Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Особенное Откровение

Религиозный деятель Александр Борода — об одном из главных еврейских праздников Шавуоте
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В субботу вечером, на исходе Шабата, наступает один из трех основных для еврейского народа праздников — День дарования Торы, Шавуот.

Он приходится на пятидесятый день отсчета омера — снопов первого урожая ячменя. В Израиле он празднуется один день, а в диаспоре, как и другие праздники, установленные Торой, два дня, в течение которых запрещена работа.

Центральное событие Шавуота — публичное чтение Десяти Заповедей в синагоге, которое приходит послушать вся община, включая малышей. Присутствие и внимание детей всегда является важной составляющей традиции праздника, ведь у них особая почетная роль, так как в истории дарования Торы подчеркивается, что именно дети выступили гарантом перед Всевышним — еврейский народ поклялся, что его потомки будут учить Тору. И наши мудрецы учат: «Мир держится на дыхании детей, изучающих Тору».

Одним из выделяющихся обычаев праздника является молочная трапеза. Необычность ее заключается в том, что законы кашрута требуют от человека разделения между приемом молочной и мясной пищи, но согласно утверждению Талмуда, «нет радости без мяса и вина», то есть в праздничное время обязательно устраивать застолье с мясом, вино же всегда является необходимым напитком, так как на него произносят специальное благословение, кидуш, освящающее день.

Есть разные объяснения, почему в Шавуот принято отступать от традиции мясной трапезы и устраивать молочную. Сразу после получения Торы вся имевшаяся у евреев посуда оказалась некошерной, а поскольку данное событие имело место в Субботу, сделать ее кошерной они не могли, и им оставалось питаться только молочной пищей. Кроме того, Всевышний назвал Землю Израиля «страной, текущей молоком и медом».

В первую ночь праздника евреи бодрствуют и учатся по специальному сборнику Святых текстов — таким образом происходит серьезная духовная подготовка ко дню Дарования Торы и к осмысленному исполнению ее центральных заповедей. Но значения праздника Шавуот выходят за рамки иудейской практики. Главным образом он напоминает о величайшем даре, порученном человечеству.

Нам свойственно забывать, что мы обладаем чем-то гораздо большим, чем достижения цивилизации или технического прогресса — Заповедями, которых мы не произвели сами, но которые были нам дарованы во время Синайского Откровения. Они представляют собой общечеловеческие нормы добра и морали, которые помогают нам строить общество, веру и жизнь. И эти дары являются также осязаемыми ресурсами, ведь их проявления действуют явно: если ты не поддаешься зависти или злобе, значит, не сотворишь зла; если помогаешь своим ближним, значит, участвуешь в общем деле, что-то строишь, а не разрушаешь.

Можно возразить тем, что многие народы, помимо еврейского, скитались или кочевали в разных частях света и в разные времена, но всё равно приходили к тем же социальным нормам, которые устанавливают Десять Заповедей: к обязанности уважать родителей, к запретам на воровство и убийство и многим другим общественным договоренностям, к которым способно прийти любое развитое общество за счет здравого смысла и ради взаимной выгоды. В чем тогда заключается особенность Синайского Откровения?

Мы знаем, что «всё относительно», и даже самый здравый расчет порой дает сбои. В ходе истории многие из нравственных установок человеческого общества претерпели изменения, и этот процесс будет происходить далее. Но именно добро, которое является заповедью и законом, а не умозаключением человека, который способен по разным причинам изменять самому себе, и есть фундаментальное изменение мира, пришедшее с Десятью Заповедями. Живя по Заповедям, мы совершаем поступки, исходя не из собственных соображений, а из законов Творца, который установил, в чем заключается праведность.

Но даже простое понимание Божественных постулатов не решает задачи нравственного ориентирования в жизни, человеку всегда будет сложно делать выбор и отыскивать путь, однако с Заповедями он наделен своего рода компасом. Именно традиция требует от человека постоянного духовного роста и изучения Святых текстов с тем, чтобы научиться пользоваться духовными ресурсами, которые были дарованы людям.

Акцент здесь стоит именно на духовной работе, потому что душа человека — это искра Божественного света. И Тора, будучи творением Всевышнего и, в некотором смысле, Его частью, также является Его светом. Поэтому человек, Тора и Творец в духовном плане соотносятся как меньшая часть от большего, стремящаяся воссоединиться со своим источником. На пути этого воссоединения стоит множество препятствий. В конце концов, баланс необходимо соблюдать во всем, и даже правильное исполнение заповедей Торы можно довести до губительной крайности. Но если подходить к ее Б–жественным знаниям с мудростью и доверием к Творцу, то и они направят нас к исключительной доброте и любви. Благодаря вербализации в нашем мире Б–жественной мудрости у человека не должно оставаться морально серых зон.

Но нужно понимать, что одного желания приблизиться к Всевышнему мало, оно должно послужить запалом к действию, а точнее — к регулярной, ежедневной практике в молитве, в соблюдении Его заповедей и в добрых делах. Данный процесс происходит как в частной жизни каждого человека отдельно, так и глобально со всем человечеством. Именно это мы воспроизводим в Шавуот, когда исполняем заповеди этого праздника, когда слушаем чтение Десяти Заповедей и рассуждаем о них друг с другом. В подобном духовном движении мы стремимся приблизиться к Творцу настолько, насколько это будет в наших силах, и мы храним в себе надежду, что и Он примет нас, подобно тому, как наши прародители целыми поколениями стремились к Торе.

Желаю всем духовной уверенности в совершении добрых дел! Пусть Всевышний дарует всем нам возможность провести Шавуот за изучением Торы, ощутить ее мудрость и святость, а также ниспошлет Свои благословения на дорогих и близких нам людей! Хаг Шавуот самеах!

Автор — глава Федерации еврейских общин России

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир