Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в храме в Белгородской области из-за падения дрона ВСУ
Мир
СМИ сообщили об ужесточении требования к ввозу домашних животных из России в ЕС
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Петербурге ликвидировали открытое горение в цехе с полиэтиленом
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Общество
Синоптики пообещали москвичам ясную и теплую погоду без осадков 19 мая

Задание машин: как новые технологии меняют образование

Эксперты назвали плюсы и минусы влияния достижений IT на процесс обучения
0
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С этого года российские абитуриенты смогут подавать документы для поступления в вузы через портал госуслуг. Высокие технологии меняют все области жизни человека, в том числе и образование. Фактически получить хорошие знания с развитием онлайн-обучения можно не выходя из дома. Но будет ли достаточно такого образования для достижения успехов в профессиональной деятельности? Только ли позитивны перемены от распространения высоких технологий в образовательном процессе, какие тренды сейчас являются определяющими, что еще нужно преодолеть для того, чтобы обучение стало максимально эффективным?

Большая перемена

Сейчас по телевидению демонстрируют рекламный ролик, в котором говорится, что технологии принципиально изменили образование, а неизменным остается только учитель. В принципе невозможно не согласиться, за исключением того, что и преподавателям приходится тоже меняться, чтобы применять все достижения в процессе обучения. И правда, оценку в цифровом дневнике уже не подделаешь, школу, чтобы не узнали родители, не прогуляешь, не говоря уже о школьных родительских чатах, где решаются все проблемы. Теперь и заявления в вуз, причем сразу в несколько, можно подавать через портал госуслуг.

Но это, так сказать, очевидный слой изменений. В образовании происходят глубинные сдвиги, причем как в среднем, так и в высшем.

Как полагает научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, цифровая революция имеет два крупных последствия. Первое — это массовые открытые онлайн-курсы, которые дают возможность по крайней мере слушать очень хороших преподавателей. А в некоторых случаях — и получать обратную связь. Сюда же можно отнести и оцифровку книг из библиотек, архивов в музеях и т.п.

По словам Ярослава Кузьминова, в этом сегменте есть и пока не реализованные возможности — симуляторы. Конечно, они весьма полезны для тех, кто уже получил образование для отработки важнейших профессиональных навыков. Но, уверен научный руководитель «Вышки», симуляторы могут быть весьма полезны и в процессе получения высшего образования:

— Различные игры, моделирующие разные ситуации, проводящие через разные кризисные ситуации, тоже позволят очень хорошо обучать. Это пока не реализовано.

От булыжника к алмазу

И вторая тенденция — это Learning Management Systems (LMS, программное приложение для администрирования учебных курсов в рамках дистанционного обучения), система цифровой организации учебного процесса, которая обеспечивает возможность обратной связи с каждым студентом. Что очень важно в системе образования, которая основана не на индивидуальном подходе.

— Как только от персонального учителя вы перешли к обучению в классе, группе, мы половину людей теряем. У любого преподавателя, каким бы гениальным он ни был, не хватает сил на всех. Кто-то из учеников становится центром, а кто-то теряет смысл своего обучения, поскольку убежден, что его достижения никому не интересны, — сказал Ярослав Кузьминов.

Таким образом, уже с младых ногтей человек получает установку на неуспешность. При этом внедрение технологий в учебный процесс — хорошая возможность попытаться обеспечить стопроцентную обратную связь. Каждого студента не отпустить, каждого учащегося не отпустить.

Директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич согласен: главная проблема системы образования в том, что она стандартизированная, а не индивидуальная. Последняя слишком дорого стоит.

— Стандартизированная система гранит булыжник, а не шлифует алмаз. И поэтому в результате получается что-то такое усредненное. Возможно, применение технологий, педагогически соответствующим образом обработанных, позволит нам в рамках вот этой стандартизированной системы индивидуализировать подходы, — отметил он.

Он рассказал: очень важно, чтобы за счет высоких технологий определялся индивидуальный подход к каждому ученику. При этом общественно приемлемым должно быть разное поведение с разными детьми.

— Но надо понимать, что это очень большая перестройка, причем не только на уровне класса, но и на уровне всей системы управления, — отметил Максим Пратусевич.

Не в простоте счастье

Однако новые технологии, которые делают процессы, в том числе обучения, более удобными, могут иметь и негативное влияние, что важно учитывать. Так, искушение максимально ограничить свой мир онлайном может сильно повлиять на качество образования, в процессе получения которого очень важно общение.

Кроме того, новые технологии не только упрощают доступ к получению знаний, но и позволяют обучение избегать. Для примера: многие студенты уже используют ChatGPT, чтобы писать рефераты. Большие надежды они возлагают на искусственный интеллект и в дальнейшей имитации получения образования. Скажем, надеются на то, что сеть напишет за них курсовые, дипломные работы и т.д.

Причем особая проблема состоит в том, что пока существует большой информационный разрыв ChatGPT между языками. Как рассказал Ярослав Кузьминов, в «Вышке» провели эксперимент, задав вопрос про Первую мировую войну.

— На русском языке получили, честно говоря, очень унылые результаты. Развели руками. Кто-то говорит: «Давай на английском зададим». Получили очень приличные результаты, поскольку и массив информации больше, и тексты на порядок умнее. Всё объясняется просто. На русском языке ИИ в основном анализирует блоги. Преодолеть это можно в течение лет пяти, — сообщил он.

Получается, что существует риск получения поверхностных и некорректных знаний, по сравнению с которыми даже информация из «Википедии» покажется высококачественной.

Важно также отметить: если человек использует новые технологии не в качестве инструмента, а подменяет ими процесс обучения, то в дальнейшем он не сможет их совершенствовать, а значит, управлять ими.

Как точно отметил Максим Пратусевич, «мы должны растить не пользователя образования, а его властелина». То есть уже в школе нужно вводить машинное обучение, привлекать специалистов из IT-индустрии.

Есть и еще один вызов, которые бросают нам стремительно развивающиеся высокие технологии, — необходимость беспрерывного пожизненного обучения, переобучения и т.п. Даже чтобы оставаться на месте, придется бежать.

Прямой эфир