Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Захарова прокомментировала установку мусорки на месте мемориала ВОВ в Литве
Мир
Польский судья Шмидт рассказал о причинах переезда в Минск
Мир
Лукашенко уволил начальника генштаба ВС Белоруссии
Политика
Путин подписал указ о назначении Мишустина премьер-министром
Политика
Госдума утвердила кандидатуру Мишустина на пост председателя правительства РФ
Экономика
Мишустин анонсировал продление программы маткапитала до конца 2030 года
Общество
Житель Челябинской области выиграл 607 млн рублей в лотерее «Спортлото»
Происшествия
Игровой аппарат упал на ребенка в ТЦ в Москве
Общество
СК РФ возбудил второе уголовное дело после падения автобуса в реку в Петербурге
Мир
В парламенте Грузии сообщили о задержанном в ходе протестов россиянине
Армия
Войска РФ в ходе СВО за неделю нанесли 27 групповых ударов оружием большой дальности
Политика
Мишустин заявил о планах по модернизации первичного звена здравоохранения
Общество
Водитель упавшего в реку автобуса задержан и допрошен как подозреваемый
Мир
СМИ сообщили о передаче Парижем подлежавших утилизации ракет SCALP Киеву
Мир
Противники Tesla начали штурм помещения завода в Германии
Политика
Мишустин пообещал учитывать в работе прозвучавшие в Госдуме темы
Мир
СМИ сообщили о прибытии первых F-16 на Украину в течение нескольких недель
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России может вырасти штраф за безбилетный проезд в автомобильном и городском наземном электротранспорте, заявили «Известиям» в Госдуме. Согласно нормам КоАПа, сегодня он составляет 100 рублей, однако уже в мае парламент рассмотрит законопроект, который отменяет это наказание. Полномочия по его установлению Минтранс планирует окончательно передать регионам. В профильном комитете нижней палаты инициативу уже поддержали, но во фракциях отнеслись к ней с осторожностью. По мнению депутатов, субъекты будут устанавливать чрезмерно высокие штрафы, и эксперты эти опасения разделяют.

Устраняя пробелы

Как выяснили «Известия», Госдума уже в мае рассмотрит законопроект Минтранса «О внесении изменений в статьи 11.18 и 11.19 КоАП». Сейчас они устанавливают административную ответственность за безбилетный проезд и провоз багажа в общественном транспорте.

«В 63 субъектах РФ административная ответственность за безбилетный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте установлена в соответствии с региональным законодательством. Вместе с тем в 22 субъектах административная ответственность не установлена», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Также в ней отмечается, что в восьми регионах местные законы в части ответственности за безбилетный проезд были признаны утратившими силу, в том числе по решению правоохранительных органов. Например, в Красноярском крае она не была установлена в соответствии с отрицательным заключением прокуратуры, в Ульяновской области — в связи с отсутствием необходимых полномочий.

проезд электричка
Фото: ТАСС/Михаил Метцель

Авторы законопроекта уточняют, что статья 1.3.1 КоАП «Предметы ведения субъектов в области законодательства об административных правонарушениях» не предусматривает компетенции по установлению региональным законодательством такой ответственности. Поэтому был принят законопроект «О внесении изменений в статью 20 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». С 7 марта 2021 года он дал право регионам устанавливать порядок подтверждения оплаты проезда пассажира, а также детей, следующих с ним по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении.

Согласно этому закону, регионы получили полномочия на установление суммы административного штрафа. При этом нормы КоАПа части 3 статьи 11.18 и части 2 статьи 11.19, которые регулировали этот порядок ранее и устанавливали штраф в 100 рублей, продолжают действовать и мешают вступить в полную силу новому законодательству. В связи с этим законопроект Минтранса предлагает признать их утратившими силу, устранить пробел и наконец наделить регионы полномочиями по введению мер ответственности за безбилетный проезд на автомобильном и городском наземном транспорте.

В пресс-службе Минтранса «Известиям» сообщили, что с момента принятия КоАПа в 1999 году к административной ответственности по статьям 11.18 и 11.19 КоАПа никого не привлекли, именно потому, что не был определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на рассмотрение таких дел.

проезд электричка
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

«Учитывая, что контроль оплаты проезда пассажиров и правил провоза ручной клади и багажа при перевозках в междугородном сообщении осуществляется при посадке пассажиров в автобус, Минтрансом России подготовлен законопроект, предусматривающий признание данной нормы утратившей силу», — пояснили в ведомстве.

Законопроект уже получил поддержку комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы. В его заключении (есть в распоряжении «Известий»), говорится, что при доработке инициативы ко второму чтению необходимо обсудить целесообразность признать утратившими силу не отдельные положения статей 11.18 и 11.19, а указанные статьи в полном объеме.

Риски завышения

Во фракциях парламента неоднозначно отнеслись к инициативе передать регионам полномочия по установлению ответственности за безбилетный проезд.

Мы уже наблюдаем это по штрафам за нарушения правил дорожного движения в Москве и Санкт-Петербурге. Наша фракция выступала тогда против этого и даже дошла до Конституционного суда. Однако суд тогда сказал, что федеральный законодатель может дать полномочия регионам по определению мер ответственности, — пояснил «Известиям» зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

По его словам, есть и другие яркие примеры: ситуация с парковками — когда регионы получи полномочия устанавливать штрафы самостоятельно. В Москве они увеличились до 5 тыс. рублей и стали непомерными для социально незащищенных групп граждан, в том числе пенсионеров.

парковка москва плата
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Поэтому кажется, что в случае реализации этой инициативы начнется чехарда и появятся злоупотребления. Понятно, что эти штрафы будут источником для наполнения региональных бюджетов, а сами власти будут заинтересованы в том, чтобы наказывать граждан как можно серьезнее, — пояснил депутат.

Первый зампред комитета по экономической политике, член фракции КПРФ Николай Арефьев также считает, что в решениях регионов будут перекосы.

— Все хотят наказать граждан, и никто не наказывает транспортные компании, когда они оказывают услуги несоответствующего качества, — пояснил депутат, считающий, что КПРФ может эту инициативу не поддержать.

Первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов не против законопроекта, но считает, что необходим контроль за его исполнением.

Мне кажется, что регионы в состоянии справиться с возложенной на них задачей. Ничего плохого я в этом не вижу и полагаю, что инициативу можно поддержать, — отметил он.

билет проезд
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Во фракции «Единой России» от комментариев воздержались.

Политтехнолог Константин Калачев считает, что риски завышения регионами штрафов, безусловно, существуют. Он напомнил, что в Москве за безбилетный проезд придется заплатить 1 тыс. рублей. Эксперт считает целесообразным сделать это наказание единым для всех субъектов России.

Прямой эфир