Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Александр Нуризаде стал новым послом России в Хорватии
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Мирзиёев примет участие в праздничных мероприятиях ко Дню Победы в Москве
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Мир
Активистка в Германии обратилась в суд из-за запрета георгиевских лент
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Экс-советник Пентагона заявил о росте числа сдающихся в плен военных ВСУ
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» будет способствовать работе музеев с NFT, планирует целенаправленно формировать медиаколлекцию и отметит 100-летие образования СССР масштабной выставкой. Об этом «Известиям» рассказала глава «РОСИЗО» Ольга Галактионова. Беседа состоялась после окончания приема заявок на конкурс видеоарта «Миры Тарковского», который одна из старейших государственных арт-институций проводит совместно с «Москино» и Музеем кино.

Сорок и пять

— Когда я брал интервью у одного из ваших предшественников — Сергея Перова, в составе «РОСИЗО» был Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) и мы говорили в основном о работе в этом направлении. Потом ГЦСИ у вас забрали. Что такое «РОСИЗО» сегодня?

— Сейчас только начинает формироваться точный вектор развития. Но могу сказать, что «РОСИЗО» — это не в чистом виде музей. Это междисциплинарный, межмузейный, межведомственный проектный центр музейно-выставочного типа. В данном направлении мы как раз и развиваемся, даже меняли госзадание — у нас стало больше мероприятий, выставок.

«Роскино», «РОСИЗО», «Росконцерт» — это все организации одного плана, операторы определенной культурной деятельности.

Ольга Галактионова
Фото: РОСИЗО

— Но у «РОСИЗО» по-прежнему огромная коллекция искусства?

— Конечно. Наша коллекция — наша гордость. Одни из базовых задач «РОСИЗО» — популяризация собрания и демонстрация его аудитории. В частности, мы начинаем показывать то, что нам досталось от ГЦСИ — 5 тыс. единиц. Сейчас у нас идет фотовыставка из фонда ГЦСИ. А конкурс видеоарта «Миры Тарковского» — это проявление желания дать новую жизнь нашей медиатеке.

— Она тоже досталась от ГЦСИ? Пять тысяч — это включая медиапроизведения?

— Медиатека от ГЦСИ, но это отдельная история. Говоря о 5 тыс. ед., я имею в виду только физические объекты. В медиатеке же огромное количество файлов.

— Сколько всего материальных объектов включает на сегодняшний день коллекция «РОСИЗО»?

— В целом у нас порядка 45 тыс. ед. хранения, включая те самые 5 тыс. от ГЦСИ.

Таланты видеоарта

— Планирует ли «РОСИЗО» расширять медиаколлекцию? Например, целенаправленно собирать видеоарт, цифровые изображения и прочие современные форматы.

— Мы идем в этом направлении. Что касается именно видеоарта, конкурс «Миры Тарковского» создан как раз для того, чтобы пополнять и развивать эту коллекцию. Надеемся, что он будет ежегодным и привлечет таланты со всей страны.

Когда мы это только планировали, я была уверена, что нам пришлют много случайного и мы не допустим к финалу большую часть работ. Но получилось совсем иначе: из 78 заявок мы отклонили восемь. Оказалось такое количество талантливых людей, создающих видеоарт! Для меня как для человека, долгое время связанного с медиа, это потрясение. Говорят, что в киноиндустрии дефицит кадров и рук. Я надеюсь, что нашими лауреатами мы пополним кадровый резерв.

Выставка и серия кинопоказов «Андрей Тарковский. Кино как молитва»
Фото: РОСИЗО

— Все это новые имена, среди участников нет никаких художников, которые на слуху?

— Абсолютно никаких, если только они не участвовали анонимно.

— Вы говорите, что уровень высокий, соответственно, помимо произведений-победителей явно будут какие-то вещи, которые вам и членам жюри конкурса понравятся, но не войдут в список лауреатов. Есть шанс, что какие-то из них будут включены в коллекцию «РОСИЗО»?

— Конечно, в этом и смысл. Это основной бонус. Не только лауреаты, но все эти работы могут быть включены в медиатеку «РОСИЗО» как участники первого конкурса видеоарта.

