Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ВКС РФ уничтожили два места базирования боевиков в Сирии
Мир
Небензя раскритиковал проект резолюции ГА ООН по Сребренице
Мир
AstraZeneca признала провоцирование тромбоза ее вакциной от COVID
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду и до +19 градусов в Москве 1 мая
Мир
Основателя криптобиржи Binance приговорили к четырем месяцам тюрьмы
Экономика
Обязательная маркировка икры стартовала в России
Мир
Почти 300 тыс. переселенцев на Украине перестали получать пенсию
Общество
Прокуратура Бурятии организовала проверку в связи с пожарами в регионе
Мир
Белый дом не стал комментировать уничтожение средствами ПВО РФ шести ракет ATACMS
Мир
В Тбилиси в ходе митинга против закона об иноагентах пострадали трое полицейских
Спорт
ФК «Зенит» договорился о продлении контракта с главным тренером Семаком до 2030 года
Происшествия
Пятилетний ребенок и женщина пострадали из-за обстрела Горловки со стороны ВФУ
Экономика
Новый этап блокировок продаж просроченных и нелегальных товаров стартовал в РФ
Происшествия
ПВО РФ уничтожила еще один украинский БПЛА над Белгородской областью
Общество
В парламенте Крыма назвали терроризмом атаку ВСУ ракетами ATACMS
Мир
Сенат США согласовал запрет импорта урана из России
Экономика
МРОТ в России предлагают увеличить до 30 тыс. рублей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Преподавательница лицея № 4 в Оренбурге опубликовала в соцсети шутливый ролик, в котором прозвучала вульгарная лексика. Кто-то над видео искренне посмеялся, кто-то возмутился — и дискуссия оказалась на страницах местных СМИ, а затем привела к локальному скандалу и служебной проверке. Инциденты с поведением учителей в соцсетях происходят регулярно и каждый раз становятся поводом для дискуссии. Как реагировать на такие ситуации и нужно ли вообще обращать на это столь пристальное внимание — в материале «Известий».

Погорячились

Ролик учительница выложила в TikTok, откуда он перекочевал в оренбургские группы во «ВКонтакте». Короткое видео с участием нескольких педагогов лицея посвящено «будущим классным руководителям 5-х классов». В определенный момент и звучит слово, не являющееся нецензурным, но считающееся вульгарным и недопустимым в речи культурных людей.

Ролик вызвал противоречивую реакцию среди пользователей. Одни посчитали, что подобное поведение для учителей недопустимо, другие встали на защиту свободы слова для педагогов. Однако сама неожиданная шумиха вокруг шестисекундного видео привела к тому, что в школе начали служебную проверку.

Впрочем, начальник управления образования администрации Оренбурга Лариса Бебешко назвала произошедшее «недоразумением со стороны учительниц».

«Мы думаем, что слово, употребляемое там учителями, недопустимо для речи педагога, — заявила Бебешко в официальном комментарии. — А аккаунт опознаваемый, соотнести это видео с личностью учителя несложно. Наверное, все должны осознавать, когда размещаете что-то в соцсети, чем это может быть чревато, какие последствия могут быть. Учителя должны помнить, что на них подписаны и ребята из классов школы, и родители».

Бебешко подчеркнула, что принявшие участие в съемках ролика учителя всё осознали, поняли и раскаиваются в содеянном. В связи с этим их проступок, по мнению чиновницы, не заслуживает какого-то строжайшего наказания.

Тем не менее не всегда подобные инциденты заканчиваются «малой кровью». В ноябре 2019 года учителя в Петербурге уволили за нецензурные посты в ее аккаунте в Twitter под названием «Владычица пивная». В Екатеринбурге педагог потеряла работу после того, как ученик нашел у нее на странице нецензурную запись восьмилетней давности.

Светить всегда

Заведующая кафедрой «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» МГППУ Татьяна Егоренко считает, что видеозапись оренбургских учителей была неуклюжей попыткой креатива.

— Замысел был сделать что-то смешное и интересное, но по факту это вызвало протест, потому что креатив получился неудачным в смысле морали высказывания, — сказала она «Известиям». — Педагог должен быть вовлечен в свою профессиональную деятельность. Ему нельзя быть «полумерным»: утром я педагог, вечером уже не педагог. Так не бывает. Ты учитель всегда, иначе просто не нужно этим заниматься.

