Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Температура воздуха в Нью-Дели достигла рекордных 52,3 градуса
Экономика
В России с 1 июня разрешили продавать алкоголь на верандах кафе
Политика
Путин заявил о широких возможностях сотрудничества с Узбекистаном
Общество
В СДЭК сообщили об открытии всех пунктов выдачи заказов после сбоя
Мир
В Швеции неизвестные бросили тушу кабана у мечети
Происшествия
Мощные лесные пожары охватили Муйский район Бурятии
Авто
В РФ могут организовать доступ к интернету по всей стране вдоль трасс
Общество
СК начал проверку после жалоб на некорректный досмотр детей перед ЕГЭ в Воронеже
Общество
«Желтый» уровень опасности из-за риска пожаров продлили в Московском регионе
Здоровье
Роспотребнадзор рекомендовал сократить рабочий день в жару
Общество
В возрасте 76 лет скончался советский и российский актер Валерий Фролов
Мир
Эрдоган назвал ООН «мертвой духом» организацией из-за бездействия в Газе
Общество
Актера Арсения Литвинова обвинили в мошенничестве
Авто
Volkswagen анонсировал доступный электромобиль
Спорт
Футбольный клуб «Локомотив» объявил об уходе Артема Дзюбы
Мир
В столице Индии запретили тратить воду на мытье автомобилей из-за экстремальной жары
Авто
Китайско-британский седан MG5 сертифицировали в России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Полотно Айвазовского — за $3 млн, работа Жан-Мишеля Баския — в несколько раз дороже, золотые медальоны Пикассо — всего за £10 тыс, а «Мона Лиза» — бесценна и не продается, но можно побороться за эксклюзивное «свидание» с ней. Лоты месяца интригуют и ценами, и разнообразием. Несмотря на бушующую по всему миру пандемию, крупнейшие аукционные дома и не думают сбавлять активность, хотя часть торгов проходит в онлайне. «Известия» выбрали наиболее интересные предложения декабря.

Jean-Michel Basquiat «Portrait of A-One A.K.A. King»

Один из самых дорогих лотов месяца — почти двухметровое (по каждой стороне) полотно Жан-Мишеля Баския, оцененное Phillips в $10–15 млн. Оно уйдет с молотка на вечерних торгах в Нью-Йорке, мировой столице contemporary art.

A-One — это граффитист, друг художника, а прозвище Король, обыгранное примитивистски изображенной короной, — свидетельство уважительного отношения коллег по стрит-арту. Как всегда у Баския, центральная фигура окружена словами, хаотичными линиями, псевдодетскими рисуночками. Стиль автора узнаваем, но всё же это не самая показательная его работа. Аукционный дом приводит фотографию токийской ретроспективы 2019 года, где портрет экспонировался рядом со знаменитым безымянным изображением черепа, выполненным в том же 1982 году. Его цена в 2017 году превысила $110 млн, хотя размер — сопоставим. Это объясняется прежде всего художественными достоинствами — там и центральный образ, и цветовое решение более выразительны. Произведение хотят включить в масштабную экспозицию Фонда Луи Вюиттона, посвященную Уорхолу и Баския — она запланирована на 2022 год. Это должно увеличить его стоимость.

Золотые медальоны Пабло Пикассо

пикассо
Фото: Getty Images/David Cliff/NurPhoto

Пикассо — один из тех художников, которые работали практически во всех возможных жанрах и со всеми материалами. Например, керамике с его рисунками регулярно посвящают отдельные торги — настолько это ходовой товар и столь велик его выбор. Что и говорить о еще более привычной тиражной графике, скульптурах и прочем. Гений умел поставить свое искусство на поток. А знали ли вы, что Пикассо делал еще и гравировку по золоту? Аукционный дом Bonhams предлагает на лондонских торгах побороться за два медальона, на аверсе которых — рельеф, выполненный автором «Авиньонских девиц».

Тираж каждого экземпляра — 20 штук, диаметр — 5,2 и 5,3 см. Проба золота, увы, не указана в описании лотов. Но в данном случае это менее важно, чем сами рисунки. На одном изображен кентавр, на втором — флейтист, сидящий под деревом, и всадники, позади которых виден горный пейзаж. Медальон с кентавром стоит дороже — £10–15 тыс. против £8–12 тыс., но это, видимо, из-за чуть большего размера и значимости сюжета для творчества Пикассо (кентавр — один из излюбленных символов художника). Чисто визуально нам кажется куда интереснее другой сюжет, и можно только подивиться мастерству — уместить целую сцену на крошечном пространстве, да еще и сделать ее стилистически узнаваемой.

Иван Айвазовский «Кораблекрушение на побережье Черного моря»

Обычно мы стараемся рассказывать в этой рубрике о будущих аукционах. Но не назвать в числе главных лотов декабря триумфатора торгов русского искусства Sotheby’s — более чем двухметровое (по широкой стороне) полотно Ивана Айвазовского — мы не могли. Работа 1887 года ушла за £2,314 млн при оценке £1,2–1,8 млн. Это типичный для живописца сюжет с кораблекрушением и штормом. Затонувшая шхуна — на заднем плане, а на переднем — волны удивительно красивого желтоватого оттенка и крошечные фигурки спасшихся людей.

Здесь надо понимать, что Айвазовский — относительно локальный феномен. Конечно, на Западе тоже есть ценители его искусства, но в Европе хватало и своих маринистов. Лишь для российских зрителей он — «наше всё». Поэтому даже на Sotheby’s его покупают в основном россияне или эмигранты. И тот факт, что, несмотря на пандемию, итоговая сумма существенно превысила эстимейт, означает, что и в такие бурные времена Айвазовский непотопляем, деньги на него у богачей найдутся всегда.

Кстати, показательно, что оцененная выше и заявленная топ-лотом торгов картина Натальи Гончаровой как раз осталась непроданной.

Осмотр «Моны Лизы»

мона лиза
Фото: REUTERS/Benoit Tessier

И, наконец, самый экстравагантный и необычный лот месяца. С 1 по 15 декабря на сайте Christie’s проходит аукцион Bid for the Louvre, объявленный великим музеем, чтобы хоть как-то компенсировать убытки этого года. Здесь есть как произведения современного искусства, предоставленные художниками, так и акции типа экскурсии по Лувру в сопровождении директора или путешествия на крышу здания. Но даже среди этого набора вне конкуренции — возможность личного присутствия (с одним спутником) на ежегодном осмотре жемчужины коллекции, «Моны Лизы» Леонардо да Винчи.

Как известно, эта вещь уже много лет не покидает Лувр и, скорее всего, никогда его не покинет, там же она выставлена за пуленепробиваемым стеклом и окружена заграждениями, мешающими подойти близко. Тот счастливчик, который согласится раскошелиться на €10–30 тыс., сможет увидеть шедевр не просто вблизи, а еще и без стекла. И нет сомнений, что предложение окажется востребованным, хотя едва ли в мире найдется другое произведение, за возможность кратковременного «свидания» с которым люди заплатили бы такие деньги.

Прямой эфир