Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Во Франции заявили об унижении Макрона Си Цзиньпином на встрече в Париже
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В США начали расследование обстоятельств поездки арестованного в РФ военного
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Загрязнение впадающего в реку Колва ручья Домник-Ель в Коми может иметь негативные последствия, даже если в воду не попали соли тяжелых металлов, уверены эксперты. 26 мая ручей поменял окрас из-за неизвестного вещества. Причиной стал так называемый грифон — смесь из песка, глины, торфа и воды вышла на поверхность из нефтяной скважины. Вынесенная порода относится к четвертому классу опасности — «малотоксичные», что характерно для поверхностных грунтов этого региона, отчитались в «Лукойл-Коми». Однако специалисты полагают, что происшествие не столь безопасно. Как минимум риски несет решение перекрыть ручей земляной дамбой, считают в WWF. Такая мера угрожает нересту рыб. Это уже второе происшествие в республике за месяц, которое случилось на объектах «Лукойл-Коми». 11 мая произошел разлив нефти в реку Колву, последствия чего до сих пор не ликвидированы, а ущерб до конца не ясен.

Опять авария

26 мая в Коми в ручье Домник-Ель местные жители заметили загрязнение. Им оказался грифон (прорыв) с выносом породы и пластовой воды, который попал в ручей в районе скважины, принадлежащей компании «Лукойл-Коми», рассказали в Минприроды Коми.

Ручей Домник-Ель является правым притоком реки Колва, но попадания загрязняющих веществ в реку нет. Скважина сразу была перекрыта. Силами «Лукойл-Усинскнефтегаз» проведены работы по локализации участка, на ручье Домник-Ель установлены заградительные сооружения из сорбирующих материалов, — заключили в Минприроды Коми.

На место выехали сотрудники прокуратуры Усинска, межрегионального управления Росприроднадзора по РК и НАО, МЧС России по РК и ОМВД по Усинску.

Ручей Домник-Ель

Ручей Домник-Ель

Фото: vk.com/savepechora

Следственными органами организована процессуальная проверка, говорится на сайте ведомства. Следователи намерены провести комплекс проверочных мероприятий, направленных на установление причин и обстоятельств произошедшего.

Напомним, что это уже второе происшествие в республике за месяц, которое случилось на объектах «Лукойл-Коми». 11 мая произошел разлив нефти в реку Колву.

Новый эпизод произошел примерно в 100 км от места первого ЧП по направлению к Усинску, пояснил «Известиям» председатель Комитета спасения Печоры Иван Иванов.

Опасно или нет?

27 мая в «Лукойл-Коми» подтвердили, что в 20 км от Усинска, в лесном массиве, зафиксирован выход из скважины горной породы из песка, глины, торфа и воды.

— Вынесенная порода относится к четвертому классу — «малотоксичные» (глина, мелкая фракция песка), что характерно для поверхностных грунтов этого региона. Грифон — так называется это природное явление, обнаружили работники ТПП «Усинскнефтегаз» во время планового обхода производственных объектов и расположенной рядом территории, — сообщает пресс-служба на сайте компании.

усинск
Фото: vk.com/savepechora

Также уточняется, что о грифонных проявлениях проинформирован Усинский территориальный отдел Печорского Управления Ростехнадзора по Республике Коми.

Грифон так или иначе способен нанести вред, уверен эксперт.

— Ручей стал бело-серым. Это похоже на пластовую воду или буровой раствор. Конечно же, в Колву загрязнение уже попало. Даже если в растворе нет солей тяжелых металлов, присущих пластовой воде, взвеси в любом случае опасны для рыбы, — подчеркнул Иван Иванов.

По его словам, член Комитета спасения Печоры Екатерина Дьячкова взяла пробы воды и вскоре отдаст их на исследования в Сыктывкаре.

Угроза нересту

В WWF «Известиям» также рассказали, что 26 мая местные жители начали присылать фотографии и видеозаписи утечки.

Пластовые воды — жидкость, которая есть на многих нефтерождениях. Она извлекается из глубин вместе с нефтью и потом закачивается обратно в пласты. Сама по себе эта жидкость агрессивная, высокоминерализованная. Ее попадание в окружающую среду приносит вред. Довольно большие объемы попали в ручей, который течет в Колву, — рассказал руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF Алексей Книжников.

