Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Гоночная машина на скорости влетела в толпу людей на Кубке Ленобласти по ралли
Спорт
В «Динамо» заявили о продлении контракта с тренером Марцелом Личкой
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
Совершившего покушение на премьера Словакии заключили под стражу
Мир
Reuters сообщило о росте числа «отказников» в моргах Канады
Мир
Трамп потребовал проверить Байдена на наркотики перед дебатами в июне
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Мир
СМИ сообщили о запуске дрона с флагом РФ над Рейхстагом в День Победы
Политика
Пушков связал санкции против российских СМИ с неудачами Киева
Политика
Лавров указал на открытость РФ к диалогу по безопасности с Западом на равных
Общество
Актриса Наталия Кудрявцева умерла на 92-м году жизни
Происшествия
В Хабаровском крае обезьяна сбежала от хозяев и покусала местных жителей
Спорт
Футболист Георгий Джикия покинет московский «Спартак» в конце сезона
Армия
ПВО уничтожила четыре авиабомбы и две ракеты над Белгородской областью
Мир
Фуры перекрыли трассу на Украине в знак протеста против закона о мобилизации
Общество
В Намском районе Якутии затопило девять сел из-за паводка на реке Лена
Мир
Польша потратит $2,5 млрд на укрепление границы с Россией и Белоруссией
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Москвичи стали чаще ездить на электросамокатах, сообщили в пресс-службе департамента транспорта города. В среднем за день один электросамокат используют семь раз, а за год и самокатный парк, и количество поездок выросли вдвое. В целом по стране спрос на электросамокаты вырос. Впрочем, и проблемы добавились. Так на жителя Казани составили протокол с лишением прав за якобы пьяную езду на электросамокате. Нередки уже и ДТП с электротранспортом: так в Петербурге после столкновения райдера с велосипедистом первый скрылся, второму понадобилась помощь медиков. О том, что нужно знать желающему прокатиться на электросамокате и какие грядут перемены — в материале «Известий».

Определения нет, ответственность есть

В августе житель Казани 54-летний Дмитрий Хотухов попал в переплет. Он может лишиться водительских прав за отказ от медосвидетельствования по ст. 12.26 КоАП — сотрудники ГИБДД заподозрили его в езде на электросамокате в нетрезвом виде, но развеять сомнения полицейских Дмитрий не захотел.

«Около моего дома, практически у подъезда, ко мне подошли сотрудники ГИБДД, предъявили, что якобы я пьяный управляю транспортным средством, хотя я был трезв! — рассказывал в интервью местному изданию Дмитрий. — Попросили документы, предложили дунуть в алкотестер. Документы на самокат я им предъявил, но проходить тест на опьянение отказался. Что еще за новости, с каких пор самокат стал транспортным средством? Но они взялись составлять на меня протокол, а пока писали, за моим самокатом эвакуатор приехал! Кому рассказываю эту историю — не верят, смеются, потому что бред полнейший!»

Электросамокат по всем правилам погрузили на эвакуатор и увезли — за простой транспорта на штрафстоянке казанцу пришлось заплатить 5600 рублей. Дмитрий Хотухов настроен решительно — планирует идти в суд за возмещением расходов и компенсацией морального вреда. Впрочем, несмотря на то, что у электросамокатов пока нет четкого статуса (новые поправки в ПДД, которые бы определили это средство передвижения вместе с сегвеями и им подобным в отдельную категорию, только готовятся), в зависимости от мощности двухколесное чудо все-таки могут приравнять к мопедам.

самокат
Фото: ТАСС/PA Wire/Yui Mok

«В случае если средство индивидуальной мобильности имеет электродвигатель, который по своим техническим признакам соответствует категории транспортного средства, закрепленного в пункте 1.2 ПДД, то лицо, управляющее им, считается водителем транспортного средства и требования предъявляются к нему как к водителю», — объяснил РЕН начальник отделения пропаганды БДД ГУОБДД МВД России Антон Белан. Так, согласно документу, «мопед» — это в том числе и двухколесное механическое транспортное средство, имеющее электродвигатель максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Казанский «скакун» имел движок мощностью 600 Вт, оттого с него и спрос соответствующий.

С точки зрения закона, говорит автоюрист Дмитрий Славнов, сотрудники ГИБДД действительно правы, и предупредить подобные ситуации несложно.

«Всё просто: надо смотреть документы завода-изготовителя. Если владелец внес изменения в конструкцию сам, то это одно (у нас молодежь любит покупать усиленные аккумуляторы), если же мощный двигатель стоял изначально, то, конечно, водитель должен иметь права категории «М», страховой полис и быть приравнен к участнику дорожного движения», — говорит в беседе с «Известиями» автоюрист Дмитрий Славнов.

Юрист Европейской Юридической службы Евгений Иванов в беседе с «Известиями» отмечает, что казанская история не уникальна, аналогичная практика существует: в декабре 2017 года Ленинский районный суд города Тамбова признал правомерным привлечение мировым судом города Тамбова гражданина за управление электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения.

Гроза пешеходов и белок

Формально управляющий маломощным электросамокатом (не подпадающим ни под определение «мопеда», ни «мотоцикла», с двигателем до 0,25 кВт) — пешеход. Но проблемный. Так в Казани водитель электросамоката сбил мальчика на тротуаре — у ребенка двойной перелом. В Санкт-Петербурге при встрече с электросамокатом не повезло велосипедисту — ему понадобилась помощь медиков. В обоих случаях виновники скрылись с места происшествия. В парке культуры и отдыха имени Кирова в Санкт-Петербурге подумывают запретить въезд электросамокатам и велосипедам на территорию парка (пока это правило работает только по выходным) — лихачи на двух колесах сшибают с ног пешеходов и белок.

