Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Движение по Крымскому мосту открыли после повторной остановки
Общество
МВД России объявило в розыск правнучку летчика Чкалова
Происшествия
Гладков сообщил о гибели 19 человек при обстреле ВСУ Белгорода за сутки
Политика
В СФ посчитали преждевременной идею о возобновлении переговоров с Украиной
Недвижимость
Цены на недвижимость в массовом сегменте Москвы за год выросли на 18%
Мир
На акции против закона об иноагентах в Тбилиси задержали 20 человек
Мир
Сенатор Чижов указал на создание питательной среды для терроризма на Украине
Общество
Защита арестованного за кражу в Приморье солдата ВС США обжаловала меру пресечения
Происшествия
Машина астраханского депутата Харитонова взорвалась в зоне СВО
Общество
Кардиохирург рассказал о возможности появления в России госоргана по продвижению ЗОЖ
Мир
Индонезийский вулкан Ибу выбросил облако пепла на несколько километров в небо
Мир
Комитет парламента Грузии поддержал законопроект об иноагентах
Происшествия
В отношении бывшего сотрудника «Яндекса» возбудили дело о госизмене
Политика
Эксперт указал на связь кадровой политики со стоящими перед РФ вызовами
Мир
Действующий президент Науседа победил в первом туре выборов в Литве
Общество
Землетрясение магнитудой 6,0 балла произошло на Байкале
Общество
Девять россиян задержали за финансирование ВСУ путем мошенничества
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Менее половины российских компаний готовы нести дополнительные траты на защиту персональных данных своих клиентов, следует из опроса HFLabs. IT-разработчик задал представителям 172 российских предприятий вопросы о конфиденциальности хранения баз данных. Напомним, в 2022 году случилось несколько громких утечек, из-за которых в открытом доступе оказались, по разным оценкам, до 167 млн строк с личными данными граждан. Эксперты рассказали «Известиям» о том, что нужно для решения проблемы, и прокомментировали результаты исследования.

Проблема есть, но денег жалко

Как показал опрос, только 48% российских предприятий планируют увеличить бюджет ради защиты персональных данных клиентов. В то же время 53% респондентов назвали утечки вероятными, а 9% признались, что уже сталкивались с этой проблемой в своих фирмах. 37% опрошенных выразили уверенность в том, что у них в организации утечек не случится. Большинство же (62%) опрошенных не уверены в безопасности и конфиденциальности сведений, попавших в базы их фирм. Также выяснилось, что лишь у 10% компаний есть план действий на случай утечки, а еще 11% опрошенных только осознают необходимость иметь такой алгоритм, но реального механизма решения проблемы у них в организациях пока нет. Лишь 16 из 172 респондентов согласились ответить на вопрос о том, какие мероприятия проводили их компании сразу после обнародования утечек: 50% из них сообщили, что их компании в таких случаях делают ставку на «повышение осведомленности сотрудников по поводу информационной безопасности». Иными словами, проводилась дополнительная разъяснительная работа с персоналом.

Кредитные карты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В компании «Код безопасности» сообщили, что защита персональных данных всё же является приоритетной при распределении бюджетов на инфобезопасность в отечественных предприятиях.

— На первом месте идет защита персональных данных, на втором — защита критической информационной структуры (КИИ), третье место делят требования сотрудников, отвечающих за информационную безопасность, и замена ушедших иностранных вендоров, — сообщил «Известиям» Павел Коростелев, руководитель отдела продвижения продуктов компании.

Автор цитаты

По информации Роскомнадзора, с начала 2022 года произошло более 40 крупных утечек баз персональных данных, скомпрометировано 300 млн записей. В частности, в свободном доступе оказались данные клиентов крупных сервисов доставки, образовательных центров и других компаний

Круг доверия сомкнулся

Самой распространенной реакцией на угрозу утечки остается ограничение доступа сотрудников к информационным базам данных — об этом заявили 68% опрошенных. Что, собственно, вполне логично — ранее в Минцифры сообщили, что 70% утечек данных происходят по вине сотрудников, имеющих доступ к базам.

