Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В ХМАО опровергли составление протокола о дискредитации ВС на экс-губернатора Комарову
Политика
Матыцин назначен внештатным советником Мишустина по вопросам спорта
Мир
Постпредство РФ указало на игнорирование ЕС норм ВТО при введении санкций
Общество
Путин назвал сплоченность народа залогом всех побед
Политика
Мишустин заявил о почти стопроцентной реализации каждой шестой из 50 госпрограмм
Экономика
Семейная налоговая выплата коснется 4 млн семей в России
Экономика
Правительство одобрило инициативу Минфина по совершенствованию налоговой системы
Происшествия
Дебошир попытался открыть дверь самолета во время полета из Еревана в Москву
Экономика
Минсельхоз распределил дополнительные квоты на вывоз зерновых из России
Авто
Росгвардии и ФСБ могут разрешить ездить бесплатно по платным дорогам
Мир
Белоусов назвал партнерство РФ и Казахстана фактором стабильности в регионе
Авто
Минтранс готовит предложения по видеофиксации нарушений СИМ
Культура
Bloomberg сообщило о планах группы Queen продать права на песни за $1 млрд
Экономика
В Госдуме рассказали о влиянии повышения МРОТ на зарплату
Общество
Семья Анастасии Заворотнюк уточнила место и время прощания с актрисой
Общество
Суд в Москве проведет беседу по делу о разводе певицы Алсу 6 июня
Мир
В ФРГ подростки подожгли и выбросили экземпляр дневника Анны Франк

Очередная жалоба: какими услугами по ОМС недовольны пациенты

Эксперты объясняют претензии возросшей требовательностью и информированностью людей
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Посетители поликлиник чаще всего недовольны длинными очередями, а пациенты больниц жалуются на то, что им проходится за свои средства покупать некоторые лекарства и расходные материалы. Это данные исследования по уровню удовлетворенности услугами ОМС, которое провел центр «Социальная механика» при поддержке Всероссийского союза пациентов. Страховщики подтвердили факты подобных обращений. Уровень требовательности и информированности людей о качестве и условиях получения медпомощи растет, отметили эксперты. А также посетовали, что подобные исследования не даются в сравнении с мнением врачей — некоторые жалобы могут быть и проявлением «пациентского экстремизма».

На что жалуются пациенты

Длинные очереди у кабинетов врачей, отсутствие необходимого специалиста в поликлинике, долгое (более трех недель) ожидание приема узкого специалиста — таким оказался «рейтинг» проблем, с которыми сталкиваются пациенты поликлиник при оказании им помощи по ОМС. Такие данные будут представлены 23 ноября на Всероссийском конгрессе пациентов. Исследование (есть в распоряжении «Известий») провел Центр гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика».

В топ проблем в поликлиниках также вошли невозможность получить все необходимые услуги в одном месте, сложности с дозвоном и некорректное поведение медработников.

Пациенты больниц недовольны тем, что им приходится приобретать расходные материалы и назначенные врачом лекарства за собственные средства, а также тем, что получают в стационарах направление на платные обследования или анализы перед госпитализацией. Они отмечают некорректное поведение медработников во время пребывания в больнице и указывают, что несут дополнительные расходы на платные услуги во время пребывания в стационаре.

На проблемы в поликлиниках жаловались 50–85% опрошенных пациентов, в стационарах — от 20 до 40%. О том, что никаких проблем в поликлиниках не было, заявили 2% респондентов, а вот стационарами довольны 33%.

— Картина, представленная аналитиками, абсолютно идентична тому, с чем страховые компании сталкиваются на практике, — сказал «Известиям» вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.

По его словам, около 9 млн пациентов регулярно обращаются к страховщикам с просьбой помочь в решении таких проблем.

По сравнению с аналогичным исследованием 2021 года из перечня выбыли проблемы, связанные с ограниченной доступностью медицинской помощи — отказы в выдаче направлений на инструментальные исследования при наличии устных рекомендаций врача, отказы в выдаче направления в специализированную федеральную клинику для лечения заболевания при наличии устных рекомендаций врача, долгое ожидание лабораторных исследований после их назначения.

