Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В КСИР сообщили об установлении точного местоположения вертолета Раиси
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Происшествия
На востоке Москвы разгорелся пожар на площади 1,2 тыс. кв. м
Мир
Премьер-министр Финляндии Орпо допустил частичное открытие границы с РФ
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Евродепутат назвал возможное использование замороженных российских активов воровством
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Мир
В СМИ рассказали об отправке двух самолетов и 50 спасателей от РФ на поиски Раиси
Мир
Испания отозвала посла в Аргентине после слов Милея о жене премьера Санчеса
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Спорт
«Зенит» обыграл «Ахмат» со счетом 5:1
Армия
Рядовой Акулов смог защитить подбитый танк от атак FPV-дронов ВСУ
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси

Дети в интернете: что ждет школьное онлайн-образование в России

Российские родители одобряют новые формы учебного процесса
0
Фото: РИА Новости/Владимир Трефилов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Исследование российского рынка школьного онлайн-образования, проведенное «Онлайн-школой № 1», позволяет оценить перспективы развития этого направления. На каком этапе сейчас оно находится, как будет развиваться, какие трудности и возможности открываются перед онлайн-школами — в материале «Известий»

Новый тренд

По прогнозам исследователей, можно предполагать рост емкости рынка около 50% в год. Более точно сказать сложно, поскольку дистанционное школьное образование в России всё еще развивается стихийно.

Из чего-то непривычного и вызывающего много вопросов и сомнений онлайн-обучение за несколько лет превратилось в перспективное направление, которое открывает много возможностей для школьников. Это подтверждается данными, собранными «Онлайн-школой № 1» (резидент Фонда «Сколково»). С учетом повышения интереса к школьному онлайн-образованию в последние годы исследователи прогнозируют, что к концу 2024 года школьников на онлайн-обучении может стать больше в 2,5 раза.

В ближайшие годы расти этот рынок будет и по естественным причинам. По прогнозам Росстата, к 2024 году школьников в стране станет 20 млн, это на три с лишним миллиона больше, чем сейчас. Причина — демографический скачок и пик рождаемости, который пришелся на вторую половину прошлого десятилетия. Это увеличит рынок еще на 11,9%.

Риски, барьеры, возможности

Тем не менее в нынешней экономической обстановке российский рынок онлайн-образования уже столкнулся с проблемами. Так, опрос агентства Smart Ranking показал, что 90% российских edtech-компаний уже зафиксировали падение продаж в среднем на 30%.

— Стоит готовиться к падению на 40–45%, потому что в режиме нестабильности и отсутствия прогнозов есть риск кардинального снижения интереса к образованию, — говорит руководитель направления образовательных технологий IT-кластера Фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина.

Руководитель учебного департамента Lectera и автор Телеграм-канала «Тренды образования» Кристина Геворкян с ней согласна. Однако эксперты уверены, что школьный онлайн устоит.

Традиционно в детей вкладываются больше, чем в себя. То есть, скорее, я жду проседания во взрослой части рынка, а не в детской. Также стоит учитывать, что значительная часть россиян покинула страну на неопределенный срок, наверняка среди них были и родители. Думаю, они частично пополнят ряды клиентов онлайн-школ, если не найдут альтернатив для своих детей в новых локациях или захотят продолжать российское образование, — подчеркивает Геворкян.

Какие еще барьеры могут встретиться на пути развития школьного онлайн-образования в ближайшей перспективе? Один из главных — низкая скорость интернета в регионах, несмотря на его практически всеобщую доступность. Но есть и точки роста. И тут можно выделить два момента.

Во-первых, сами родители всё чаще сталкиваются с дистанционным обучением — вузы, профессиональные курсы, вебинары на интересующие темы. Как правило, их успешный опыт становится ключевым при принятии решения о переводе ребенка в онлайн-школу. Во-вторых, дистанционная школа с каждым годом становится всё более привычной частью общего образовательного ландшафта и всё меньше оставляет поводов относиться к онлайн-образованию как чему-то несерьезному, предлагая в то же время кроме знаний комфорт и безопасность.

Дистант и пандемия

В 2019 году, по разным данным, 100 тыс. школьников получали онлайн-образование. Во время пандемии школы массово уходили на дистанционку, и в 2020 году уже до 20% школьников, по данным Минобразования, учились с помощью интернет-технологий. Эта вынужденная ситуация в целом не повлияла на общие тенденции рынка, поэтому исследователи опираются на данные, полученные до начала пандемии. Кстати, перевод школ на дистанционное обучение из-за коронавируса сыграл не на руку онлайн-образованию. Часто всё обучение сводилось к переписке в чате. А это никакого отношения к стандартам онлайн-образования, конечно, не имеет.