Больше трети респондентов также назвали такие меры, как внедрение IT-систем для защиты ПД (36%) и ужесточение правил работы с данными (37%). Четверть опрошенных (26%) рассказали, что в целях безопасности их компании собирают меньше данных о клиенте. В абсолютном игнорировании проблемы признались 3% анкетируемых, а 18% затруднились с ответом.

— В целом организации склонны собирать намного больше данных, чем им в реальности требуется, — прокомментировал картину с утечками данных из компаний Константин Степанов, исполнительный директор HFLabs. — Поэтому первый шаг для профилактики утечек — проанализировать, какие данные вы собираете и действительно ли они вам нужны. Второй шаг — навести порядок в доступах к персональным данным. Разберитесь, кто из сотрудников их имеет и зачем? Хорошая практика — предоставлять доступ к клиентским данным через централизованную программу. Она хранит информацию о том, в какие системы сотруднику разрешен вход. Важно не уйти в другую крайность и не сделать доступ к персональным данным слишком сложным. Иначе сотрудники будут вынуждены искать обходные пути, в том числе копировать клиентскую базу на свой компьютер.

Как ведут себя клиенты

Только 20% опрошенных специалистов сообщили о том, что сталкивались с обращениями клиентов по поводу своих персональных данных. В целом же особенной активности граждан по поводу нарушения конфиденциальности в России пока не наблюдается. Однако уже имеются прецеденты наложения на компании штрафов в судебном порядке за нарушение закона о персональных данных.

Паспорт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Виталий Безруких

По данным исследования, лишь 5% компаний зафиксировали значительное число обращений от клиентов после крупных утечек данных. Коллективных исков к компаниям также минимум.

Чисто российская тенденция

По различным оценкам, за шесть месяцев 2022 года число утечек в России значительно возросло. Как ранее сообщили «Известиям» в InfoWatch, за первое полугодие в сеть «ушло» на 45,9% больше баз данных, притом размер массива утекающей информации увеличился более чем в 16 раз. А по данным telegram-каналов «Утечки информации» и «Утечки баз данных», на которые ссылаются HFLabs, динамика еще более пугающая — число попавших в открытый доступ данных в стране выросло в восемь раз. За истекшие полгода в интернете оказались в общей сложности 167 млн строк с информацией о клиентах против 21 млн строк за тот же период 2021 года. Данные аналитиков компании Group-IB еще более пугающие: только в мае-июне в даркнете появилось рекордное количество баз российских компаний, в результате 19 крупнейших утечек в общедоступными стали 616,6 млн строк информации.

Любопытно, что в глобальном масштабе наблюдается обратная динамика — утечек стало меньше в 10 раз, говорится в исследовании. Всего в Сеть попало 146 млн строк, тогда как в прошлом году — 1,6 млрд строк данных.

Стимулировать рублем

Член Ассоциации юристов России Юлия Рамзенкова считает, что защита данных прежде всего связана с контролем сотрудников, которые имеют доступ к информации.

— В ряде случаев собранные персональные данные бывают недостаточно защищенными и могут случайно или намеренно попасть в руки недобросовестных лиц, — говорит собеседник «Известий».

Хакер
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

По ее мнению, дополнительная ответственность компаний за «слив» данных должна побудить инвестировать в их защиту.

— В этом году предложили ввести оборотные штрафы за утечку данных. Если количество клиентов, чьи данные попали в общий доступ, превышает 10 тыс., то налагаемый штраф будет оборотным. Размер штрафа планируют ограничить минимальным и максимальным размером от выручки.

Юлия Рамзенкова напомнила, что согласно действующему законодательству ответственность для оператора за невыполнение условий, обеспечивающих сохранность данных и устраняющих случайный доступ к ним, установлена ст. 13.11. КоАП РФ и при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния предусматривает штраф: на физическое лицо — от 1 500 до 4 000 рублей; на должностное лицо — от 8 000 до 20 000 рублей; на индивидуальное предприятие — от 20 000 до 40 000 рублей; на юрлицо — от 50 000 до 100 000 рублей.

Прямой эфир