Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Эксперт заявил о желании ряда сил Грузии превратить ее в «антироссийский плацдарм»
Общество
Жителя Иркутской области осудили на 10 лет за смертельное ДТП
Общество
Суд в Приморье взыскал с рыбопромышленников Дальнего Востока 17,4 млрд рублей
Мир
Сильнейшее наводнение в Бразилии унесло жизни 10 человек
Армия
Зенитчики рассказали об особенностях работы ЗРК «Тор-М2» в зоне СВО
Мир
В ООН заявили, что число погибших и раненных в секторе Газа достигло 5% населения
Происшествия
В ДТП в Хабаровском крае погибли четыре человека
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении 12 БПЛА ВСУ над регионами РФ за ночь
Мир
Эксперт назвала вывод войск США из Нигера концом неоколониальной эпохи
Мир
Можин обвинил МВФ в финансировании терроризма из-за поддержки Киева
Мир
Количество погибших при обрушении магистрали в провинции Гуандун выросло до 36
Мир
СМИ сообщили о смерти еще одного источника утечек о проблемах самолетов Boeing
Армия
Морпехи группировки «Днепр» уничтожили диверсантов ВСУ на острове в дельте реки
Культура
Режиссер Франко рассказал о важности фильмов о ментальном здоровье
Мир
Постпредство указало на дезинформацию ЕС в отношении позиции России по активам
Армия
Снайперы группировки «Центр» уничтожили группу пехоты ВСУ на авдеевском направлении
Мир
Украинский хакер Васинский получил в США 13 лет тюрьмы за киберпреступления
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несмотря на все нынешние попытки отменить русскую культуру и, в частности, спрятать в запасники работы наших современных художников, интерес к ней во Франции по-прежнему велик, считает Эрик Булатов. Об этом свидетельствуют выставки, которые недавно прошли в Париже. У людей на Западе есть не только потребность в русском искусстве, но и понимание его необходимости. Об этом, а также о неразрывности культур и свете, который лежит в основе всего, знаменитый художник, живущий во Франции около трех десятилетий, рассказал «Известиям».

«Швейцарцы больше всех меня покупают»

— В парижском Центре Помпиду находятся четыре ваших картины, в том числе такие знаковые, как «Слава КПСС» и «Вход — входа нет». Но сейчас их нет в постоянной экспозиции, как нет и ни одной из около 550 картин, которые несколько лет назад были преподнесены в дар именитому музею русскими художниками, меценатами, коллекционерами. Все отправлены в запасники. Наконец Центр Помпиду приостановил получение гранта в €586 тыс. от российского благотворительного фонда в дополнение к ранее выделенным 1,3 млн для популяризации и изучения нашего современного искусства в рамках уникального проекта «Коллекция!» Какова ваша реакция?

— Разумеется, самая негативная. Разве можно к этому отнестись иначе?! Нет моих картин, ну и ладно, не суть важно. Но за этими частными случаями высовывается нечто более серьезное, более опасное, направленное вообще против русской культуры, которая действительно отбрасывается. Это хорошо видно не только по отношению к живописи, но, скажем, и к музыке: Чайковского или Мусоргского либо перестают вообще исполнять, либо исполняют совсем мало.

Вначале, когда антирусская кампания набирала ход, на Западе говорили, что она направлена конкретно против Путина, против российского правительства, а отнюдь не против русского народа. Сейчас понимаешь, что такие утверждения не более чем политическая декорация, которая теперь отброшена. Сегодня ясно, что именно русских пытаются отовсюду выбросить, воспитать к ним ненависть.

Происходящее напоминает мне то, что делалось в гитлеровской Германии, когда преследовали евреев, выбрасывали их из немецкой культуры. Это был антисемитизм, который фашистами прямо и откровенно так и назывался. Сейчас же в демократической Европе и в не менее демократической Америке русские выталкиваются из культуры всеми возможными способами. С ними отбрасывается всякое сотрудничество, какие бы то ни было контакты. Все это очень похоже на этот антисемитизм, только сейчас я бы назвал это антирусизмом, или русофобией.

— «Сейчас не время для российского балета, уже не говоря о Хоре Александрова. Сейчас не сезон для Чехова и даже Пушкина. Российская культура должна исчезнуть из общественного пространства», — объявил польский министр культуры. Таких беспардонных наездов на русскую культуру раньше никогда не было?

— Кажется, нет. Эти слова польского министра весьма красноречивы, они подтверждают именно то, о чем я только что сказал.

— В парижском Фонде Луи Вюиттон в конце апреля закрылась выставка коллекций братьев Морозовых, на которой побывало рекордное для Франции число посетителей — 1,3 млн человек. Французы выстраивались в бесконечные очереди, чтобы посмотреть как своих, так и русских художников. Одновременно огромным успехом в парижском Пти-Пале пользовалась и первая во Франции ретроспектива Ильи Репина «Живописать русскую душу». Как вы объясняете этот феноменальный интерес?

— Меня он совсем не удивляет. Помню, что всегда русские выставки, будь то в Париже или Лондоне, проходили с большим успехом. Хотя критика не всегда была хорошая, народ шел на них толпами, с большим энтузиазмом. У людей на Западе есть потребность в русском искусстве, сознание его необходимости. Даже если они не всегда всё понимают, но они чувствуют неразрывность двух культур. Европейская культура так же нуждается в русской культуре, как и русская в европейской. Они, в сущности, образуют единое целое. Это очень важный момент, который люди чувствуют, и поэтому так интересуются нашим искусством.

