором, композитором и медиахудожником Олегом Макаровым, будет работать в течение всего фестиваля и еще полтора месяца после него. Вернисаж «Снов» как раз и стал открытием смотра в целом.

Музыкальная и шахматная партии

Работы для выставки были отобраны по итогам опен-колла — из трех десятков заявок зеленый свет получила примерно половина. Причем часть выбранных арт-объектов была создана заранее, а часть конструировалась непосредственно на месте с учетом особенностей пространства «Артемьева». И хотя здесь представлены совершенно разные художники (в основном молодые, но не только) и столь же не похожие друг на друга технические средства воплощения замысла, есть и кое-что общее, объединяющее все проекты.

Фестиваль «Биомеханика»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Речь даже не об очевидном — электронной составляющей. Да, всё это science art, построенное на использовании микрофонов, датчиков движения, камер, программирования, компьютерных плат и так далее. Но это внешее качество направления в целом. В данном же случае важнее тематический фокус. Художники размышляют в сущности об одном: о том, как рождается звук и как он связан с человеком и окружающей средой. Например, Маруся Несторова с соавтором Александром Бединым предлагают сыграть в шахматы, надев наушники. Каждый ход будет отзываться определенным звуком (под доской спрятаны провода и контакты: прикосновения фигур к доске замыкают электрическую цепь), в итоге из логики партии вырастет музыкальная логика.

Фестиваль «Биомеханика»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

А Данила Матросов и Алина Ежакова призывают зрителей произнести в микрофон какой-то звук, который подается на деку перевернутого рояля. От резкого аудиоимпульса струны инструмента начинают «отзываться». Но самое интересное, что эти «отзвуки» сохраняются, коллекционируются — и с течением времени в инсталляции будет вырастать из них, подобно цветку, некая композиция.

Кстати, сочетание природного и искусственного — тоже тема для рефлексии саунд-художников. Известный композитор Вадим Генин в своем арт-объекте показал, как с помощью простейших электронных средств можно сымитировать пение птиц и шум леса. Виртуальные пульты и подключенные к ним виртуальные же провода отображаются на экране, демонстрируя таким образом конкретный рецепт создания этого звучания (при желании то же можно повторить и на настоящем оборудовании). Усматривать ли здесь иронию над модой на органическое или отсылку к сказке Андерсена про механического соловья (а заодно к опере Стравинского на ее основе) — решать зрителю.

Найти красоту

В конечном счете большинство инсталляций призывают нас искать музыкальную красоту там, где мы совершенно не ждем ее услышать. Например, в траектории движения автобусов по карте Москвы (перемещения точек преобразуются в звуки, извлекаемые из самоиграющего пианино — дисклавира) или в ударах электромоторов по крылу автомобиля, из которых посетитель сам может сформировать желаемый микс с помощью микшерного пульта (первое — проект Максима Алехина, второе — Евгении Климкиной).

Фестиваль «Биомеханика»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Но та же идея, по сути, лежит и в основе фестиваля в целом. Вот уже почти 10 лет (если считать с первых «биомеханических» концертов) Попов и Хубеев убеждают публику, что музыка может рождаться не только из привычных инструментов и записываться не только нотами на бумаге. Художественный звук, уверяют они, можно создать из всего что угодно. Вопрос лишь в готовности самого слушателя усмотреть здесь красоту. Выставка «Электрические сны» со всей наглядностью формулирует этот тезис. А дальше уже конкретные исполнители и композиторы выступят проводниками в новый звучащий мир, не только продемонстрировав свое искусство, но и рассказав о нем и вступив в диалог с публикой.

25 января к зрителям выйдет исполнительница на клавишных инструментах Алина Ежакова, 27-го — греческий композитор Панайотис Кокорас, 31-го свое искусство продемонстрирует певица-перформер Алена Верин-Галицкая, 4 февраля в консерватории будет еще один зарубежный композитор — немец Михаэль Байль, а 6-го — его коллега из Хорватии Марко Цицилиани. Завершит цикл презентаций наш альтист Сергей Полтавский.

Без границ

Ну а кульминационными точками программы фестиваля станут четыре больших групповых концерта в Рахманиновском зале консерватории (29 января, 2, 5 и 9 февраля). Это «Цифровая реальность», которую создадут солисты ансамбля Центра электроакустической музыки CEAM Artists, «Под напряжением», где сыграют CEAM Artists и Московский ансамбль современной музыки, «Гиперголос» вокального ансамбля N'Caged и солистов CEAM Artists, а под занавес — «АлгоРитм» в исполнении CEAM Percussion Project. Как видно по названиям, первый вечер будет сфокусирован на цифровых технологиях, второй — на электронной музыке, третий — на вокальных экспериментах, а четвертый покажет возможности современной перкуссии.

Фестиваль «Биомеханика»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Заметим, что в программах этих концертов немало сочинений авторов из других стран, в том числе западных. Это уже упомянутый Михаэль Байль, но не только. Несмотря на все обстоятельства, «Биомеханика» остается по-настоящему международной и преодолевает не только границы восприятия, но и другие, куда более конкретные ограничения.

Прямой эфир