По его словам, в качестве одного из решений проблемы было перекрытие земляной дамбой загрязненного ручья, то есть его русло фактически перегородили. Это временная мера, вода будет прибывать, и эта земляная плотина сдержит ее лишь на время, пояснил Алексей Книжников.

По его словам, такая мера угрожает нересту рыб.

Рыба сейчас поднимается в верховья на нерест — нерестилища находятся как раз в притоках. Если ручей перекрыть дамбой, рыба не сможет попасть на нерестилища. Именно так исчезли осетровые, когда в Волге построили плотины. Это чрезвычайная ситуация. Такая череда аварий — это системная проблема. «Лукойл-Коми» придется серьезно перестраивать систему безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации, — подчеркнул Алексей Книжников.

Пока же, по его словам, «Лукойл-Коми» не спешит идти навстречу экологам.

— Мы запросили у компании состав пластовой воды, чтобы проанализировать степень опасности. Нам пока не ответили. Наши вопросы по недавнему нефтеразливу в Колве также остались без ответа, — поделился Алексей Книжников.

Ликвидация разлива нефтесодержащей жидкости, которая попала в реку Колву, в Усинске

Ликвидация разлива нефтесодержащей жидкости, которая попала в реку Колву, в Усинске

Фото: ТАСС/Пресс-служба главы Республики Коми

«Известия» направили запрос в «Лукойл-Коми» с просьбой рассказать о причинах произошедшего и его ликвидации. Запрос также направлен в Росприроднадзор.

Стоит разобраться

Последний инцидент в виде выхода на поверхность смеси из песка, глины и торфа, которую некоторые из очевидцев приняли за очередной разлив нефтепродуктов, нельзя назвать каким-то значимым событием, уверен аналитик ГК «ФИНАМ» Сергей Кауфман.

— Если говорить о разовых проблемах, как те, что случились двумя неделями ранее, то они могут произойти у любой компании, и не стоит воспринимать такие инциденты в качестве признака безответственности и систематических нарушений. Сейчас «Лукойл», скорее всего, усилит контроль за тем, чтобы подобные аварии не повторились, что снизит риск последующих инцидентов, — отметил Сергей Кауфман.

От рисков последующих аварий не защищена ни одна из добывающих компаний, уверен экономист, официальный представитель социального проекта Humanity Андрей Лобода.

Фото: ТАСС/Пресс-служба главы Республики Коми

— При этом прогнозировать и предотвращать даже минимальную вероятность выхода из строя тех же магистральных нефтепроводов – это святая обязанность для всех участников рынка, которые практически даром получили созданную еще в советский период эту инфраструктуру трубопроводов. Жесткое соблюдение стандартов ответственного природопользования и проведение качественных геологоразведочных работ — также слабо освещаемая тема нашими сырьевыми гигантами, — заключил Андрей Лобода.

По его словам, череда аварий в Коми доказывает, что нефтяным компаниям на порядок нужно увеличивать инвестиции в защиту окружающей среды. Также одной из причин аварий на новых нефтепроводах может быть нехватка передовых технологий в области трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов на фоне санкционных ограничений, считает Андрей Лобода.

Ремонт и строительство новых локальных нефтепроводов — уже неизбежная составляющая краткосрочных инвестиционных программ нефтяного бизнеса. Теперь российская нефтянка под особым присмотром у властей и общественности, подчеркнул эксперт. При этом эффективный диалог с экологами и местным сообществом в новых реалиях ей еще нужно постараться выстроить.

Причиной разлива нефтепродуктов у «дочек» «Лукойла» могли стать в совокупности падение цен на нефть и рост налоговой нагрузки, полагает замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. В связи с этим компания была вынуждена сократить инвестиционную программу в 2020 году на 16%. Вероятно, ремонт объектов некоторых дочерних компаний не был в полной мере проинвестирован.

нефть
Фото: ТАСС/Пресс-служба главы Республики Коми

— Но у нас нет сомнений, что «Лукойл» в кратчайшие сроки ликвидирует последствия аварии и возместит ущерб, — сказала она.

На финансовом положении «Лукойла» выплата этой компенсации существенно не отразится, считает эксперт.

Прямой эфир