Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Политика
Лавров исключил раскаяние Кэмерона за оправдание ударов по РФ
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Мир
Си Цзиньпин заявил о намерении совместно с Францией искать решение украинского кризиса
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
Пожар на заводе Diehl в Берлине не смогли потушить за три дня
Мир
В Палестине рассказали о нападениях израильских поселенцев
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
ЕК не увидела дискриминации россиян в поправках к миграционному закону в Латвии
Мир
Консерваторы потеряли почти половину мест в советах Великобритании после выборов
Мир
Генерал НАТО предположил конец поставок оружия ВСУ в случае недостатка мобилизованных
Мир
МВД России объявило в розыск экс-главу СНБО Украины Данилова
Общество
Семь мощных вспышек зафиксировали на солнце 5 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Перевозчики попросили Минтранс изменить правила расследования авиапроисшествий. Об этом сказано в письме Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) в ведомство. Минтранс хочет снять функции расследователя с Межгосударственного авиационного комитета (МАК), следует из подготовленного ведомством проекта изменений в правила. АЭВТ требует назначить объективный и беспристрастный орган, который будет вести расследования. В поправках Минтранса не указано, кому перейдут функции МАК. Таким образом, непонятно, кто будет разбираться в причинах авиапроисшествия, если оно случится, указали эксперты.

Независимый орган

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в которую входят крупнейшие российские авиакомпании, назвала действующие правила расследования авиапроисшествий и инцидентов устаревшими и предложила их переработать. Об этом сказано в письме президента организации Владимира Тасуна заместителю министра транспорта Игорю Чалику, курирущему авиаотрасль. Обращение было направлено в конце апреля (есть у «Известий»).

В письме сформулированы предложения и замечания к поправкам в правила расследований авиапросишествий, которые год назад разработал Минтранс. Этот документ так и не был принят.

Согласно поправкам Минтранса, МАК больше не будет осуществлять функции расследователя. Но в проекте постановления правительства не указано, кому перейдут эти полномочия, кроме того, что участие в расследованиях продолжит принимать Росавиация, указали в АЭВТ. Минтранс не обращался в правительство с идеей наделить агентство полномочиями по расследованию авиапроисшествий, сказал «Известиям» источник, близкий к правительству.

Минтранс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Полевая

Власти России или группы стран должны учредить полномочный орган по расследованию авиапроисшествий, независимый от государственных органов и других структур, указано в обращении АЭВТ в Минтранс. Важно, чтобы никакие организации не могли вмешаться в проведение расследования или в его объективность, указано в письме со ссылкой на международные рекомендации.

«Полномочный орган по расследованию авиационных происшествий должен быть в полной мере объективным и беспристрастным, а также восприниматься как таковой. Он также должен иметь возможность проводить расследования независимо, чтобы исключить внешнее давление и вмешательство в его деятельность», подчеркнуто в документе.

Росавиация же — орган власти и уже осуществляет госуслуги, управляет госимуществом в гражданской авиации, наделена полномочиями по использованию воздушного пространства РФ, аэронавигационному обслуживанию его пользователей, сертификации авиатехники, отметил в письме президент АЭВТ.

Неопределенный статус

Правительство России совместно с властями других стран уже несколько лет обсуждает создание Международного бюро по расследованию авиапроисшествий и инцидентов, которое заменит МАК. В октябре 2018 года вышло распоряжение кабмина, которое одобряло проект соглашения со странами ЕАЭС (Белоруссией, Арменией, Казахстаном и Киргизией) о создании бюро. 22 ноября 2018 года в Москве представители России и Республики Армения подписали соглашение. В декабре 2019 года правительство назначило руководителя Ространснадзора Виктора Басаргина представителем РФ в руководящем совете Международного бюро. Но о создании самого бюро до сих пор не сообщалось.

Самолет
Фото: REUTERS/Karen Ducey

С 1991 года расследованием авиапросшествий в России и 11 других странах бывшего СССР занимается МАК. Бессменный председатель комитета — Татьяна Анодина. Ее сыну Александру Плешакову принадлежала контрольная доля авиакомпании «Трансаэро». После банкротства перевозчика в 2015 году МАК лишился функций сертификации авиатехники в России (их получила Росавиация). Тогда же возникла правовая неопределенность в вопросе расследования авиапроисшествий на территории России, сказано в письме АЭВТ. Как писали СМИ, после банкротства «Трансаэро» разгорелся скандал: МАК отменил валидацию в России сертификата типа всех моделей воздушных судов Boeing-737. Следствием такого решения должна была стать остановка полетов всех таких самолетов российских авиакомпаний. Позже МАК отменил решение, полеты Boeing-737 не пострадали, но чиновники посчитали эти действия ответом за «Трансаэро».

С 10 декабря 2015 года утратило силу постановление правительства, по которому МАК был наделен полномочиями и ответственностью в том числе в области расследования авиапроисшествий. Но эти функции не были возложены на другие уполномоченные органы, указано в письме АЭВТ. К тому же сейчас продолжает действовать постановление, которым были утверждены нынешние правила расследования авиационных событий. По ним, за МАК закреплены полномочия специально уполномоченного федерального органа власти в области расследования авиапроисшествий с гражданскими воздушными судами.

Риски хаоса

Письмо АЭВТ свидетельствует о регуляторном хаосе по вопросу расследования авиапроисшествий, считает ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. По его словам, ассоциация выразила озабоченность этим, в частности, что по регуляторной гильотине одни функции были сняты с МАК, а оставшиеся у него функции должным образом не были возложены ни на один орган. Если произойдет серьезное авиапроисшествие, непонятно, кто будет отвечать за расследование и подготовку отчета, пояснил эксперт.

Самолет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Отсутствие компетенций у Росавиации и неоднозначное толкование полномочий по расследованию авиапроисшествий могут привести к серьезному снижению качества расследований — могут быть не сделаны нужные выводы, не сформулированы рекомендации для авиакомпаний. В результате те причины, которые приведут к происшествиям в ближайшее время, повлекут в будущем новые жертвы, — указал эксперт.

Андрей Крамаренко не видит никакого смысла создавать еще одну международную структуру — аналог МАК. Есть риск, что на всех не хватит экспертов. Расследование авиапроисшествий — специфический вид деятельности, которому нигде не учат, и обладающих узкоспециализированными знаниями людей немного, пояснил эксперт. Еще один риск заключается в том, что МАК будет развален, а новый орган такого же уровня создадут не сразу, предупредил он.

«Известия» направили запросы в Минтранс, Росавиацию и МАК.

Справка «Известий»

В 2020 году относительные показатели состояния безопасности полетов в коммерческой гражданской авиации в странах бывшего СССР ухудшились в сравнении с 2019 годом, сказано в годовом отчете МАК. Относительный показатель безопасности полетов на самолетах взлетной массой более 5,7 т при всех видах перевозок по авиапроисшествиям стал худшим за период 2016–2020 годов. В сфере пассажирских перевозок на самолетах взлетной массой более 5,7 т в 2020 году показатели безопасности сравнялись с периодом 2014–2017 годов, в котором катастроф при пассажирских перевозках не было.

Прямой эфир