Выставка и серия кинопоказов «Андрей Тарковский. Кино как молитва»
Фото: РОСИЗО

— Итак, «РОСИЗО» будет расширять коллекцию видеоарта и других новых форматов. Но как ее может увидеть широкая публика?

— Что касается видеоарта, наш партнер «Москино» покажет в «Ночь кино» произведения лауреатов конкурса. Кроме того, мы будем показывать в сети «Москино» и в некоторых кинотеатрах страны альманах из работ победителей. Мы будем это популяризировать. Что касается демонстрации инсталляций и видеоарта на площадке «РОСИЗО» в Петроверигском переулке, мы думаем над формой, как это сделать, как лучше проводить подобные выставочные истории. У нас есть летний кинотеатр во дворе «РОСИЗО», там мы тоже будем показывать работы лауреатов после 27 августа. Но понятно, что это сезонная история.

NFT как новый интернет

— На Санкт-Петербургском экономическом форуме «РОСИЗО» участвовал в мероприятии, посвященном NFT. Эта тема вызывает много споров. К тому же после бурного роста 2021 года мы видим некоторый спад. Можете сформулировать позицию «РОСИЗО» в отношении NFT?

Мое глубокое убеждение, что NFT — это как интернет на первом этапе своего существования. Вспомните, когда появился интернет, никто не понимал, как это работает, считали, что это ерунда. С NFT абсолютно такая же история. Цифровизация искусства позволяет преодолеть отмену русской культуры, как, впрочем, и любой другой, потому что делает это искусство доступным во всем мире.

Наблюдение, взаимодействие, преображение
Фото: РОСИЗО

— Когда я спрашиваю директоров крупнейших российских музеев об отношении к NFT, они говорят примерно одно: их интересует эта тема и с точки зрения коллекционирования, и с точки зрения выпуска своих NFT на базе музейных собраний, но все упирается в недостаточную юридическую проработанность этой сферы на государственном уровне. Криптовалюты у нас по-прежнему в серой зоне, и это только верхушка айсберга. «РОСИЗО» как оператор музейно-выставочной деятельности может делать в этом направлении какие-то шаги, чтобы музеи наконец смогли полноценно работать с NFT?

— Мы с радостью готовы включиться в этот процесс. Сейчас для представления в Госдуму готовится законопроект по NFT, и «РОСИЗО» со своей стороны готовы всячески поддержать его реализацию. Но пока закон не принят, что мы можем сделать со своей стороны? Только информировать и просвещать. У нас есть проект для профессионального сообщества «Единая модель продвижения музеев». Первый модуль был в мае, второй состоится 2223 сентября. Мы хотя бы попытаемся объяснить нашим коллегам, как в правовом поле работать с NFT, потому что пока люди не понимают, что с этим делать. Как это проводить по документам? Как работать юристам с цифровыми объектами? Здесь очень много химер, непонимания в принципе процесса как такового.

— Проще говоря, проблема не только в том, что государство не поспевает за арт-процессом, но и в музейной консервативности?

— Не забывайте, что у нас огромная страна, огромное количество музеев. И с музейным сообществом надо работать. Вот появится закон, будет все урегулировано, но музейные сотрудники просто так не научатся. Когда-то мы осваивали электронную почту, а сейчас нам надо учиться пользоваться всеми возможностями NFT. И это не произойдет в один момент. Процесс будет поступательный и небыстрый. Но мы со своей стороны готовы всячески в этом участвовать.

Наблюдение, взаимодействие, преображение
Фото: РОСИЗО

— Рассматриваете ли вы пополнение коллекции «РОСИЗО» за счет NFT-работ? Допустим, крупный современный художник или арт-группа предложит «РОСИЗО» свой NFT в качестве подарка. Возьмете?

— Здесь как раз встает вопрос урегулирования. Должен быть четкий регламент, как принимать и затем включать в собрание такое произведение. Мало сказать «давайте в «РОСИЗО» купим NFT». Надо разработать, как именно это делать. Пока «РОСИЗО» не может приобрести NFT, но мы можем помочь в разработке правил, механизмов.

200 стран вместо 20

— Вы уже затронули тему популяризации русского искусства за рубежом. В этой связи вопрос: как стратегия «РОСИЗО» в этом направлении изменилась после 24 февраля? Вы сохраняете международные проекты?

