Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии призвали помочь Украине вернуть на родину мужчин призывного возраста
Политика
Шойгу принял участие в совещании Путина с Совбезом в качестве секретаря
Мир
В Дании пообещали в течение месяца поставить Украине истребители F-16
Общество
В Белгороде могут построить новый дом на месте пострадавшего при обстреле ВСУ
Мир
СМИ узнали о разворованных в Польше деньгах на антироссийскую кампанию
Мир
В США заявили о доставке Киеву лишь части оружия из пакета помощи на этой неделе
Политика
В Совфеде прошли консультации по кандидатурам руководителей ФСБ, СВР и Росгвардии
Мир
Американский сенатор призвал выдать Израилю «необходимые для победы» бомбы
Мир
Зеленский отправил в отставку первого замглавы СВР Украины Алексеенко
Общество
В Москве плановые отключения горячей воды перенесли на 20 мая
Общество
Кардиохирург рассказал о возможности появления в России госоргана по продвижению ЗОЖ
Мир
Премьер Грузии пообещал одобрение парламентом закона об иноагентах 14 мая
Мир
Столтенберг не увидел смысла в восстановлении Украины в случае ее поражения
Происшествия
В Архангельске загорелся находящийся на ремонте теплоход «Ломоносов»
Мир
Премьер Финляндии Орпо заявил о критической ситуации на Украине
Мир
В Казахстане суд приговорил Бишимбаева к 24 годам тюрьмы по делу об убийстве жены
Армия
Украинские снаряды и беспилотник сбиты над Белгородской областью
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вслед за спешным и довольно сумбурным стартом в Европе кампания по вакцинации от COVID-19 активно развернулась в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. За некоторыми исключениями в целом они лучше других справились со сдерживанием вируса. Это дало властям возможность выждать и на примере других убедиться, насколько безопасны и эффективны разработанные препараты, прежде чем предлагать их собственному населению. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, это позволило сделать развертывание вакцинации более взвешенным и продуманным и отчасти сбило недоверие местных жителей к прививкам. Впрочем, такая неспешность отнюдь не гарантирует, что путь стран АТР к коллективному иммунитету будет абсолютно безоблачным.

Тише едут

Самой первой страной Юго-Восточной Азии, начавшей официальную программу вакцинации, стал Сингапур. Прививать медицинских работников в городе-государстве, пережившем пандемию всего с 29 смертями, начали еще с 30 декабря, но без суеты: в первый день прививки Pfizеr получили всего 40 сотрудников Национального центра инфекционных заболеваний. Зато на конец прошлой недели вакцинированы были уже 250 тыс. человек, а к началу апреля спасительные дозы обещали вколоть 1 млн из примерно 5,7 млн сингапурцев.

Потихоньку раскачался и Лаос, где, по официальным данным, от COVID-19 не умер ни один человек. Первые 300 тыс. доз китайского препарата Sinopharm пришли в страну еще 8 февраля, однако дальнейшая прививочная кампания будет неторопливой: как заявило министерство здравоохранения, до конца года страна в лучшем случае привьет 20% своих граждан, или 1,6 млн человек.

Начало вакцинации в Канберре

Начало вакцинации в Канберре

Фото: Global Look Press/Chu Chen

Довольно успешным сдерживание COVID-19 оказалось в Новой Зеландии и Австралии. Близкие Западу и не обделенные финансами страны вполне могли бы первыми в регионе скупить достаточное число доз, но власти обеих стран рассудили: их опыт обуздания пандемии не требует экстренного развертывания вакцинации, как это произошло в США и в Европе. В итоге Канберра начала свою кампанию только 22 февраля, через несколько дней после Новой Зеландии. При этом в последней прививать широкие слои населения будут только во второй половине года — куда позднее, чем в других странах.

Япония, Южная Корея и Гонконг приступили к первым прививкам только на прошлой неделе. Но если в Японии, которую спешить заставляет летняя Олимпиада, повсеместная вакцинация начнется лишь с конца апреля, то Гонконг практически сразу открыл запись на прививки для всех желающих. И при этом в отличие от многих других предоставил своим жителям еще и право выбора между китайской Sinovac, немецкой BioNTech и британской AstraZeneca.

вакцинация в Таиланде

Вакцинация началась в Таиланде

Фото: Global Look Press/Chaiwat Subprasom

1 марта кампания по вакцинации от COVID-19 наконец началась в Таиланде. Несмотря на то что в конце января и начале февраля стране пришлось дважды уходить в локдауны из-за новых вспышек заболевания, в целом пример государства по борьбе с коронавирусом стал историей успеха. Больше чем за год им здесь переболели менее 26 тыс. человек при 83 смертях. Потому к вопросу вакцинации тут и подошли без спешки, закупив на первых порах для 66-миллионного населением всего 117 тыс. доз вакцины AstraZeneca и 200 тыс. китайской Sinovac. Правда, уже к концу года здесь пообещали уколоть примерно половину населения.