— В период локдаунов мы ярко наблюдали, как школы отчитывались об успешном переходе на дистанционку, а по факту многие учителя отправляли в WhatsApp родителям задание, а родители учителям — фото выполненной работы. Хотя я знаю, что всё большее число учителей пользуется такими сервисами, как «Яндекс.Учебник» или «Учи.ру», как при этом оценить долю именно дистанционной работы, пока не очень понятно, — рассуждает Кристина Геворкян.

Нет данных по соотношению очных и дистанционных занятий в школах: в каких классах, по каким предметам, в каких регионах.

— Пока здесь больше вопросов, чем ответов. Несмотря на то что интернетом мы пользуемся давно, дистант в школьной среде всё еще новое явление, — резюмирует эксперт.

Кто учит?

Сейчас в России представлены несколько форматов школьного онлайн-обучения. У классических онлайн-школ есть государственная лицензия, они работают в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и берут на себя и весь учебный процесс. Так, например, работает «Онлайн-школа № 1». А вот аттестация учеников проводится в связке с сетью партнерских школ. Потому что законодательно сегодня аттестаты в России могут выдавать только общеобразовательные школы классического образца.

На другом полюсе — компании, например, «Учи.ру», «Российская электронная школа», которые бесплатно или за небольшие деньги дают доступ к учебникам, видеоурокам, тестам. Возможность пользоваться такой базой знаний — отличное дополнение к учебе в школе.

Ресурсы, предоставляющие услуги по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, агрегаторы преподавателей или репетиторов довольно распространены в России и занимают большой сегмент рынка. Их минус в том, что они могут работать только в рамках дополнительного образования.

Кого учат?

По мнению Натальи Царевской-Дякиной, онлайн-образование — применимая для всех школьников форма обучения, даже более удобная, чем офлайн.

— Особенно в старших классах, когда официальная школа готовит только к ЕГЭ, отодвигая на второй план необходимость готовить ребенка к жизни. Чем меньше ученик учится в стенах школы, чем больше есть возможность проводить обучение через реальные навыки, практику, самостоятельное углубленное изучение предметов, тем правильнее. Онлайн-образование кратно увеличивает возможности ученика в получении и применении знаний, убирая из процесса обучения основную нагрузку школы — места социальной передержки ребенка, — говорит Царевская-Дякина.

Учиться в онлайн-школе может любой желающий. Но есть дети, для которых такой способ получения образования оптимален, как, например, для детей, профессионально занимающихся спортом, часто болеющих или с ограниченными возможностями. Нередко буллинг в обычной школе становится причиной перехода к онлайн-обучению.

Однако не стоит думать, что ребенок будет вырван из социума. Онлайн-образование позволяет детям и социализироваться, и получать знания.

— В нашей школе есть целый отдел социализации. Его специалисты разрабатывают и внедряют новые методики и проекты. Так, у нас на постоянной основе действует более десятка клубов по интересам, которые дети охотно посещают. В каникулы проводится онлайн-лагерь, цель которого тоже создать пространство для общения между детьми. Но при этом мы понимаем, что детям всё же важно живое общение. Поэтому при приеме в школу мы всегда разговариваем с родителями наших учеников и просим их активнее участвовать в процессе социализации. Самый простой и удобный вариант — спортивные секции и кружки, где дети получают более качественное и однородное общение со своими сверстниками. И, как следствие, ребенок нашими совместными усилиями успешно социализируется, — комментирует Артем Аницоев, директор «Онлайн-школы № 1».

Как учат?

На что имеет смысл обратить внимание родителю при выборе онлайн-школы, кроме наличия лицензии? Конечно, на уровень преподавателей (так, например, в «Онлайн-школе № 1» на одно место педагога претендуют 400 соискателей, а собеседование состоит из восьми этапов), на устройство и удобство платформы, на которой будет учиться ребенок, есть ли в школе «живые» уроки.

Такие уроки дают ребенку возможность общаться с учителем и одноклассниками, находясь при этом в привычных и комфортных условиях.

То есть во время «живого» урока ученики точно так же, как в обычной школе, поднимают руку и отвечают, получают комментарии от учителя. Урок в записи и ответы преподавателя в чате — это не «живой» урок, поэтому обязательно уточняйте эти моменты.

Пропуск занятия в обычной школе предполагает, что придется осваивать материал самостоятельно. В онлайн-школе урок можно посмотреть в записи. При поступлении в онлайн-школу можно подобрать и удобный график занятий, и подходящую программу, и нагнать материал, если это необходимо.

Кроме общепринятых стандартов, для привлечения учеников онлайн-школы вырабатывают и свои собственные, что повышает конкуренцию на рынке и дает потребителю больший выбор.

Школьное онлайн-образование — это уже повседневная реальность. И, как показывает исследование, тренд на развитие стал устойчивым. Емкость рынка и все необходимые ресурсы для этого имеются. А родители получают самое главное — возможность выбирать наиболее удобную и подходящую форму обучения для своих детей.

Прямой эфир