В то же время член совета профсоюза «Учитель», преподаватель истории из Нижегородской области Дмитрий Казаков заметил, что регулировать жизнь человека вне рабочего времени крайне сложно и не нужно.

— Конечно, могут быть субъективные оценки в отношении учителей, которые что-то выложили в соцсети, — считает педагог. — Учитель — это профессия, которая предполагает определенную публичность, и субъективное мнение о нем может быть сформировано как положительное, так и отрицательное. Но особых проблем вокруг этого не нужно раздувать.

школа учителя
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Грубое слово, использованное в ролике, замечает Казаков, употреблять не запрещено, хотя это и не приветствуется.

Может, и не надо было использовать это слово, но надо смотреть контекст, — говорит Казаков. — Нужно понимать, что учителя — это те же самые члены общества. А если у нас на телевидении это слово [вульгарное обозначение ягодиц] можно говорить, да и вообще всё что угодно можно говорить, то почему учителям нельзя в соцсетях его использовать?

Казаков напомнил, что в России законом не разрешено распространять в соцсетях лишь определенные сведения. Всё остальное не запрещено.

— Другой вопрос, что есть статья «Аморальный проступок» в Трудовом кодексе, по которой частенько учителей стали привлекать к ответственности и увольнять из школы. Я считаю, что этой статьи быть не должно, потому что слово «аморальный» — это не юридическое понятие. Что такое аморальный поступок, какие здесь могут быть рамки? Выложили ролик, общество его оценило и пусть даже осудило. Я никакой проблемы в этом не вижу.

Адвокат, руководитель Агентства по трудовым спорам Виктория Дечкина замечает, что педагоги — это отдельная категория работников и помимо общих норм, таких как Конституция и ТК РФ, их трудовая деятельность регламентируется еще и специальными: федеральным законом «Об образовании», который в п. 2 ч. 1 ст. 48 обязывает работников следовать требованиям профессиональной этики.

В каждом образовательном учреждении на педагогическом совете должен быть утвержден кодекс или положение о нормах профессиональной этики, в котором указаны этические нормы, действующие в конкретном образовательном учреждении, — рассказала она «Известиям». — С этим локальным документом организации работники должны быть обязательно ознакомлены под роспись перед подписанием трудовых договоров.

По словам Дечкиной, по каждому случаю нарушения этических норм обязательно проводится проверка, после которой проходит заседание комиссии по урегулированию споров.

— При вынесении решения комиссия обязана учитывать объяснения учителей, их поведение и отношение к труду, результаты проведенного расследования, а также тяжесть проступка. Я считаю, что увольнение — это слишком строгое наказание в данном случае и применение его не отвечает требованию ч. 5 ст. 192 ТК РФ о соизмеримости тяжести проступка и наказания, — пояснила адвокат, отметив, что в случае увольнения учителя могут обратиться в суд за защитой своих прав.

Рамочное унижение

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова заметила, что еще пару лет назад Министерство просвещения проводило консультации с профсоюзами работников народного образования и науки по поводу регламента поведения учителей в социальных сетях.

— Соответствующие поправки так и не были внесены в Кодекс профессиональной этики педагогических работников, — сказала она «Известиям». — С предложением изменить кодекс к министру обратились депутаты Госдумы, уверенные, что новые правила не позволят молодым преподавателям стирать виртуальные границы между профессиональным и личным.

Депутат, заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Лариса Тутова

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Однако идею введения правил для учителей она считает «весьма противоречивой».

— Я думаю, что если мы загоним наших учителей в рамки поведения на их собственных страницах в соцсетях, то это будет просто унижение и неуважение, — говорит депутат. — Учителя в большинстве своем очень порядочные и этичные люди.

Ответственный секретарь координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев замечает, что какой-то этический кодекс педагога необходим, но принимать его должно само учительское сообщество.

— Всегда есть опасность превратить это в какую-то жесткую цензуру, — предупреждает Гусев. — Я думаю, само педагогическое сообщество вряд ли согласится на установление жестких юридических этических правил. Другое дело, что этический кодекс, безусловно, должен быть привязан к уставу школы и другим внутренним документам.

Регламент поведения

В управлении образования администрации Оренбурга «Известиям» сообщили, что поведение учителей в школах города регламентируется помимо документов, касающихся профессиональной деятельности, локальными нормативными актами, в частности кодексами профессиональной этики.