— А как же, это наша ДНК. «РОСИЗО» был создан для пропаганды современного отечественного искусства в СССР и за рубежом, так что мы и сейчас этим будем заниматься. Недавно услышала прекрасную фразу: «С нами разорвали отношения 20 стран, а их больше 200». Естественно, международное направление у нас есть. Существует огромное количество государств, с которыми можно и нужно работать. Понятно, что это ближнее зарубежье, мы сейчас готовим проект с Узбекистаном, планируем поработать и с Белоруссией. У нас мысли про Китай, Иран. Мы это прорабатываем.

Наблюдение, взаимодействие, преображение
Фото: РОСИЗО

— Но можно говорить о резком развороте? Или же европейские страны и раньше не занимали существенной части в ваших планах?

— Понятно, что в целом изменение курса музейной сферы произошло, но что касается «РОСИЗО», резкого разворота не было, потому что, к сожалению или к счастью, у нас не готовилось почти никаких проектов. Разве что должен был состояться один проект в Лондоне, но он отменился, причем абсолютно корректно. Но никаких грандиозных международных выставок мы не успели запланировать.

— Если говорить о выставках за рубежом, возможна ли сейчас хотя бы теоретически выдача каких-то работ из собрания «РОСИЗО»? Может быть, в дружественные страны.

— Это зависит в первую очередь от безопасности, потому что главная наша задача — и моя, и моих коллег-директоров музеев — сохранить коллекции. Если безопасность будет обеспечена, то почему нет.

— Кто будет оценивать безопасность?

— Есть специальные комиссии, Министерство культуры, да, в конце концов, страховая компания. Спросите, кто будет страховать выезд за рубеж, есть такой безумец? Здесь уже включаются простые, очень практические соображения, без эмоций. Но, кстати, это вопрос общемировой. У зарубежных музеев сейчас тоже проблемы.

— Тоже риски повысились?

— Конечно.

Дом культур

— По вашей оценке, насколько для российской музейной, выставочной сферы оказалось болезненным прекращение партнерства с западными институциями?

— Прекращение любого партнерства всегда болезненно, по каким бы причинам оно ни происходило. Поживем — увидим, как дальше будет. Но во всем надо видеть и позитивные моменты. Например, сейчас очень многие работы не только «РОСИЗО», но и других музеев вернулись в страну, и мы можем видеть их, потому что прекратился долгий гастрольный тур по миру.

Любая экстремальная ситуация — время возможностей. Сейчас есть возможность придумать такие замечательные проекты, найти такие шедевры в наших хранилищах! Думаю, что нас ждет огромное количество интересных выставок.

Наблюдение, взаимодействие, преображение
Фото: РОСИЗО

— Тогда расскажите, что нам ждать в этом направлении от «РОСИЗО». Какой ваш главный выставочный проект на остаток этого года?

— Это, конечно, выставка «Дом культуры СССР» к 100-летию образования Советского Союза. Она будет идти в Московском Манеже с 26 декабря. Это масштабное размышление о наследии, которое нам оставил советский период, аутентичный срез культуры. Мы затронем все сферы: театр, кино, изобразительное и монументальное искусство, скульптура, литература... Получится история про большую единую страну, которая породила огромный художественный мир.

— Кто выступает куратором?

— У каждого направления свои кураторы. Елизавета Лихачева, глава Музея архитектуры, отвечает за архитектуру, Наталья Мокрицкая («Москино») — за кино, Зельфира Трегулова (Третьяковская галерея) — за изобразительное искусство. Участвует огромное количество музеев, в том числе из стран СНГ. Это будет большой проект про то, что нас объединяло и будет объединять всегда, ведь Россия по-прежнему собирает вокруг себя этот культурный мир в тех границах, как и раньше. Думаю, это очень важная история и для России, и для всего постсоветского пространства.

Справка «Известий»

Ольга Галактионова в 1995 году окончила факультет истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, в 1999-м — режиссерский факультет ГИТИС (мастерская Марка Захарова). Автор и продюсер около 50 документальных фильмов. Работала на телевидении. С 2009 года — гендиректор кинокомпании «Галактика», советник председателя правления в Фонде А.Л. Кудрина по поддержке гражданских инициатив». С 2021-го — гендиректор «РОСИЗО».

Прямой эфир