Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Наследники прозванных «Черными ножами» танкистов рассказали «Известиям» о традициях
Мир
В Таиланде одобрили проект письма о намерении страны вступить в БРИКС
Общество
С начала 2024 года Роскомнадзор заблокировал 30 тыс. мошеннических сайтов
Экономика
Прибыль девелоперов предложили ограничить из-за роста цен на жилье
Мир
Байден посетит Францию по случаю годовщины высадки союзников в Нормандии
Общество
СДЭК могут обязать выплатить неустойки за задержку посылок
Мир
Лидера партии «Шанс» Лунгу выпустили из аэропорта Кишинева после задержания
Политика
Лукашенко подписал закон о приостановке действия ДОВСЕ
Общество
В Росавиации назвали причину экстренной посадки Ми-8 в Мурманской области
Общество
Вдова военкора «Известий» Еремина напомнила о его ключевом качестве
Спорт
ФК «Рубин» продлил контракт с главным тренером Рашидом Рахимовым до 2026 года
Мир
В Армении приостановили вещание российского Первого канала
Спорт
Погодин и Никулин встретятся на ринге в новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Мир
Захарова обвинила в задержании лидера оппозиционной партии «Шанс» Лунгу режим Санду
Экономика
Минфин предложил повысить налог на прибыль организаций до 25%
Экономика
Минфин предложил увеличить порог для применения УСН по доходам до 450 млн рублей
Мир
Госдеп подтвердил запрет на удары ВСУ оружием США вглубь России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Переговоры о создании специального антикризисного фонда в Евросоюзе завершились успешно. Сторонам наконец-то удалось найти некое подобие компромисса по объему стимулов. В пользу создания фонда высказались прежде непримиримые его противники — фискальные консерваторы из Нидерландов и Австрии. Предполагается, что на помощь страдающим от текущего экономического кризиса странам безвозмездно выделят €390 млрд, причем больше всех денег получат те, кто сильнее пострадал от эпидемии и ее экономических последствий. Подробности — в материале «Известий».

История не вдохновляет

Одной из главных претензий к Евросоюзу как к единой экономической системе всегда был упрек в недостаточно активной и солидарной реакции на кризисы. Это наглядно проявилось в действиях ЕС во время финансовых потрясений конца 2000-х годов. Хотя удар по европейской экономике был очень серьезным и цифры падения ВВП Германии, Италии и ряда других государств оказались в числе худших среди всех стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ответные действия со стороны Брюсселя оказались довольно скромными.

Общий размер фискального стимула в этот период составил около €200 млрд, что существенно меньше показателей Китая и особенно США (свыше $800 млрд). В относительных цифрах стимулирование экономики ЕС не превысило 1,5% ВВП. При этом львиная доля расходов пришлась на национальные правительства.

Лидеры стран Евросоюза во время обсуждения антикризисного плана на саммите ЕС в Брюсселе

Лидеры стран Евросоюза во время обсуждения антикризисного плана на саммите ЕС в Брюсселе

Фото: Francois Walschaerts/Pool via REUTERS/File Photo

Эта нерешительность обошлась Европе дорого. В 2010-е годы ЕС столкнулся с несколькими серьезными проблемами, включая анемичный экономический рост и долговые кризисы сразу в нескольких странах, самым острым из которых являлся греческий. Хотя Грецию удалось спасти, избежав ее выхода из еврозоны, неудачные антикризисные действия Брюсселя вызвали возмущение по всему континенту. Финансово-экономические затруднения стали одной из причин подъема евроскептиков и в конце концов привели к Brexit.

Сейчас положение дел обстоит едва ли лучше, чем в конце нулевых, скорее уж наоборот. Эпидемиологический кризис обрушил экономику в колоссальных масштабах. ВВП еврозоны, по предварительным прогнозам Еврокомиссии, сократится в этом году на 8,7% (в 2009-м — на 4%), а Евросоюза в целом — на 8,3%. Совершенно не факт, что столь сильное падение будет компенсировано быстрым восстановлением — экономисты пока не знают, удастся ли вернуться к хорошему росту, или же рецессия будет выглядеть в форме буквы L. В любом случае еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони не считает, что в следующем году удастся вернуть ВВП на уровень 2019 года.

Еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони

Еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони

Фото: Francisco Seco/Pool via REUTERS

Тем более что нынешняя обстановка является более турбулентной как с экономической, так и с политической точки зрения. С одной стороны, 10 лет назад мир не ставил под сомнение глобализацию, а торговые войны казались событием из далекого прошлого. Сейчас это реальность, в которую втягивается всё больше стран. Угрозы США ввести санкции в ответ на «цифровой налог» во Франции являются наглядным примером того, как ЕС, скорее всего, не удастся отойти в сторону от этого процесса. С другой, евроскептики в разных странах союза (особенно на данный момент в Италии) могут заметно усилиться из-за бездействия или неудач Брюсселя в ходе нынешней эпидемии и при ликвидации ее последствий.

Бережливость против солидарности

В общем, что-то делать было необходимо, и уже к апрелю европейцы подготовили масштабный план поддержки экономики, общий объем которого превышал €750 млрд. Из этой суммы свыше €500 млрд предполагалось перечислить наиболее пострадавшим от кризиса государствам на безвозмездной основе. Но с самого начала что-то пошло не так: несколько стран резко выступили против выделения денег в таких размерах.