Выставка картин Ильи Репина в Пти-Пале

Выставка картин Ильи Репина в Пти-Пале, Париж, октябрь 2021 года

Фото: Getty Images/Luc Castel

— Метрополитен-опера разорвала контракт с Анной Нетребко, которую до сих пор считала своей главной дивой, готова была ставить спектакли специально для нее. Нетребко потребовала от Метрополитен-опера компенсации в $350 тыс. Певица правильно поступила?

— Так и надо. Она действительно имеет на это право.

— На протяжении многих лет вы называли общей задачей русских художников утверждение нашей живописи в качестве равноправной среди других европейских школ. В нынешних условиях не придется ли эту задачу отложить до лучших времен?

— Такая недооценка русского искусства по-прежнему актуальна, может больше, чем когда-либо. Пусть мои картины на время выбросили из постоянной экспозиции в Центре Помпиду. Но в нынешнем году на фоне всей антирусской кампании успешно прошли две мои выставки в женевской галерее Scopia. Мою большую работу «Друг — вдруг — враг» приобрел крупный швейцарский коллекционер, и вообще швейцарцы больше всех меня покупают. Именно в Цюрихе в 1988 году состоялась моя первая большая выставка. Кроме того, новую экспозицию в Музее Базеля теперь открывает мое полотно «Единогласно». Наконец японское издательство поместит мою картину «ХХ век» на обложку книги, посвященной русской литературе прошлого столетия.

«Рынок — страшная вещь. А искусствоведы сдали свои позиции»

— В сентябре будущего года вам исполнится 90 лет. Подготовка к юбилею началась? Музеи предлагают ретроспективы?

— Пока нет. Сегодня я к этому отношусь довольно безразлично: состоится — хорошо, нет — не страшно. Главное, я сделал свое дело. А что скажет время, мы не знаем и не узнаем. Раньше я очень болезненно воспринимал такие вещи. Мне хотелось непременно показать работы, которые сделал, узнать реакцию зрителей.

— Оглядываясь назад, что вы считаете своим главным достижением?

— Я думаю, что в моих последних работах мне удалось передать свет, который для меня лежит в основе всего. Именно свет, а не тьма.

— Вы были первым русским художником, выставка которого прошла в Центре Помпиду еще в 1988 году. В какой степени его собрание отражает состояние современного искусства?

— Только что в Центре Помпиду показали ретроспективу одного из крупнейших современных художников Георга Базелица. Недавно там показывали другого замечательного мастера — англичанина Дэвида Хокни. Это действительно серьезные живописцы, про которых не скажешь, что они пустое место. В современном искусстве есть достижения. Но вместе с тем в нем так много мутного, всего намешанного. Поди разберись, это очень непросто. Думаю, что человек испытывает чувства досады и растерянности, не знает, как на многое реагировать.

— Традиционную картину хоронят уже на протяжении последнего столетия, но она вопреки всем оракулам жива и не сказала последнего слова?

— В свое время я написал статью «Картина умерла, да здравствует картина!» Действительно, от картины никуда не денешься. Несмотря ни на что, она, как и прежде, продолжает здравствовать и остается самой подходящей формой для творчества. И мне кажется, что сейчас больше никто не говорит, что она умерла.

— В свое время знаменитый художник, концептуалист Илья Кабаков нарисовал в своей книге удручающую картину современного искусства: девальвировалась роль художника, который не получает никого образования. Арт-школы в Европе уничтожены. Главная установка — самовыражение любой ценой. Неужели все так безнадежно?

— Илья все сказал правильно. Что тут можно возразить? Именно с этими вопросами ко мне все время приходит молодежь. Надо самим думать, смотреть, искать. Как судить, что хорошо, а что плохо? Школа, конечно, нужна — иначе теряются все критерии. Раньше они были, а сейчас больше нет. Индивидуальность всегда ценилась. Однако сначала надо научиться рисовать. Иначе видишь кое-как намалеванные полотна. Одно из них стоит миллионы, а другое — ничего. Одно из них причисляют к шедеврам, а другое не ставят в грош, и нельзя понять почему.

Эрик Булатов в Ельцин-центре на открытии персональной выставки

Эрик Булатов в Ельцин-центре на открытии персональной выставки, Екатеринбург, 2018 год

Фото: ТАСС/URA.RU/Natalia Chernohatova

— Кто же тогда сегодня правит бал в современном искусстве?

— Рынок. Он — страшная вещь. Я вижу вокруг себя много тому доказательств. А искусствоведы сдали свои позиции.

— «Зачем человек?» — этот вопрос по-прежнему остается для вас важнейшим. Вы нашли на него ответ?

— На него ответа нет. Важен вопрос сам по себе, которым художники — и не только они — должны все время задаваться. Не думаю, что они должны искать на него ответ. Нужно постоянно ставить его наиболее выразительно и точно.

Справка «Известий»

Эрик Булатов — один самых востребованных российских художников, почетный член Российской академии художеств. Окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. В его творческой судьбе важную роль сыграли Владимир Фаворский и Роберт Фальк. В СССР на его работы ставили штамп «Разрешено к вывозу за границу. Художественной ценности не имеет». Первая персональная выставка прошла в 1988 году в Цюрихе. В Париже живет с 1992 года. Участвовал в выставках «Россия!» в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма и «Контрапункт: современное русское искусство» в парижском Лувре. Его картины представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, Центре Помпиду, Музее Людвига в Кельне, в других ведущих собраниях мира и в частных коллекциях.

Скрытая часть

Прямой эфир