Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров указал на сознательное нанесение ущерба США странам с помощью авиасанкций
Мир
Страны ЕС одобрили план по использованию замороженных доходов от активов РФ
Армия
Группировка войск «Север» продолжила продвижение в Харьковской области
Мир
В словацкой больнице рассказали о состоянии пережившего покушение Фицо
Политика
В ГД назвали саммит в Швейцарии способом Киева привлечь к себе внимание Запада
Армия
Средства ПВО сбили еще три украинских беспилотника над Белгородской областью
Экономика
Цивилев заявил о плане разработать стратегию развития энергетики до 2100 года
Наука и техника
Исследователи предупредили об ускорении таяния «ледника Судного дня»
Мир
Путин обсудил с Мирзиёевым расширение сотрудничества России и Узбекистана
Мир
Песков сообщил об осведомленности РФ в вопросе военной программы США в космосе
Мир
В Кремле напомнили о позиции Путина по вопросу легитимности Зеленского
Мир
Песков заявил о «скатывании в истерику» руководства Украины из-за положения ВСУ
Мир
В Германии сообщили о серьезных перебоях в работе мобильной связи и интернета
Мир
В парламент Финляндии внесли позволяющий открыть границу с РФ законопроект
Авто
Мишустину в Нижнем Новгороде показали новую «Волгу»
Мир
На Украине заявили о риске для ВПК из-за отключений электроэнергии
Мир
Сийярто назвал сумасшедшими заявления политиков об отправке военных на Украину
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В субботу, 17 сентября, ушел из жизни Игорь Масленников. Вся страна его знает в первую очередь как создателя фильмов про Шерлока Холмса, но его фильмография куда обширнее: 29 режиссерских работ, а еще девять картин, над которыми Масленников работал как художник. Сам он не очень любил говорить об экранизациях Конан Дойля — и всё равно зрители и журналисты спрашивали в первую очередь именно о них. Вспоминая мастера, «Известия» собрали цитаты из его интервью разных лет (от 2002 до 2016 года).

О первом образовании

Я смолоду обладаю какой-то потребностью в общественной деятельности. И поступал не просто на филфак — там было отделение журналистики. У нас диплом назывался «Специалист по русскому языку и литературе, литературный сотрудник газеты». Почему я туда поступал? Стихи писал. Я был литературный юноша, ходил в студию Дворца пионеров.

О попадании в режиссуру

Однажды я обнаружил в вестибюле телецентра на Чапыгина, где тогда работал и который, кстати, строил (представляете, какой я старый?), объявление, что Григорий Козинцев открывает на «Ленфильме» Высшие режиссерские курсы. Если бы в это время открылись курсы эстрадных режиссеров, или цирковых, или каких-то еще, я бы пошел туда. Для меня главным было слово «режиссура».

О работе на зрителя

Я не какой-нибудь выдающийся гений режиссуры — трезво смотрю на свои способности, но я абсолютный профессионал. Помню, как Александр Сокуров ответил мне на то, что не могу понять его фильмы: «И не надо. Вы работаете на зрителя, а я — над исследованием киноязыка». Поэтому он признан критиками, его считают гением. Я же с самого начала решил, что буду делать зрелище для людей. Чтобы зритель смеялся, переживал и плакал.

О политическом кино

При моей жилке общественника я никогда не занимался конъюнктурой. Мне кажется, надо заниматься человеком, а не политикой. У меня был опыт, хотелось сделать политическое кино. Был такой журналист Юрий Черниченко, специалист по сельскому хозяйству. Мы с ним писали сценарий «Целина», о том, как это всё было — черные бури, гибнущие люди... Нам сказали, что это нереально, потому что секретарем ЦК КП Казахстана тогда был Брежнев. После этого я себе сказал — всё. Когда меня спросили на «Ленфильме», что я могу сделать, сказал, что люблю автомобили, давайте сниму картину про автомобильные гонки, про ралли, и снял фильм «Гонщики».

О рождении фильмов про «Шерлока Холмса»

В «Шерлока Холмса» я ушел, спасаясь от брежневского застоя. Это были самые мрачные времена. Когда первая картина прошла, началась бомбежка: «Давайте еще!» Потом Дунский и Фрид, сценаристы, сказали: «Нет, больше «Холмсом» заниматься не будем». Я сам сел за сценарий, смонтировал из трех рассказов — тоже прошло с успехом. После «Собаки Баскервилей» надо было бы остановиться, но «Ленфильму» и телевидению это дело нравилось, и мы сделали еще четвертый и пятый фильмы.

 Кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»

Кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»

Фото: Ленфильм

О докторе Ватсоне

Я, честно говоря, не отношусь и к большим поклонникам Конан Дойля. Меня и в «Холмсе» привлекала не собственно детективность, а возможность наполнить характеры, поиграть. Там всё началось с интереснейшего сценария по «Пестрой ленте» Дунского и Фрида. Самым главным открытием было то, что в кадре присутствовал живой Ватсон. В зарубежных фильмах — а их создано более двухсот — повествование, как у Конан Дойля, идет от лица Ватсона, но сам он фигура второстепенная. А Дунский и Фрид сделали его активно действующим героем, партнером Холмса. Я вас уверяю: не было бы такой популярности у нашего Холмса, если бы не доктор Ватсон в исполнении Виталия Соломина.

О Бориславе Брондукове и инспекторе Лестрейде

Он много хорошего привнес в наши картины о Шерлоке Холмсе. Помню, я долго мучился с его малоросским произношением. Он заметно гхэкал, будучи английским инспектором, но при этом так замечательно играл свою роль, что я боялся обидеть его предложением о переозвучке. Ведь настоящие актеры чрезвычайно ревниво относятся к своим персонажам. Он же тем временем сам нашел актера Игоря Ефимова, чтобы переозвучить себя, и даже помогал ему подобрать нужную интонацию.

О признании «Шерлока Холмса»

У меня есть старая английская газета, в которой какая-то журналистка писала, что общалась с Маргарет Тэтчер, а в это время по Би-би-си показывали «Собаку Баскервилей». Тэтчер сказала, что русский Холмс самый лучший из того, что она видела. Но вот недавно был в Лондоне, заходил в музей Шерлока Холмса, там кадров из нашего фильма нет. Кстати, за 20 лет существования фильмов (это не сериал, это фильмы!) не было ни одной рецензии! Были какие-то репортажи со съемочной площадки, но серьезного анализа, оценки, размышления — никогда! Нигде!

Музей Шерлока Холмса в Лондоне

Музей Шерлока Холмса в Лондоне

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Keith Mayhew

О недооцененной работе

Тяжелее всех мне далась «Ярославна, королева Франции», огромная по объему картина. Снимали в Польше, в Крыму, под Ленинградом, построили павильоны на «Ленфильме» и в Сосновой Поляне. Помню, как получил от Госкино выговор за перерасход бюджетных средств. С моей точки зрения, несправедливо недооцененная работа. Затеяли мы ее с композитором Дашкевичем и сценаристом Валуцким. Дашкевич всё время говорил мне: «Пора сделать мюзикл», Валуцкий показал книгу Ладинского «Анна Ярославна — королева Франции». Мы взяли из нее сюжет путешествия девочки, Валуцкий написал сценарий. Дашкевич вместе с Юлием Кимом создали много хороших музыкальных номеров. Прошла картина по нашим кинотеатрам незаметно, а ведь мы были первыми в жанре мюзикла на экранах советских кинотеатров.

О педагогике

Больше ста человек я выпустил в Москве и Петербурге, и иностранцев в том числе. Например, пять корейцев — в Сеуле работают в кино, между прочим. И только человека четыре из наших встали на ноги, заявили о себе, снимают полнометражные фильмы. Беда в том, что способные ребята готовы снимать кино, но в наше странное время из-за отсутствия денег заняты чем-то другим.

О последнем несостоявшемся проекте

Я написал сценарий «Зимняя вишня. 30 лет спустя». Подготовительную работу провели. Все актеры из прежних «Вишен» хотят сниматься: Сафонова, Удовиченко, Климова, Мирошниченко, Долинский. Появится молодежь: у героев нашего фильма были дети, прошли годы, значит, сейчас это взрослые люди, живут они, по сценарию, в Америке, Франции, России. Но с деньгами проблема. Объявляли краудфандинг, но нужной суммы не собрали — у нас ведь не «коротышка», а большое кино…

Прямой эфир