Вьетнам между тем пока и вовсе не приступил к вакцинации даже самых уязвимых слоев населения. Но, как и Таиланд, он имел право подождать: за всю эпидемию в стране зафиксировали менее 2,5 тыс. случаев заражения и 35 смертей. Отсутствие прессинга, к слову, дало Ханою еще и возможность диверсификации: на днях представитель министерства здравоохранения сказал, что помимо уже заказанных доз AstraZeneca панель местных медицинских экспертов рекомендовала властям использование российского «Спутника V».

Больше знаешь, крепче спишь

В Азии, где локдауны были гораздо менее важным инструментом по сдерживанию роста числа случаев заболевания и смертности, контроль над эпидемией был намного лучше, так что и необходимость в вакцинации оказалась гораздо меньше, пояснил «Известиям» глава Глобальной сети оповещения о вспышках болезней, представитель ВОЗ Дейл Фишер.

— Более того, у нас не было такой же срочности. Значит, развертывание вакцинации может быть более взвешенным, чтобы оптимизировать коммуникационный обмен и необходимую логистику, — отметил Дейл Фишер, также являющийся профессором по инфекционным заболеваниям в Национальном университете Сингапура.

По его словам, плюсом более позднего старта вакцинации в Азии стало и то, что свыше 200 млн человек к настоящему времени были безопасно вакцинированы, что должно было обнадежить многих из числа сомневающихся.

медсестра в Сингапуре набирает в шприц вакцину от коронавируса
Фото: REUTERS/Edgar Su

Например, на днях стало известно, что применение в ОАЭ китайской вакцины Sinopharm помогло значительно снизить уровень госпитализации в стране, что наверняка упрочило уверенность в китайской вакцине и в других странах. И, наоборот, неуверенность в эффективности одних вакцин подстегнула интерес к другим препаратам. В начале февраля, например, на фоне сомнений относительно эффективности вакцины AstraZeneca среди пожилых людей и против новых вариантов COVID-19 Корейское агентство по контролю и профилактике заболеваний заявило об изучении возможности закупок российского «Спутника V».

— Тяжелая работа, которую мы проделали, чтобы держать COVID-19 под контролем, позволила нам дождаться полных данных об испытаниях вакцин, а также важной реальной информации о безопасности, эффективности и логистических проблемах и их решениях, которые мы сейчас получаем от всех стран, выпускающих вакцины, — сказала «Известиям» профессор-эпидемиолог австралийского Университета Дикина Кэтрин Беннетт. — И чем больше у нас данных о безопасности, тем больше общественность будет доверять вакцинам.

Не все так гладко

Вместе с тем роскошь подождать, которую смогли себе позволить многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, вовсе не гарантирует, что движение к коллективному иммунитету с помощью вакцин будет безоблачным.

Во-первых, обкатка вакцин в других регионах не сведет полностью на нет сопротивление прививкам среди своих. По словам Кэтрин Беннетт, у успешного преодоления пандемии рядом стран, включая Австралию, оказалась и обратная сторона медали: некоторые люди так и не прочувствовали всю опасность и разрушительность вируса, что лишило их мотивации проходить вакцинацию.

Это оказалось вполне актуально и для Китая, хоть он и занимает второе место по количеству введенных доз — 40 млн. На фоне улетучившихся у китайцев опасений новой масштабной волны заболеваний 1,4-миллиардная страна так и достигла своей первоначальной цели вакцинировать 50 млн человек к середине февраля.

Люди в масках на улице в Токио
Фото: Global Look Press/Stanislav Kogiku

В Японии 36% граждан заявили, что не хотят прививаться какой бы то ни было вакциной от COVID-19, показал недавний опрос телеканала NHK. Во многом такое негативное отношение стало итогом прошлых неудач в подобных кампаниях. В начале 1990-х годов в стране стали массово прививать от кори, паротита и краснухи, что, как стали подозревать позднее, привело к более высоким показателям асептического менингита. Негативный след в национальной памяти оставили и побочные эффекты от прививки против вируса папилломы человека. Неудивительно, что к 2021 году лишь менее 30% японцев остались убеждены в безопасности и эффективности любых вакцин.

Впрочем, главное, что сейчас омрачает прививочные кампании не только в Азии, но и в других странах, развернувших их несколько раньше, — понимание того, что никто не сможет свободно путешествовать по миру, прежде чем все без исключения государства не возьмут инфекцию под контроль.

Прямой эфир