— По ряду направлений изменения в лучшую сторону есть, например, в части скорой помощи, — сказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. — Повышению доступности медпомощи способствуют такие нововведения, как цифровой полис и телемедицина. Но пока эти сервисы — в большей степени привилегия жителей столицы и крупных региональных центров. То есть цифровая трансформация идет, но медленно.

Каков уровень удовлетворенности пациентов

Удовлетворенность медицинской помощью в 2023 году находится «на среднем уровне» — 39,7%, отметили авторы исследования. Почти 22% опрошенных пациентов заявили, что в той или иной степени ею не удовлетворены.

«Показатели общего уровня удовлетворенности в 2023 году практически идентичны показателям 2022 года, — отмечают авторы исследования. — Доля удовлетворенных услугами по ОМС при сравнении с показателями «пандемийного» 2021-го увеличилась на 13,9%».

В сентябре 2023 года министр здравоохранения Михаил Мурашко, выступая в Российском медицинском университете имени Пирогова, оценил уровень удовлетворенности медпомощью в России выше, нежели в исследовании ВСП. По его словам, в первом полугодии он превысил 47%, тогда как до пандемии коронавирусной инфекции оценивался примерно в 30%. А на встрече с президентом России в апреле 2023 года глава Минздрава отметил, что сейчас фиксируется один из самых высоких показателей удовлетворенности за последние десятилетия.

— Но здесь, наверное, все-таки рано радоваться, потому что мы видим, что потенциал [для работы] колоссальный, — сказал тогда министр.

Председатель профсоюза работников здравоохранения России и член Общественного совета при Минздраве Анатолий Домников заявил, что «налицо явный диссонанс» между исследованиями Минздрава и данными, которые будут представлены на конгрессе.

— Если есть диссонанс, надо разбираться, действительно ли есть такая проблема, — сказал он. — Мы, как профсоюз, отмечаем, что в большинстве клиник улучшились и условия труда, и качество обслуживания клиентов.

Анатолий Домников полагает, что жалобы могут быть связаны с ростом требовательности пациентов. Эту тенденцию отметила и директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович.

— Пациенты у нас стали более информированными, — сказала она. — Поэтому, конечно, возникают проблемы с удовлетворенностью.

Но, по ее словам, исследования об удовлетворенности проводятся «немного в одностороннем порядке».

— Врачи всё более и более нагружены. Они и так уже находятся в довольно тяжелом состоянии, практически «горят» на работе и загружены отчетными формами, — сказала она. — И «пациентский экстремизм» тоже ведь никто не отменял. Мне рассказывали врачи буквально со слезами на глазах, что педиатр приходит на дом, звонит в дверь, а ему не открывают, потому что мамочка заснула с ребенком. А потом она говорит, что имеет на это право. А врач потерял время, а в итоге еще не него и жалуются.

Также она отметила, что население всё более и более относится к медицине как к обслуживающей системе: люди вызывают скорую помощь, чтобы измерить давление либо при незначительном подъеме температуры. Она также отметила, что пациенты — не специалисты и поэтому не могут оценить, правильно ли их лечат.

— Конечно, никому не хочется сидеть в очереди. Конечно, если плохо организована система логистики, то будут сбои. Но это никак не влияет на качество лечения, — сказала она.

А руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова отметила, что процент общего уровня удовлетворенности пациентов растет, так как после пандемии им стало проще попадать к врачам.

— Конечно, на фоне практически полного ограничения доступности других видов медицинской помощи, которое было ранее, им показалось, что затем она стала более доступной, — сказала она.

Недовольство пациентов и жалобы она объясняет в первую очередь тем, что «обеспеченность врачами за последние 10 лет практически не изменилась». Из-за этого, по ее словам, за последний год не выросла и доступность медицинской помощи.

123

Прямой эфир