Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Союз с мультфильмом: главной анимационной студии исполнилось 85 лет

Вспоминаем самые яркие шедевры прошлого, актуальные в настоящем
0
Фото: ТАСС/Гавриил Григоров
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Союзмультфильм» появился 85 лет назад. Тогда полукустарные мастерские объединились в одну большую фабрику, организованную по диснеевским производственным принципам. За эти годы были сняты тысячи мультфильмов, составивших славу отечественной анимации. «Известия» выбрали десять популярных и знаковых из них, без которых нельзя представить нашу культуру.

«Снежная королева» (1957)

Лев Атаманов, выпускник мастерской Льва Кулешова, случайно попал в анимацию еще в 1920-е годы — и остался в ней навсегда. После войны режиссер стал работать на «Союзмультфильме», где снял свои лучшие ленты. Из них в первую очередь приходит на ум полнометражная «Снежная королева» — один из первых настоящих хитов советской анимации.

«Золотой фонд» студии стал пополняться еще в 1930-е годы, первые международные награды она получила в 1940-е, но настоящий зрительский успех пришел к ней именно в 1950-е — причем, как внутри страны, так и за рубежом. По словам Хаяо Миядзаки, именно после фильма Атаманова он решил стать аниматором.

Автор типажей — художник Леонид Шварцман, которому в этом августе исполнится 101 год. Часть персонажей оживили методом «эклера» (артистов снимали вживую, а потом покадрово обводили их движения — технологию назвали в честь фирмы станка), но сказочник Оле Лукойе родился под пером мультипликатора Федора Хитрука.

«Шайбу! Шайбу!» (1964)

Борис Дежкин — один из первых мультипликаторов (одушевителей) и один из лучших за всю историю. В годы войны он потерял левый глаз, но успешно проработал художником еще полвека. Дежкин пришел в профессию, когда буквально всех аниматоров заворожил диснеевский трюковой фильм, но ему быстро удалось выработать собственную, легко узнаваемую манеру.

В рамках чужих замыслов Дежкину было тесно, поэтому вскоре он сам стал режиссером, а коронным жанром выбрал спортивные комедии с обаятельными плохишами — клоунский нос, улыбка до ушей, прыгающая походка. Раз увидев, забыть их невозможно. Маски с дежкинскими негодяями, например, носят злодеи из недавнего «Майора Грома».

Наверное, самый известный фильм этой серии — хоккейный «боевик» «Шайбу! Шайбу!». Всего Дежкин сделал с десяток спортивных фильмов, но работал и в других жанрах. Среди прочего, ставил и сказки («Чиполлино»).

«Крокодил Гена» (1969)

С 1954 года заработало кукольное объединение, а на 1960–1970-е годы пришелся расцвет объемной анимации. Считается, что дети кукольные мультфильмы не любят — но, как правило, речь идет о более поздних годах и производстве других студий. Такие картины «Союзмультфильма», как «Кто сказал мяу?», «Я жду птенца», «Клубок» и, конечно, же «Варежка» отлично смотрятся и сегодня.

Наибольший успех — причем, мгновенный — кукольной мультипликации принесла серия про Чебурашку и Крокодила Гену от создателей «Варежки», режиссера Романа Качанова и художника Леонида Шварцмана, основанная на произведениях Эдуарда Успенского. Чебурашка немедленно стал всенародным любимцем, игрушкой пришел в дома по всему Союзу, а в 2000-е стал талисманом Олимпийской сборной.

«Винни-Пух» (1969)

Кажется, секрет, куда идут Винни с Пятачком, все дети нашей страны будут знать всегда. Федор Хитрук, выдающийся мультипликатор, пришел в режиссуру довольно поздно, в 44 года, но ворвался громко — мультдетектив «История одного преступления» (1962) считается вехой в истории студии и всей советской анимации. Стало понятно, что мультфильмы могут быть разными, и необязательно детскими и просто развлекательными.

Любимый жанр Хитрука — философская притча, но наибольшую зрительскую любовь ему принесли два других фильма: ироничная комедия про кинематографическую кухню «Фильм, фильм, фильм» и сериал про мишку-философа Винни-Пуха по мотивам сказки Алана Милна. Художниками цикла стали Владимир Зуйков, ушедший от нас в феврале этого года, и Эдуард Назаров, будущий автор хита «Жил-был пес».

«Веселая карусель» (1969)

Свои фильмы 1960-х годов Хитрук создавал вместе с группой единомышленников. Начиная с самого раннего этапа активное участие в работе принимали мультипликаторы — и это была новация: обычно их привлекали на этапе производства, когда основной творческий процесс был позади. В конце 1960-х этот костяк талантливых мультипликаторов продавил идею сборника миниатюр, где они могли бы проявить себя как абсолютные авторы — сценаристы, режиссеры, художники, мультипликаторы. Так началась история альманаха «Веселая карусель», ставшего полигоном для обкатки новых художественных идей, стилей, жанров.