В прошлом на страже консервативной европейской фискальной политики стояла Германия, теперь же правительству Ангелы Меркель удалось уговорить остальные политические силы страны в необходимости поддержки собратьев по Евросоюзу. Однако выдвинулись другие оппоненты — «бережливая четверка» в составе Нидерландов, Австрии, Дании и Финляндии, главными в которой стали голландский премьер Марк Рютте и австрийский канцлер Себастьян Курц. Они с самого начала скептически высказывались о таких радикальных фискальных мерах и были готовы поддержать план только при увязывании финансовой помощи с мерами жесткой экономии в странах-реципиентах. Что было совсем неприемлемо уже для этих последних.

Голландский премьер Марк Рютте (первый слева) и австрийский канцлер Себастьян Курц (второй слева) во время переговоров на саммите ЕС в Брюсселе

Голландский премьер Марк Рютте (первый слева) и австрийский канцлер Себастьян Курц (второй слева) во время переговоров на саммите ЕС в Брюсселе

Фото: REUTERS/Pavlo Palamarchuk

К традиционному в последние 12 лет противостоянию по оси север–юг добавились еще и разногласия между западом и востоком. В первоначальных планах ведущих стран ЕС стояло увязать помощь относительно новым членам (к примеру, Польше и Венгрии) с соблюдением ими стандартов ЕС в социально-политической области, что восточные европейцы восприняли без всякого восторга. В результате всех этих пертурбаций переговоры неоднократно стояли на грани срыва и относительно успешно завершились только через два с половиной месяца после первоначального обнародования планов.

Для принятия пакета помощи потребовались бурные дебаты на протяжении всех последних выходных (впервые с начала эпидемии состоявшихся вживую) и весьма существенные уступки. Самое главное — пришлось по настоянию голландцев и австрийцев сократить объем безвозмездных грантов с €500 млрд до €390 млрд. Взамен «бережливые» государства получили увеличенные компенсации из бюджета. Кроме того, из плана был убран механизм рекапитализации находящихся в сложном положении финансовых организаций — общим объемом €26 млрд. Размер поддержки более бедных стран в части реализации программ зеленой энергетики был уменьшен с €30 млрд до €10 млрд.

Откуда деньги?

Финансирование масштабной программы возложено на Еврокомиссию как институт. Именно она, а не отдельные страны Европы будет занимать средства на открытом рынке в течение нескольких лет. Погашение взятых обязательств будет растянуто на значительно более долгий период — по последним облигациям предстоит расплатиться в 2058 году. Нагрузка ляжет на бюджет Евросоюза в будущем.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан на саммите ЕС в Брюсселе

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан на саммите ЕС в Брюсселе

Фото: Stephanie Lecocq/Pool via REUTERS/File Photo

Попытки покрыть эти обязательства хотя бы частично за счет дополнительных доходов оказались не слишком удачными. Главы европейских государств отказались вводить общий цифровой налог и налог на защиту окружающей среды. Всё, чего удалось добиться зеленым лоббистам, — небольшой налог на пластиковый мусор. По всем остальным мерам созданы лишь декларативные планы «когда-нибудь в будущем».

Распределение средств также станет довольно сложным процессом. Небольшая часть фонда грантов просто войдет в бюджет ЕС и добавится к ординарным расходам Еврокомиссии. Остальное (чуть больше €300 млрд) поступит в специальный фонд. Для получения средств из этого фонда страны-участницы должны сперва разработать свои собственные национальные планы восстановления экономик.

Право вето для каждого

При этом любое входящее в ЕС государство имеет право заблокировать выделение средств для какой-либо из стран-участниц: достаточно, если его политическое руководство сочтет, что взятые реципиентом экономические и финансовые обязательства не выполняются. Приостановка может занять три месяца, в течение которых должна высказаться Еврокомиссия: последнее слово в данном вопросе остается все-таки за Брюсселем. Такое ограничение было включено в план по инициативе голландцев, которые в противном случае угрожали прервать переговоры.

Канцлер Германии Ангела Меркель во время саммита ЕС в Брюсселе

Канцлер Германии Ангела Меркель во время саммита ЕС в Брюсселе

Фото: Stephanie Lecocq/Pool via REUTERS

Ограничение финансирования под предлогом несоблюдения верховенства закона оказалось не слишком жестким. Чтобы снять ту или иную страну с денежного потока, требуется решение большинства стран ЕС, что в нынешних условиях представляется маловероятным. При этом Ангела Меркель специально уточнила, что данный механизм не создается для действий против одной или двух стран союза (имея в виду Польшу и Венгрию).

Что касается конкретного объема выделяемых на каждую из стран средств, то они будут зависеть от того, какой по масштабам ущерб государства понесли от нынешнего кризиса. В первоначальном плане предполагалось использовать еще докризисные данные по экономическому росту и безработице.

Несмотря на многочисленные сокращения и компромиссы, принятие данного плана стало большим прорывом для Евросоюза, о чем довольно красноречиво свидетельствует резкий рост курса евро (до четырехмесячного максимума) после первых объявлений о близости подписания договоренностей. Есть ожидания, что из этого кризиса Европа выйдет более сплоченной, чем 10 лет назад. Однако в конечном итоге всё будет зависеть от того, каким образом многомиллиардная программа будет выполняться и не породит ли она новые конфликты.

Прямой эфир