— Кроме того, регулярно проводятся профилактические мероприятия, беседы, тренинги, семинары, где педагогам разъясняются вопросы безопасности в сети, особенности ведения личных аккаунтов, этики поведения учителя, — сообщили в управлении.

Лариса Тутова отмечает, что Министерством образования и науки совместно с профсоюзом работников народного образования и науки был разработан модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников образовательных организаций. Документ, впрочем, имеет рекомендательный характер.

— В частности, от педагогов требуется уважать честь и достоинство своих учеников, развивать у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям и коллегам, — сказала она. — Педагогам следует избегать конфликтных ситуаций, быть образцом профессионализма, безупречной репутации, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

учитель  школа интернет
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Дмитрий Казаков считает, что государство вообще не должно вмешиваться в подобные вопросы. Регламентировать поведение учителей с помощью законов, по его мнению, неправильно. К этическим кодексам он также относится со скепсисом.

— Воспитывайте лучше общество, пытайтесь прививать моральные принципы, начиная со школьной скамьи, а не занимайтесь тем, чтобы проводить глупые мероприятия, которые сводятся к тому, чтобы прислать очередной отчет в управление образования, который дальше пойдет в министерство, — заявил Казаков. — Пусть школа займется реально воспитанием, а не отчетами — когда учителей освободят от этого, тогда и проблем будет меньше.

Директор Института воспитания Наталья Агре согласна, что поведение в школе и вне ее пределов непосредственно связано с уровнем культуры и воспитания граждан.

— Это касается не только педагогов, но и родителей вместе с детьми, — сказала она «Известиям». — Люди в социальных сетях ведут себя так же, как и в реальной жизни.

Сакральная профессия

Однако эксперты замечают, что относиться к учителям как к «обычным людям» всё-таки нельзя.

Учителей можно сравнить, например, с врачами: у них есть та же самая свобода слова, но они обязаны сохранять врачебную тайну. И со священнослужителями, которые, может, и имели бы что сказать, но соблюдают таинство исповеди. Учителя где-то между ними, эта профессия в некоторой степени сакральная, — говорит Гусев.

Наталья Агре отмечает: учитель прежде всего является наставником для ребенка — и ключевым здесь является понимание того, какие ценности он транслирует.

урок учитель
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— Как и всем представителям профессий, за жизнью которых может наблюдать большое количество людей, им следует формулировать свою точку зрения так, чтобы подавать правильный пример культурного поведения как в личном общении, так и в социальных сетях, — считает она.

Егоренко считает, что учитель должен принять, что всегда должен вести себя соответственно своему статусу.

— Мы неоднократно со студентами обсуждали, что если ты выбираешь профессию педагога, то это становится твоим образом жизни. Ты не работаешь педагогом, это твоя жизнь. Педагог, учитель — это пример, это образец.

Тест на любовь

Гусев отмечает, что один из возможных способов исправить ситуацию — введение профессиональных вступительных экзаменов в педагогические вузы.

Экзамены — это давно ожидаемая тема, когда в педагогический, как в творческие вузы, должен быть сначала экзамен на профпригодность, на любовь к профессии учителя, — пояснил Гусев. — Без этого никакого нового образа нравственности из учителя не получится.

Лариса Тутова полагает, что со студентами педвузов нужно проводить профилактические беседы.

— Мы же понимаем, что большинство учителей — это молодые люди, — говорит она. — Поэтому директора и завучи школ тоже могут присоединиться к воспитательному процессу. Но этот процесс не должен быть агрессивным.

Абитуриентки изучают информацию на стенде перед подачей документов для поступления в Челябинский государственный педагогический университет
Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

В Минпросвещения подчеркивают, что российская педагогическая школа «готовит педагога, который является не только обладателем предметных знаний, но и наставником для школьников, который помогает формированию личности ученика и играет значимую роль в системе воспитания».

— Результаты ряда опросов общественного мнения показывают, что во многом именно за данные качества родители ценят профессию учителя, — заявили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Однако, как отмечают в министерстве, нельзя забывать о «неоспоримом праве каждого человека на частную личную жизнь», и в том числе ведение социальных сетей.

— Конечно, соцсети — это новая реальность, в которой сегодня живет практически каждый человек, и учителя не являются исключением, — отметили в министерстве. — Все вопросы, находящиеся на стыке этики социально значимых профессий и частной жизни, должны решаться крайне деликатно. Министерство всегда исходит из позиций создания и укрепления психологического климата в образовательном процессе.

Прямой эфир