Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Подполье сообщило об ударе ВС РФ по порту города Южный в Одесской области
Мир
ЦАХАЛ обнаружила в Газе тела Шани Лук и еще двух заложников
Мир
МИД РФ пригрозил Эстонии ответом на изъятие российских активов
Мир
Директор канадской разведки рекомендовал жителям страны не пользоваться TikTok
Общество
Владимир Тюлин осудил запрет ЕС на вещание «Известий» и других СМИ РФ
Мир
МИД РФ назвал опасным шагом санкции США против центра МВД РФ в Никарагуа
Общество
Кинолог дал советы по помощи пострадавшей из-за догхантеров собаке
Мир
Полиция Ирана сообщила о задержании более 250 «сатанистов»
Недвижимость
Застройщики оценили последствия отказа от малогабаритных квартир
Авто
АвтоВАЗ решил главную проблему с подвеской Lada Largus
Экономика
Yandeх N.V. закрыла первый этап сделки по продаже бизнеса в России
Экономика
Эксперт оценил инициативу об изменениях в предоставлении проектного персонала
Политика
Политолог указал на бесполезность саммита в Швейцарии без Путина и Байдена
Армия
Российские военные взяли в плен группу солдат ВСУ в ходе зачистки под Харьковом
Общество
Власти Новороссийска сообщили о штатной работе предприятий после атаки дронов ВСУ
Мир
В МИД Китая заявили о взаимной поддержке РФ и КНР в сфере защиты суверенитета
Мир
Мэр Тбилиси назвал неприемлемым тон США в разговоре с Грузией
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство Украины опубликовало законопроект о переходном периоде для Донбасса. В случае возвращения региона под свой контроль Киев обещает провести украинизацию и люстрацию. Грозит лишить жителей Донбасса избирательных прав, отказаться от всеобщей амнистии и особого статуса региона. Эксперты говорят, что украинские власти таким образом имитируют работу по реинтеграции. «Известия» проанализировали документ.

Трудности перехода

Законопроект о переходном периоде для Донбасса опубликовало министерство реинтеграции. Документ дает понять, как украинские власти видят судьбу неподконтрольного региона после его гипотетического возвращения в состав Украины. Утверждается, в частности, что политика Киева на возвращенных территориях будет строиться на основании унитарности украинского государства. Кроме того, авторы обещают уважать права коренных народов и нацменьшинств, но русских среди таковых не упоминают.

Киев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Тарас Петренко

Авторы, по сути, отказываются проводить всеобщую амнистию, что противоречит Минским соглашениям. Наказывать обещают за военные, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за покушения на «жизнь и здоровье, свободу, честь и достоинство личности, на мир и безопасность человечества». Последний пункт, очевидно, можно трактовать максимально широко.

Кроме того, Киев обещает люстрировать сотрудников Народной милиции, полиции и МГБ республик, а также тех, кто занимает должности в «оккупационных администрациях» — исполнительной власти ДНР и ЛНР. Уточняется, что ограничения не коснутся тех, кто «обеспечивает жизнедеятельность» на неподконтрольных территориях. То есть коммунальщиков, спасателей, врачей наказывать, видимо, не будут. А вот руководителей школ и больниц могут внести в список. Конкретный перечень тех, кому запретят занимать важные должности, составит СБУ и некая независимая комиссия.

Понятно, что люстрация приведет к вычищению большинства нынешних чиновников, полицейских и судей, а значит властную и силовую вертикаль придется заполнить кадрами из других регионов. В законе говорится, что кадровый резерв для Донбасса правительство Украины сформирует с привлечением аппарата генпрокурора, МВД, Высшего совета правосудия и других структур. При этом Минские соглашения никакой люстрации и поражения в правах функционеров ДНР и ЛНР не предполагают.

Отдельно авторы законопроекта говорят о гуманитарной политике в Донбассе. В частности, обещают поддерживать изучение украинской истории и увеличение роли украинского языка. Предписывают переименовать улицы и снести памятники, противоречащие закону о декоммунизации. Обещают учредить «День памяти жертв вооруженной агрессии РФ» и «День освобождения от оккупации».

