Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Приморье пожар охватил 6 тыс. кв. м кооператива
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
WP указала на устойчивость российской экономики вопреки ожиданиям Запада
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

100-летие со дня рождения Федерико Феллини продолжают праздновать не только на его родине, в Италии, но и в России. В Москве с 5 по 26 сентября пройдет большая ретроспектива лент режиссера, а писательница и журналистка Франческа Фаббри Феллини специально ко дню рождения дяди сняла короткометражку о нем. Единственная наследница гениального итальянца поделилась с «Известиями» воспоминаниями о человеке, изменившем мировой кинематограф.

— Один из главных фильмов Федерико Феллини называется «Амаркорд», что на романьольском диалекте означает «я вспоминаю». Франческа, каков ваш личный «амаркорд» о дяде Федерико?

— Это, конечно же, прогулки по пляжу, обеды и ужины с его любимыми блюдами. Например, он обожал каппеллетти, которые готовила моя мама Мария Маддалена Феллини, его сестра. Она была младше дяди на 10 лет. Еще вспоминаю встречи с ним в залах Гранд-отеля Римини. Это случалось, когда Федерико приезжал в наш городок, чтобы повидаться с нами и со своей матерью, моей бабушкой Идой Барбьяни, она жила вместе с нами.

У меня в памяти сразу всплывают его рисунки пастелью. Он делал их на клочках бумаги, после его отъезда я находила их в разных уголках дома. Эти красочные каракули, как дядя их называл, изображали персонажей, рожденных его безудержным воображением.

Федерико Феллини во время съемок фильма «Амаркорд»

Федерико Феллини во время съемок фильма «Амаркорд»

Фото: Supplied by FilmStills.net

Вы часто видели дядю на съемочной площадке?

Да, я была на студии Cinecittà, когда он снимал «Амаркорд» в 1974 году. Была также на съемках «Джинджера и Фреда» и «Голоса Луны». Для меня это всегда был пропуск в святая святых. Жаль, что такие путешествия случались нечасто. Но и сейчас помню каждую деталь. Я, конечно, многое бы отдала за то, чтобы оказаться на площадках, где снимались и другие его фильмы.

Во время работы каким он был?

— Он был дрессировщиком в цирке! Съемочная площадка всегда была для него огромной ареной, и этот образ Федерико не раз вставлял в свои фильмы — взять хотя бы «8½», где Гвидо дрессирует своих женщин хлыстом. Он был невероятным перфекционистом, лично следил за всем: за макияжем и париками актеров, за костюмами, за всеми декорациями. Его гений не знал границ, он витал над всем!

Каким он был в личной жизни?

— В нескольких словах? Ироничным, щедрым, необъятным.

Кадр из фильма «Амаркорд»

Кадр из фильма «Амаркорд»

Фото: F.C. Produzioni

И очень успешным в глазах окружающих, добавил бы я. А он сам любил праздновать свой успех?

— Нет. Даже никогда сам не забирал свои многочисленные премии, всегда посылал за ними тетю Джульетту (Джульетта Мазина, актриса, жена режиссера. — «Известия»). Можете себе представить?

А дни рождения?

— Никогда не отмечал их. Я как-то спросила, почему. И он ответил прекрасным афоризмом Авраама Линкольна: «Неважно, сколько дней в твоей жизни, важно — сколько жизни в твоих днях».

Что дядя дарил вам на дни рождения?

— Всё время что-то необычное и очень нужное, точное. Самый запоминающийся подарок — красивый синий плащ. А еще после одной из наших зимних прогулок по пляжу в Римини увековечил меня в одном из своих великолепных рисунков.

Какие женские роли в фильмах Феллини вам ближе всего? И какие хотелось бы исполнить самой, ведь вы родились в атмосфере кино?

— Это правда, я родилась в мире кино, и всё же я не актриса и никогда не идентифицировала себя с персонажами фильмов Федерико. Но я обожаю всех его героев, а особенно героинь — тех, что играла тетя Джульетта: Джельсомину, Кабирию и других. Мне они все очень близки.

Каким вы запомнили уход дяди в 1993 году?

— О, это было великое трехдневное прощание между Римом и Римини! Гроб с телом Федерико сначала установили в римском Teatro 5 студии Cinecittà, потом тысячи людей пришли на святую мессу в базилику Santa Maria degli angeli. После на машине его тело перевезли в родной Римини, где прошла еще одна церемония — в Teatro Galli. И последнее путешествие он совершил на монументальное кладбище, где упокоился в семейной гробнице вместе с тетей Джульеттой и их маленьким Пьером-Федерико (единственный сын четы Феллини умер через две недели после появления на свет. — «Известия»).