Именно здесь появились знаменитые новеллы про Антошку, «На лугу пасется ко…», «Мы делили апельсин» и многие другие хиты нашего детства. Основатели альманаха — Анатолий Петров, Галина Баринова, Леонид Носырев, Валерий Угаров, Геннадий Сокольский — впоследствии стали классиками анимации, и сняли множество шедевров, от «Шкатулки с секретом» до «Полигона». Выпуски «Веселой карусели» выходят до сих пор, в них дебютируют новые и новые поколения авторов.

«Ну, погоди!» (1969)

В первом же выпуске «Веселой карусели» появились и главные персонажи отечественной анимации — Волк и Заяц. Их придумали популярные молодые сатирики Аркадий Хайт, Александр Курляндский и Феликс Камов. Правда, выглядела знаменитая парочка несколько иначе — режиссер и художник Геннадий Сокольский (впоследствии он снимет «Пингвиненка Лоло») нарисовал их в более авангардном ключе — в духе загребской школы анимации.

Дирекция быстро разглядела потенциал в персонажах и передала сериал в руки более опытного режиссера и мультипликатора, ученика Дежкина Вячеслава Котеночкина. Именно он вместе с художником Светозаром Русаковым и запустил всем известную серию, придав Волку и Зайцу чуть более «народный», диснеевский облик. Классическая серия продержалась 20 лет и 16 выпусков — абсолютный рекорд «Союзмультфильма».

«Ежик в тумане» (1975)

Как Хитрук и многие другие режиссеры, Юрий Норштейн начинал мультипликатором. Став режиссером, он, как и его коллеги по «Веселой карусели», в своих фильмах стремился к «рукодельному» творчеству — большинство функций он выполняет самостоятельно, и даже «под себя» усовершенствовал мультстанок. В то же время его фильмы невозможно представить без постоянных соавторов — художника Франчески Ярбусовой, операторов Александра Жуковского и Игоря Скидана-Босина. Картины он делает в уникальной и чрезвычайно трудоемкой технике многослойной перекладкой мультипликации — причем, порой даже признанные профессионалы за рубежом не могут понять, как сняты некоторые сцены.

«Ежик в тумане» — третья самостоятельная режиссерская работа, которая немедленно вывела Норштейна в первый ряд постановщиков не только студии, но и всего мира. По результатам многочисленных международных опросов эта философская и глубоко личная сказка делит одно из первых мест среди лучших анимационных фильмов из всех когда-либо созданных. Причем нередко она пропускает вперед четвертый фильм Норштейна — «Сказку сказок».

«Трое из Простоквашино» (1978)

Главные сериалы советской анимации были сняты друг за другом в довольно короткий промежуток времени — на рубеже 1960–1970-х годов. Кроме упомянутых циклов про Чебурашку, Винни-Пуха и «Ну, погоди!», это две части про Малыша и Карлсона, а также дилогия «Бременских музыкантов». Чуть позднее студия выпустила еще один бессмертный хит — и снова по мотивам сказок Эдуарда Успенского.

Первоначально сериал про дядю Федора и кота Матроскина начал выходить на телевизионной мультстудии, но Успенскому он не понравился, и он передал персонажей «Союзмультфильму». И не прогадал. Новую и успешную жизнь «Простоквашино» дали режиссер Владимир Попов (который ранее в тандеме с Владимиром Пекарем сделал «Умку») и художники Николай Ерыкалов, Левон Хачатрян и Аркадий Шер.

Среди других сериалов позднего СССР также стоит отметить «38 попугаев», «Котенка Гав», «Мартышек» и «Блудного попугая».

«Жил-был пес» (1982)

Эдуард Назаров как режиссер тоже начал с «Веселой карусели» — для разных выпусков альманаха он снял две миниатюры (в том числе про принцессу и погоду, которые были прекрасные и ужасные попеременно). Но безусловный и ошеломляющий успех ему принесла вторая «полнометражная» десятиминутка «Жил-был пес» по мотивам украинской сказки.

Фильм разошелся на цитаты («Ты заходи, если чё» — фраза, которая, кажется, вошла в национальный культурный код), а роль старого волка, озвученная Арменом Джигарханяном, стала одной из самых узнаваемых в фильмографии артиста. В 2012 году по опросу индустрии «Жил-был пес» был признан лучшим отечественным мультфильмом в истории, обогнав даже «Ежика в тумане».

«Очень одинокий петух» (2015)

Современный «Союзмульфильм» снова стал фабрикой и ежегодно выпускает анимационных минут больше, чем когда-либо. Среди его сериалов есть как перезапуски классических мультфильмов («Простоквашино», готовится «Ну, погоди!»), так и оригинальные проекты — вроде «Оранжевой коровы» или «Пластилинок».

Выпускает студия и авторскую анимацию, которая собирает призы на многих фестивалях. Из них трудно выбрать лучшую, поэтому пусть будет самая необычная — абсурдистский аттракцион Леонида Шмелькова про глупого и одинокого петуха.

Прямой эфир