ДНР
Фото: РИА Новости/Сергей Аверин

Закон также разрешает провести местные выборы в Донбассе только через два года после «деоккупации». При этом голосование в регионе должно пройти одновременно с такими же выборами на Украине, которые проходят раз в пять лет. Получается, если Донбасс вернется под контроль Киева за год до местных выборов на Украине, то голосования региону придется ждать шесть лет. Минские соглашения, наоборот, предписывают сначала провести выборы, а потом возвращать неподконтрольные территории Киеву.

«Похвастаться нечем»

Главное достижение 2020 года — установление на линии соприкосновения устойчивого перемирия. Режим прекращения огня соблюдается с июля, масштабных перестрелок не фиксируется. Но для стабильного мира в Донбассе сторонам необходимо совместно двигаться к политическому урегулированию. Порядок действий давно прописан в Минских соглашениях, но договоренности не выполняются, а переговоры саботируются.

12 января в Берлине состоялась первая в 2021 году встреча советников лидеров «нормандской четверки». Замглавы администрации президента России Дмитрий Козак сообщил, что окончательных решений ни по одному пункту достичь не удалось. «Похвастаться нечем», — отметил он. Представитель Украины Алексей Арестович заявил, что Киев предложил российским войскам «покинуть Донбасс в обмен на снятие санкций». Российская сторона напомнила, что РФ не является стороной конфликта, поэтому требование лишено смысла.

флаги стран нормандской четверки
Фото: пресс-служба президента РФ

Другой важный момент — почти каждый год перед Рождеством Украина и Россия обменивались удерживаемыми лицами. В 2021 году эта традиция была нарушена. Только на берлинской встрече стороны подняли вопрос возможного обмена, но конкретных договоренностей не достигли.

В октябре ДНР и ЛНР предложили свой проект примирения, который смягчал положения Минских соглашений. В частности, наделить республики особым статусом предлагалось не навсегда, а до 2050 года. Изменение украинской конституции не увязывалось с вопросом о передаче границы. Компромиссный вариант вроде бы был более приемлемым для Киева, но украинские власти на предложение не отреагировали.

Украинские чиновники отметились заявлениями, которые свидетельствуют о том, что договариваться они и не намерены. В начале ноября премьер-министр Украины Алексей Резников сравнил Донбасс с опухолью. «Нам главное — не взять его обратно, как опухоль, с которой мы не знаем, что делать. Но мы понимаем, что у нас есть два варианта. Это больные территории, ментально в том числе. Есть вариант резекции полной, ампутации, или лечить», — сказал он.

Президент Зеленский в декабре заявил, что хотел бы выйти из Минских соглашений. «Мы из них просто так выйти не можем. Потому что европейцы могут снять санкции с России и представителей ОРДЛО [отдельных районов Донецкой и Луганской областей]. Но лично я бы вышел», — признался он.

Ноутбуки вместо танков

Эксперты считают, что закон о переходном периоде — имитация работы по реинтеграции Донбасса. «В Киеве изображают бурную деятельность. В реальности перспектив у документа нет. Понятно, что ключевая сторона переговоров по Донбассу — Россия — не даст своего согласия на такой сценарий. Если бы Киев действительно хотел добиться примирения, то начинать следовало бы с налаживания диалога с Москвой, Донецком и Луганском. Пока же мы видим только тезисы с украинских политических ток-шоу, облеченных в форму законопроекта», — говорит «Известиям» замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько.

Военнослужащий Народной милиции ДНР
Фото: РИА Новости/Сергей Аверин

Политолог Владимир Корнилов говорит, что украинские власти ждут утверждения в Вашингтоне администрации Джо Байдена. «Многие надеются, что новый президент США усилит давление на Россию, а в Донбассе возобновятся боевые действия. Мы знаем, что Киев уже подтянул к линии соприкосновения танки и другое вооружение. Я, однако, сомневаюсь в таком сценарии. Для Байдена Украина остается токсичной темой. Никуда не делись истории с ноутбуками Хантера Байдена, его работой в компании «Бурисма». Возможно, новый президент США дистанцируется от украинской темы», — считает собеседник.

Прямой эфир