«Если мощность двигателя не превосходит допустимые показатели, то водитель считается пешеходом. В этом случае, если он сбил пешехода, то возбуждается дело по ст. 1064 ГК РФ, и тот, кто причинил вред, обязан его возместить», — говорит Дмитрий Славнов.

парк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

По ст. 12.29 КоАП РФ («Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения»), размер штрафа варьируется от 500 до 1,5 тыс. рублей.

В случае же, если двухколесный агрегат был мощный, то есть попадает под категорию, например, «мопед», то, по словам автоюриста Льва Воропаева, ответственность будет иной — по ст. 12.24 КоАП РФ («Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»).

«Она предусматривает как штраф от 2,5 тыс. до 25 тыс. рублей в зависимости от тяжести вреда здоровью, так и лишение права управления всеми транспортными средствами (на которые у водителя есть права), — от года до двух лет», — говорит «Известиям» эксперт. При худшем развитии событий дело будет рассматриваться в рамках уголовного кодекса.

Евгений Иванов замечает, что практики привлечения управляющего электросамокатом к административной ответственности по ст. 12.24 и ст. 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») КоАП РФ нет. Пока нет.

«Не исключена возможность применения судами указанных норм КоАП по аналогии с привлечением к ответственности лица, управляющего электросамокатом (приравнивая его к мопеду) в состоянии алкогольного опьянения по ст. 12.8 КоАП РФ», — предупреждает юрист.

К слову, будущему владельцу электросамоката, судя по ситуации в Казани, не лишним будет изучить заводские характеристики модели и быть начеку. А как быть с прокатом, тоже требовать документы? Совсем необязательно, считает автоэксперт Сергей Смирнов.

прокат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Полевая

«Компания, которая предоставляет эту услугу, должна до вас донести при каких условиях вы можете воспользоваться этим электросамокатом. Вам не надо искать, какая у него мощность, где это написано — вы просто смотрите правила пользования электросамокатом, — говорит в беседе с «Известиями» специалист. — Если прокатчик напишет (а сейчас этого нет, нигде в правилах не прописано), что возможно взять электросамокат только в том случае, если у вас есть права категории «М» и пользоваться в соответствии с правилами дорожного движения, тогда вы будете понимать, что этим самокатом вы не можете пользоваться на тротуаре, на пешеходных дорожках. Ваша задача — выполнять правила. Если действительно мы дойдем до того, что любой электросамокат необходимо брать в прокат при наличии водительского удостоверения, то это будет некий аналог каршеринга: для регистрации у вас должно быть водительское удостоверение, вы получаете электронный доступ и только после этого можете пользоваться».

Кстати, некоторые прокатчики уже сейчас устанавливают допустимый порог скорости — например, не превышающий 20 км/ч, а на случай происшествий есть страховка.

Пора приструнить

О том, что электросамокаты, сегвеи, скейтборды и прочий экологический транспорт планируют внести в ПДД как «средства индивидуальной мобильности» (СИМ), стало известно год назад. В пояснительной записке к документу отмечалось, что новые устройства в зависимости от модели могут развивать скорость свыше 35–80 км/ч, «что становится серьезным источником опасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими устройствами». Поправки, над которыми работает Минтранс совместно с Госавтоинспекцией, предполагают, в частности, что пользователи СИМ будут передвигаться по велосипедным дорожкам или по тротуарам, но не разгоняясь выше 20 км/ч. Если ни того, ни другого нет, то можно выехать на проезжую часть, но держаться как можно правее. Для пользователей СИМ также планируют ввести и специальный дорожный знак — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено».

Кстати, за границей за эти самые СИМ уже взялись. В Германии не разрешают разгоняться свыше 20 км/ч. В Сингапуре на электросамокате можно перемещаться только по специально отведенной велосипедной дорожке. Во Франции «моторизованным устройствам личного движения» запрещено показываться на тротуаре — можно ездить по велодорожкам, дорогам с ограничением до 50 км/ч и по специальным зонам. А в целом предельная скорость для электросамокатов — 25 км/ч. Превысил? На первый раз штраф в €1,5 тыс., на второй — €3,75 тыс. Минимальный возраст вождения — 12 лет.

франция
Фото: Global Look Press/Christian Böhmer/dpa

Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский предлагает внести в ПДД также правила управления электросамокатами.

«В ситуации столкновения получается, что столкнулись два пешехода: только один на скорости 3 км/ч, а другой на скорости 20 км/ч. При этом по своим скоростным показателям и массе сегвеи и гироскутеры эксперты относят скорее к велосипеду, а электросамокат — к мопеду. Конечно, управление этими устройствами должно быть четко прописано в ПДД», — отмечал депутат в одном из интервью.

По словам Сергея Смирнова, из-за того, что в ПДД не прописаны ни сами определения, ни правила поведения на проезжей части, тротуаре всякого рода гаджетов на колесах, развернулась юридическая полемика.

«Средств передвижения с электродвигателем огромное количество. Нужно либо давать общие правила и исходить из них, либо конкретизировать. Но конкретизировать, мне кажется, не имеет смысла, потому что неизвестно, что появится условно через год или два, — отмечает эксперт. — Включить в отдельную категорию (что предполагается) и четко указать: либо они двигаются так же, как велосипеды, либо по-другому, условно говоря, как пешеходы. Но тогда встает вопрос: не будут ли в этом случае страдать пешеходы, если разрешить этим скоростным товарищам рассекать по тротуарам?»

Сейчас проект поправок в ПДД находится на этапе общественных обсуждений.

Прямой эфир