Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Эксперт заявила об отсутствии рисков для власти из-за наводнения в Испании
Мир
В Верховной раде призвали Зеленского начать диалог с Россией
Мир
Украинские СМИ сообщили о серии взрывов в Одессе
Экономика
Средний срок ипотеки превысил 25 лет
Происшествия
В Норильске загорелся продовольственный склад
Общество
Эксперт назвал причину перебоев с препаратами на основе иммуноглобулина
Происшествия
В Москве произошел пожар на территории мебельного салона
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду и до +6 градусов в Москве 8 ноября
Общество
Психолог перечислила отпугивающие мужчин типы женщин
Общество
Каждый третий россиянин заявил, что откладывает деньги перед сезоном распродаж
Экономика
Вложения россиян в негосударственные пенсии за первое полугодие выросли на 45%
Мир
США намерены направить Украине $6 млрд до прихода новой администрации
Мир
ВКС России уничтожили базу боевиков на территории Сирии
Происшествия
Людей эвакуировали из Российского научного центра хирургии в Москве из-за пожара
Общество
Глава Ralf Ringer предстанет перед судом за уклонение от уплаты налогов
Политика
Путин напомнил о нормальных отношениях с Байденом, Макроном и Шольцем
Политика
Сенатор оценил желание Байдена успеть отправить Украине последний пакет помощи
Мир
Песков назвал преувеличением слова Трампа о завершении конфликта на Украине за ночь
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Отельерам могут официально разрешить предлагать клиентам путевки по невозвратному тарифу. Это следует из протокола заседания экспертной группы по «Трансформации делового климата» (ТДК, документ есть у «Известий»). Нововведение поддержали Роспотребнадзор и Ростуризм, последний подготовит по просьбе участников встречи законопроект. Практика продажи путевок по невозвратным тарифам международная, в России аналогичные правила действуют на авиа- и ж/д билеты. Впрочем, фактически отельеры и агрегаторы и так включают в клиентские договоры условия о невозврате оплаты, но отказать в компенсации в ответ на требование клиента они не вправе. С принятием закона они его получат.

Самолеты, поезда, отели

Практика невозвратных тарифов действует в России на продажу авиа- и ж/д билетов, поправки в Воздушный кодекс и устав железнодорожного транспорта были внесены соответственно в 2014 и 2019 годах. Основная суть этой концепции — право перевозчиков не выплачивать клиенту компенсацию средств, если он отказался от поездки. Исключения составляют случаи, когда владелец билета не смог им воспользоваться по уважительной причине, например из-за болезни.

Аналогичные правила могут предусмотреть и для отельеров. Согласно протоколу заседания экспертной группы ТДК (программу курирует Минэкономразвития), посвященного туризму, введение невозвратных тарифов для гостиниц поддержали Ростуризм и Роспотребнадзор. Для легализации этой практики могут потребоваться поправки в законы «О туристской деятельности» (№132-ФЗ) и «О защите прав потребителей» (№2300-1), следует из документа. Подготовить поправки участники заседания попросили Ростуризм, планируемый срок их разработки — апрель 2021 года.

паспорт билет
Фото: ТАСС/Елена Афонина

— Главное, мы закрепили на площадке ТДК, что движемся в сторону законопроекта о невозвратных тарифах для отелей, — отметил в разговоре с «Известиями» вице-президент «Опоры России» и руководитель рабочей группы ТДК по туризму Алексей Кожевников, участвовавший в заседании.

Он напомнил, что общественная организация выходила с такой инициативой еще в 2019 году. Одно из ключевых условий одобрения потенциальных поправок в законодательство — максимально полное информирование потребителей о том, что тариф невозвратный и что это лишь одна из, но не единственная опция бронирования, добавил Алексей Кожевников.

Изменения позволят снизить цену размещения по сравнению с бронированием на общих условиях на 20–30%. Такой вариант выгоден обеим сторонам — и отельерам, и потребителям, резюмировал он.

«Известия» обратились в Ростуризм, а также в Роспотребнадзор и Минэк с просьбой прокомментировать, в каком формате планируется реализовать введение невозвратного тарифа для гостиниц и каковы ожидаемые сроки разработки законопроекта. В Минэке предложили обратиться в Ростуризм, остальные респонденты не ответили на запрос.

Потребительский терроризм

Гостиничные услуги в России регулируются законом о защите прав потребителей и специальными положениями и правилами их предоставления. Сегодня эти нормы явно ограничивают применение гостиницами так называемых невозвратных тарифов, отметил партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин.

Максимально возможная для отельеров опция — это использование понятия гарантированного бронирования. В случае несвоевременного отказа, опоздания или незаезда потребителя с него взимается плата за фактический простой номера, но не более чем за сутки, пояснил юрист.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Впрочем, на практике участники рынка включают в свои предложения опцию брони по невозвратному тарифу. В онлайн-агрегаторах средств размещения номера с такой пометкой стоят меньше аналогичных, предлагаемых на общих условиях.

Несмотря на запрет работы по невозвратному тарифу, профессиональные гостиницы пользуются этой опцией, отметил Алексей Кожевников. С другой стороны, существует ряд специальных онлайн-ресурсов, где потребителей фактически инструктируют, как терроризировать отели за счет пробела в законодательстве. Поэтому злоупотребления существуют с обеих сторон.

Бронирование по невозвратным тарифам — это мировая практика, напомнила президент Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнара Сафина. В системе координат международных онлайн-платформ, которые работают в том числе и с российскими гостиницами, такая функция есть. Поэтому, действительно, они предоставляют отельерам возможность включить в свои предложения опцию продажи по невозвратному тарифу. Но реализовать невозврат в полном соответствии с законодательством РФ отелям невозможно, поэтому это один из способов продаж, построенный на понимании условий клиентом, то есть фактически на доверительной основе, полагает Гульнара Сафина.

Вице-президент и руководитель комитета по транспорту Ассоциации туроператоров (АТОР) Дмитрий Горин отметил, что в части авиаперевозок невозвратные тарифы изначально были прерогативой лоукостеров. Загрузка отелей в невысокий сезон колеблется от 30% до 60%, российские гостиницы могли бы за счет невозвратных тарифов привлекать туристов заранее и увеличить глубину бронирования, согласился он.

турфирма
Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Если рассматривать предложение по аналогии с пассажирскими перевозками, цена на невозвратные тарифы действительно будет ниже, но она в любом случае формируется динамически — чем больше спрос, тем выше стоимость, отметил член экспертного совета по туризму при комитете Совфеда по социальной политике Юрий Барзыкин. Цена в итоге формируется конъюнктурой, поэтому необходимости в экстренном придании законности невозвратному тарифу нет, считает он.

Несмотря на плюсы и для клиентов, и для отелей, невозвратные тарифы в гостиницах могут потребовать дополнительного внимания контролеров регулирующих органов — для защиты прав потребителей, уверен Олег Москвитин. По крайней мере на начальном этапе, когда вероятны шероховатости в выстраивании отношений между гостиницами и их гостями.

Читайте также
Прямой эфир