О чем вы бы спросили своего дядю, если бы брали у него интервью?

Я бы задала ему два вопроса. Первый — «О чем ты сожалеешь?» И второй — «Почему ты ни разу не снял в кино мою маму, свою сестру?»

Кадр из фильма «8 1/2»

Кадр из фильма «8½»

Фото: Иноекино

Как в Италии праздновали юбилей Федерико Феллини?

— Коронавирус многое отменил, но тем не менее в Cineteca Nazionale и Cineteca di Bologna прошло множество показов его фильмов в отреставрированных версиях. В Римини прямо сейчас ведутся реставрационные работы в замке Сигизмондо Малатеста, там в конце декабря будет открыт Международный музей Федерико Феллини. По крайней мере, я очень на это надеюсь.

Какой фильм Феллини вы посоветовали бы посмотреть зрителям, которые еще не открыли для себя его творчество?

— Сложный выбор. Но если речь идет только об одном фильме, тогда, конечно, «8½».

Какой итальянский фильм прошлого года вы считаете лучшим?

— Однозначно — «Предатель» с Пьерфранческо Фавино, снятый великолепным Марко Беллоккьо. Кино такого масштаба случается редко, и не только в Италии.

Кадр из фильма «Предатель»

Кадр из фильма «Предатель»

Фото: Magic Film Company

Что вы думаете о сравнениях Феллини и Паоло Соррентино, которые часто допускают кинокритики?

Просто поставьте рядом, посмотрите друг за другом фильм «Великая красота» Соррентино и шедевры, созданные Maestro Cinema, как американцы называют моего дядю, — и вам всё станет ясно. Феллини — единственный. Он — сверхновая звезда, и у него нет творческих наследников. А критики могут писать что угодно.

Вы бывали в России?

— Дважды — в 1995 и 2014 годах. Очень надеюсь вернуться при первой же возможности. Я обожаю ваши музеи! В следующий раз сразу же пойду в Эрмитаж. А еще очень хочу съездить на Байкал, меня это озеро давно влечет. И если бы у меня была свободная неделя, я бы обязательно совершила путешествие по Золотому кольцу.

Вы помните, что говорил Феллини о России?

— Он всегда чувствовал себя у вас как дома. Говорил, что Россия напоминает ему родную Романью, какой он запомнил ее в детстве. А еще именно в Москве в 1963 году он получил приз Московского международного кинофестиваля за «8½». Русские всегда его обожали, как обожают и Тонино Гуэрру, его постоянного соавтора.

Режиссер Паоло Соррентино

Режиссер Паоло Соррентино

Фото: Global Look Press/Faye Sadou

Вы, наверное, должны любить фильмы Андрея Тарковского.

— Я их действительно люблю. Особенно «Солярис» и «Ностальгию». Что мне особенно в них нравится, так это философское молчание режиссера. Но и другие его картины тоже мне дороги.

Как вы провели месяцы самоизоляции?

— Читала, готовила и смотрела сериалы на Netflix. То же, что и все, пожалуй.

Как вы думаете, чтобы Феллини сказал о нашем времени?

Наша эпоха — не время для такого поэта, как Феллини. Но думаю, он нашел бы верные слова. Он всегда их находил — и в кино, и в жизни.

Федерико Феллини за работой. 1967 год

Федерико Феллини за работой. 1967 год

Фото: Global Look Press/imago stock&people

Федерико посредством своих фильмов учил мир мечтать. О чем мечтаете вы?

— Я должна поблагодарить его, потому что стала провидицей. И произошло это благодаря звездной пыли, которой волшебник Федерико и фея Джульетта окропили мою колыбель в день нашей первой встречи в Болонье. Тогда они стали моими крестными родителями. Он всегда говорил: «Единственный настоящий реалист — это провидец».

К его столетию я дебютировала в качестве режиссера, сняла короткометражный фильм под названием «Феллинетта». Это сказка, как бы подвешенная в воздухе между мечтой и реальностью. Она начинается с рисунка, который он сделал для меня, когда мне было пять лет. В конце года фильм можно будет увидеть на кинофестивалях.

Справка «Известий»

Франческа Фаббри Феллини — писательница, журналистка. Дочь Марии Маддалены, сестры Федерико Феллини. Часто говорит о себе как о «единственной носительнице его ДНК», посвятила свою жизнь распространению наследия режиссера. Была куратором многих выставок, посвященных мастеру, в том числе экспозиции «Феллини, 100» в московском Доме кино.

Прямой эфир